Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 14:50, реферат
В каждой клетке осуществляются процессы, в ходе которых происходит освобождение энергии, используемой на различные виды жизнедеятельности организма. Сокращения мышечных волокон, проведение нервных импульсов нейронами, выделение секретов железистыми клетками, процессы клеточного деления - все эти и многие другие жизненные отправления клеток совершаются благодаря той энергии, которая освобождается при процессах, называемых тканевым дыханием.
Введение Ошибка! Закладка не определена.
1. Особенности строения и развития дыхательной системы в анте- и постнатальном периодах…………………………………………………………………………...5
Заключение 12
Список используемой литературы 13
Кафедра гистологии
СРС
«Возрастные особенности дыхательной системы у новорожденных и детей»
Выполнила: ст. гр. 3-072 ОМФ Якупова А.А.
Караганда 2014
План
В каждой клетке осуществляются процессы, в ходе которых происходит освобождение энергии, используемой на различные виды жизнедеятельности организма. Сокращения мышечных волокон, проведение нервных импульсов нейронами, выделение секретов железистыми клетками, процессы клеточного деления - все эти и многие другие жизненные отправления клеток совершаются благодаря той энергии, которая освобождается при процессах, называемых тканевым дыханием.
При дыхании клетки поглощают кислород и выделяют углекислый газ. Это внешние проявления сложных процессов, совершающихся в клетках при дыхании. Как же обеспечивается постоянное поступление кислорода к клеткам и удаление угнетающего их деятельность углекислого газа? Это происходит в процессе внешнего дыхания.
Кислород из внешней среды поступает в легкие. Там, как уже известно, происходит превращение венозной крови в артериальную. Артериальная кровь, текущая по капиллярам большого круга кровообращения, отдает кислород через тканевую жидкость клеткам, которые омываются ею, а углекислый газ, выделяемый клетками, поступает в кровь. Отдача углекислого газа кровью в атмосферный воздух также совершается в легких.
Прекращение поступления кислорода к клеткам хотя бы на очень короткое время приводит к их гибели. Вот почему непрестанное поступление этого газа из окружающей среды - необходимое условие жизни организма. В самом деле, без пищи человек может прожить несколько недель, без воды - несколько суток, а без кислорода - всего 5- 9 мин.
Итак, работу дыхательной системы можно разделить на два основных этапа:
Первый — это проведение воздуха по верхним дыхательным путям (носу, носоглотке, гортани, трахее и бронхам) к легким, где в альвеолах осуществляется газообмен между воздухом и кровью.
Второй — собственно газообмен.
Дыхательная система новорожденных детей, как и другие органы и системы, имеет целый ряд возрастных особенностей. Эти особенности, с одной стороны, обеспечивают необходимый для новорожденного режим работы системы дыхания, а с другой — обусловливают предрасположенность к осложнениям, характерным только для этого возраста.
Актуальность темы в том, что органы дыхания, осуществляющие постоянный обмен газами между организмом и окружающей средой, являются одной из важнейших жизнеобеспечивающих систем в человеческом организме. Непрерывное поступление в кровь кислорода, также как и постоянное выделение из крови углекислот газа, — основная функция дыхательной системы, без которой немыслима жизнь любого живого организма на Земле...
Различные элементы системы дыхания в процессе онтогенеза претерпевают значительные изменения. Они касаются дыхательной функции крови, строения грудной клетки, взаимного расположения органов брюшной и грудной полостей, строения самих легких, принципиального отличия механизмов внешнего дыхания в пре- и постнатальном периодах развития организма.
Между глоткой и внутренним ухом человека имеется так называемая слуховая (евстахиева) труба, основное значение которой заключается в поддержании постоянства давления во внутреннем ухе. У малышей первых месяцев жизни евстахиева труба отличается тем, что имеет достаточно широкий просвет при относительно малой длине. Это создает предпосылки для более быстрого распространения воспалительного процесса из носо- и/или ротоглотки в полость уха. Именно поэтому отиты чаще случаются у детей раннего возраста, у дошкольников и школьников вероятность их возникновения уже меньше.
Еще одной важной и интересной особенностью строения органов дыхания у младенцев является то, что у них отсутствуют придаточные пазухи носа (они начинают формироваться только к 3 годам), поэтому у детей раннего возраста никогда не бывает ни гайморита, ни фронтита.
Гортань у новорожденного короткая, широкая, воронкообразная, располагается выше, чем у взрослого человека (на уровне II–IV позвонков). У детей первых месяцев жизни гортань чаще воронкообразная, в более старшем возрасте преобладают цилиндрическая и коническая формы. Пластинки щитовидного хряща располагаются под тупым углом друг к другу. Выступ гортани отсутствует. Вследствие высокого расположения гортани у новорожденных и детей грудного возраста надгортанник находится несколько выше языка корня, поэтому при глотании пищевой комок (жидкость) обходит надгортанник по сторонам от него. В результате ребенок может дышать и глотать (пить) одновременно, что имеет важное значение при акте сосания.
