Врачевание в Древнем Риме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 14:23, творческая работа

Описание работы

В истории древнего Рима выделяются три основные этапа:
1) царский период (VIII—VI вв. до н. э.), когда древняя Италия не представляла собой единого государства, а была совокупностью самостоятельных городов-государств, среди которых был и Рим;
2) период республики (510—31 гг. до н. э.), когда город Рим подчинил себе территории древней Италии и начал завоевательные войны за пределами Апеннинского полуострова;
3) период империи (31 г. до н. э.— 476 г. н. э.) — время расцвета, а затем и кризиса рабовладельческой формации в регионе Средиземноморья, находившемся под властью Рима.

Содержание работы

1)ВРАЧЕВАНИЕ В ЦАРСКИЙ ПЕРИОД (VIII—VI вв. до н. э.)
2) МЕДИЦИНА ПЕРИОДА РЕСПУБЛИКИ
(конец VI в. до н. э.— 31 г. до н. э.)
3) МЕДИЦИНА ПЕРИОДА ИМПЕРИИ
(31 г. до н. э.— 476 г. н. э.)

Файлы: 1 файл

ВРАЧЕВАНИЕ В ДРЕВНЕМ РИМЕ.pptx

— 612.06 Кб (Скачать файл)

ВРАЧЕВАНИЕ В ДРЕВНЕМ  РИМЕ

Содержание:

 

  1. ВРАЧЕВАНИЕ В ЦАРСКИЙ ПЕРИОД (VIII—VI вв. до н. э.)
  2. МЕДИЦИНА ПЕРИОДА РЕСПУБЛИКИ

(конец VI в. до  н. э.— 31 г. до н. э.)

3)    МЕДИЦИНА  ПЕРИОДА ИМПЕРИИ

(31 г. до н.  э.— 476 г. н. э.)

 

 

 

 

В истории древнего Рима выделяются три основные этапа:

 

1) царский период (VIII—VI вв. до н. э.), когда древняя  Италия не представляла собой  единого государства, а была  совокупностью самостоятельных  городов-государств, среди которых  был и Рим;

 

 

2) период республики (510—31 гг. до н. э.), когда город Рим  подчинил себе территории древней  Италии и начал завоевательные  войны за пределами Апеннинского полуострова;

 

3) период империи (31 г.  до н. э.— 476 г. н. э.) — время  расцвета, а затем и кризиса  рабовладельческой формации в  регионе Средиземноморья, находившемся  под властью Рима.

ВРАЧЕВАНИЕ В  ЦАРСКИЙ ПЕРИОД (VIII—VI вв. до н. э.)

 

Согласно преданиям, три последних царя Рима происходили  из этрусской династии Тарквиниев.

 

«Народ этрусков — это народ, знающий лекарства», — говорил о них римский  философ Сенека.

 

 

Этруски были хорошими стоматологами. В их гробницах найдены зубные протезы, один из которых, например, представлял  собой четыре золотых кольца, стягивавших  четыре зуба. Боковые кольца надевались на здоровые зубы, а к ободку внутренних крепились протезы. На испорченные  зубы могли также надевать золотые  и терракотовые коронки.

В царский период истории (и вплоть до конца III в. до н. э.) врачевателей-профессионалов в г. Риме не было - лечили дома народными  средствами: травами, кореньями, плодами, их отварами и настоями, часто в  сочетании с магическими заговорами.

 

По свидетельству видного  писателя и государственного деятеля Марка Порция Катона, в течение столетий самым популярным лечебным средством считалась капуста: «Капуста из всех овощей - первая,- писал он в труде «Земледелие».- Ешь ее вареной и сырой... Она чудо как помогает пищеварению, устанавливает желудок, а моча того, кто ее ест, служит лекарством от всего... Натерши, прикладывай ее ко всем ранам и нарывам... Она все вылечит, выгонит боль из головы и из глаз...»

 

МЕДИЦИНА ПЕРИОДА  РЕСПУБЛИКИ

(конец VI в.  до н. э.— 31 г. до н. э.)

 

В области медицины этот период знаменуют: развитие санитарного  законодательства и строительство  санитарно-технических сооружений; появление врачей-профессионалов, становление  и развитие медицинского дела и элементов  его государственной регламентации; формирование материалистического  направления в медицине.

 

Наиболее ранним письменным свидетельством внимания граждан города Рима к мероприятиям санитарного  характера были «Законы XII таблиц» (451—450 гг. до н. э.).