Вход в гортань у новорожденного относительно шире, чем у взрослого. Преддверие короткое, поэтому голосовая щель находится высоко. Она имеет длину 6,5 мм (в 3 раза короче, чем у взрослого). Голосовая щель заметно увеличивается в первые три года жизни ребенка, а затем – в период полового созревания. Мышцы гортани у новорожденного и в детском возрасте развиты слабо. Гортань быстро растет в течение первых четырех лет жизни ребенка. В период полового созревания (после 10–12 лет) вновь начинается активный рост, который продолжается до 25 лет у мужчин и до 22–23 лет у женщин. Вместе с ростом гортани в детском возрасте она постепенно опускается, расстояние между ее верхним краем и подъязычной костью увеличивается. К 7 годам нижний край гортани находится на уровне верхнего края VI шейного позвонка. Положение, характерное для взрослого человека гортань занимает после 17–20 лет.
Половые различия гортани в раннем возрасте не наблюдаются. В дальнейшем рост гортани у мальчиков идет несколько быстрее, чем у девочек. После 6–7 лет гортань у мальчиков крупнее, чем у девочек того же возраста. В 10–12 лет у мальчиков становится заметным выступ гортани.
Хрящи гортани, тонкие у новорожденного, с возрастом становятся более толстыми, однако долго сохраняют свою гибкость. В пожилом и старческом возрасте в хрящах гортани, кроме надгортанника, откладываются соли кальция. Хрящи окостеневают, становятся хрупкими и ломкими.
Трахея и главные бронхи у новорожденного короткие. Длина трахеи составляет 3,2–4,5 см, ширина просвета в средней части – около 0,8 см. Перепончатая стенка трахеи относительно широкая, хрящи трахеи развиты слабо, тонкие, мягкие.
После рождения трахея быстро растет в течение первых 6 мес, затем рост ее замедляется и .вновь ускоряется в период полового созревания и в юношеском возрасте (12–22 года). К 3–4 годам жизни ребенка ширина просвета трахеи увеличивается в 2 раза. Трахея у ребенка 10–12 лет вдвое длиннее, чем у новорожденного, а к 20–25 годам длина ее утраивается.
Слизистая оболочка стенки трахеи у новорожденного тонкая, нежная; железы развиты слабо. У ребенка 1–2 лет верхний край трахеи располагается на уровне IV–V шейных позвонков, в 5–6 лет – кпереди от V–VI позвонков, а в подростковом возрасте – на уровне V шейного позвонка. Бифуркация трахеи к 7 годам жизни ребенка находится кпереди отIV–V грудных позвонков, а после 7 лет постепенно устанавливается на уровне V грудного позвонка, как у взрослого человека.
Легкие новорожденного развиты недостаточно хорошо, неправильной конусовидной формы; верхние доли относительно небольших размеров. Средняя доля правого легкого по размерам равна верхней доли, а нижняя сравнительно большая. Масса обоих легких у новорожденного составляет 57 г (от 39 до 70 г), объем – 67 см3. Плотность легкого дышавшего ребенка составляет 0,490. Рождается ребенок с легкими, альвеолы которых практически полностью заполнены амниотической жидкостью (околоплодными водами). Жидкость эта стерильна и в течение первых двух часов жизни постепенно выделяется из дыхательных путей, благодаря чему воздушность легочной ткани повышается. Этому способствует и то, что на протяжении первых часов жизни новорожденный ребенок обычно продолжительное время кричит, совершая глубокие вдохи. Но, тем не менее, развитие легочной ткани продолжается на протяжении всего периода раннего детства.
К моменту рождения
количество долей, сегментов в основном соответствуют количеству
этих образований у взрослых. До рождения
альвеолы легких остаются в спавшемся
состоянии, выстланы кубическим или низкопризматическим
эпителием (т.е. стенка толстая), заполонены
тканевой жидкостью с примесью амниотической
жидкости. При первом вдохе или крике ребенка
после рождения альвеолы расправляются,
заполняются воздухом, стенка альвеол
растягивается – эпителий становится
плоским. У мертворожденного ребенка альвеолы
остаются в спавшемся состоянии, под микроскопом
эпителий легочных альвеол кубический
или низкопризматический (если кусочек
легких бросить в воду – они тонут).
Дальнейшее развитие дыхательной системы
обуслолено увеличением количества и
объема альвеол, удлиннением воздухопроводящих
путей. Объем легких к 8 годам увеличивается
по сравнениению с новорожденным в 8 раз,
к 12 годам – в 10 раз. С 12 летнего возраста
легкие по внешнему и внутренному строению
близки к таковым у взрослых, но медленное
развитие дыхательной системы продолжается
до 20-24 летнего возраста. В период от 25
до 40 лет строение легочных ацинусов практически
не меняется. После 40 лет начинается постепенное
старение легочной ткани. Легочные альвеолы
становятся крупнее, часть межалъвеолярных
перегородок исчезает. В процессе роста
и развития легких после рождения их объем
увеличивается: в течение 1-го года – в
4 раза, к 8 годам – в 8 раз, к 12 годам – в 10 раз,
к 20 годам – в 20 раз (по сравнению с объемом
легких новорожденного).
Информация о работе Возрастные особенности дыхательной системы у новорожденных и детей