«Всякий собственник  здания, перед которым имеется  пешеходная дорожка, должен содержать  эту дорожку на всем протяжении этого  здания хорошо вымощенной плитами без  трещин, в соответствии с указаниями эдила, на которого в этой части (города) возложено наблюдение за дорогами, согласно настоящему закону».

 

 

В период ранней республики в г. Риме началось сооружение акведуков, так как подземные источники  уже не могли обеспечивать всех жителей  города чистой питьевой водой, а вода р. Тибр в связи со стоком в нее  нечистот по системе клоак в IV в. до н. э. была настолько загрязнена, что использование ее в качестве питьевой запрещалось законом. 

 

Акведу́к (от лат. aqua — вода и ducere — вести) — водовод (канал, труба) для подачи воды к населённым пунктам, оросительным и гидроэнергетическим системам из расположенных выше их источников.

В III в. до н. э. созданы первые термы (Бани) Марком Агриппой, которые были переданы в бесплатное пользование населению города.

 

Для обеспечения их содержания он выделил специальные поместья, а для снабжения терм водой  провел к ним новый акведук.

 

Согласно традициям тогдашней  медицины, баня принадлежала к числу  действенных врачебных средств  и при лечении некоторых болезней без нее не обходились.

 

 

 

В произведении неизвестного поэта в следующих словах говорится  о целебных свойствах бани:

 

Даров источник многих в банях мы найдем:

 

Смягчить мокроту  могут, влагу тела взять,

 

Избыток желчи  гонят из кишок они,

 

Смягчают зуд,—  приятен и докучен он,—

 

И обостряют зренье; если ж кто-нибудь

 

Стал плохо  слышать, уши прочищают там.

 

Забывчивость  уносят, память же хранят,

 

Для размышленья  разум проясняют вмиг,

 

К беседе оживленной направляют речь,

 

А тело все блестит  от омовенья там

Первыми врачами в Риме были рабы из числа военнопленных, главным  образом греков. Слой рабской интеллигенции  в Риме, особенно в последние годы существования республики, был особенно многочисленным, а вклад, внесенный  греками-рабами в создание римской  культуры, весьма ощутимым. Римские  учителя, врачи, музыканты почти  без исключения были греками. Каждый состоятельный римский гражданин  стремился обзавестить рабом-врачом.

Раб лечил своего хозяина  и его родственников.

Высокий культурный и профессиональный уровень раба-врача постепенно поднимал его в глазах хозяина. Свободная  практика такого специалиста представлялась рабовладельцу весьма доходной, поэтому  рабов-специалистов за определенную плату  стали отпускать на свободные  заработки.

Врач-отпущенник был обязан бесплатно лечить своего бывшего  владельца, его семью, рабов и  друзей и отдавать ему часть доходов. Юридически врачи-отпущенники оставались зависимыми от рабовладельцев, и римское  общество долгое время относилось к  ним с некоторым презрением.

В конце III — начале II в. до н. э. в столице Римской республики стали проявляться свободные  врачи греческого происхождения. Первым свободным греческим врачом в  г. Риме считается пелопоннесец Архагат. Ему предоставили право римского гражданства и выделили государственный дом для частной практики. Начало деятельности принесло Архагату большую популярность. Однако вскоре прижигания и хирургические операции, которые он производил, резко изменили отношение к нему римлян: его прозвали «живодером» и перестали к нему обращаться.

Прошло несколько столетий, прежде чем греческая медицина получила признание в столице Римской  республики. Важной вехой в этом отношении явился указ Юлия Цезаря, который в 46 г. до н. э. предоставил  почетное право римского гражданства  как приезжим врачам - выходцам из Греции, Малой Азии, Египта и других провинций  государства, так и местным жителям, обучавшимся медицине.

 

Гай Юлий Цезарь - древнеримский  государственный и политический деятель, диктатор, полководец, писатель.

Атомистическое учение, созданное  выдающимися греческими философами Левкиппом, Демокритом и Эпикуром, вошло в философию древних римлян и нашло свое отражение в произведениях виднейшего представителя римского эпикуреизма - философа и поэта Тита Лукреция Кара. Его поэма «О природе вещей» явилась энциклопедией того времени и отразила передовые воззрения римлян в области философии, естествознания, медицины, психологии, истории.

 

В поэме «О природе вещей» Лукреций подошел к вопросам естествознания и медицины с точки зрения атомистического  учения. В популярной форме говорит  он о сложном строении живых организмов из мельчайших движущихся частиц —  атомов, высказывает мысль о постепенном  развитии растительного и животного  мира, о различиях организмов и  передаче признаков по наследству, о вымирании неприспособленных  и выживании приспособленных  организмов. Он дает характеристику некоторым  заболеваниям и весьма точно описывает  отдельные симптомы.

Государственных (гражданских) больниц в древнем Риме еще  не было: врачи посещали больных, и  больные приходили к ним на дом.

 

В то же время в рабовладельческих  поместьях устраивались специальные  валетудинарии (лечебное заведение в древнеримском государстве) для рабов, которые обслуживались рабами-медиками. Об этом писал Колумелла (I в.) - видный римский писатель и агроном, в своем труде «О сельском хозяйстве». Однако, как правило, рабов не лечили. В столице хозяин считал, что он в праве не оказывать никакой помощи заболевшему рабу: его отправляли на о. Асклепия (или Св. Бартоломея) на р. Тибр и оставляли там умирать. В случае выздоровления такой раб становился свободным и, согласно эдикту императора Клавдия, не должен был возвращаться к рабовладельцу.

 

МЕДИЦИНА ПЕРИОДА  ИМПЕРИИ (31 г. до н. э.— 476 г. н. э.)

 

Развитие медицинского дела в период империи явилось  одним из проявлений римского практицизма  и наиболее ярко выразилось в становлении  военной медицины.

 

В римской армии  была сформирована самая настоящая  медицинская служба. В ней появились  специально обученные и оснащенные люди. Самый младший медицинский  персонал именовался капсиариями (от латинского capsa - круглая коробка с перевязочным материалом), они носили форму, имели минимум оружия для самообороны, а их основной задачей было оказание первой помощи непосредственно на поле боя, причем во время этого самого боя. Современный аналог капсиария - санинструктор. И задачи у него за прошедшие две с лишним тысячи лет нисколько не изменились. Нелегкий труд капсиариев запечатлен на знаменитой колонне Траяна в Риме.

Эвакуационные мероприятия  начинались только после завершения битвы. В ближайшем городе (или  в чистом поле рядом с лагерем) разворачивался аналог современного военно-полевого хирургического госпиталя (ВПХГ) под  названием валетудинарий (лат. valetudinarium) по одному на каждые 3—4 легиона. Обслуживавший их персонал состоял из врачей, экономов, инструментариев и младшего персонала. Инструментарии заведовали инструментами, лекарствами, перевязочным материалом. Младший персонал, главным образом из числа рабов, использовался для ухода за больными.

К концу I века во всех подразделениях римской армии  были профессиональные военные врачи, medici. Первый документально зафиксированный военврач - Диоскорид, военный хирург армии Нерона.

В каждом легионе  был свой начмед, который назвался врачом легиона (medicus legionis). В его подчинении находились врачи когорт (medici cohortis), которых в каждой когорте было по 4 штатных единицы. Военно-полевые хирурги, работавшие в госпиталя-валетудинариях, назывались medici vulnerarii (от лат. vulnerare - ранить). На флоте также были свои военврачи, по одному на каждом корабле.

Кроме того, каждый римский воин должен был носить при  себе прообраз индивидуального перевязочного  пакета, для оказания само- и взаимопомощи.

Наряду с военной медициной  в период империи развивалось  медицинское дело в городах и  отдельных провинциях, где государственные  власти стали учреждать оплачиваемые должности врачей - архиатров (по 5—10 врачей в зависимости от количества населения), которые объединялись в коллегии. Первым императорским архиатром в Риме считается Ксенофон (I в. н. э.) - личный врач императора Клавдия, которого Клавдий представлял как уроженца о. Кос и потомка легендарного Эскулапа (так римляне называли бога врачевания Асклепия).

Объединенные в коллегию, архиатры находились под контролем городских властей и центрального правительства, которые строго следили за их выборами и назначением. Процедура выборов напоминала строгий экзамен; после него врач получал звание «Medicus a Republica probatus» («Врач, утвержденный государством»). Они имели постоянное жалование, но могли заниматься и частной практикой.

 

 

 

В обязанности главы городских  архиатров входило преподавание медицины в специальных школах, которые были учреждены в гг. Риме, Афинах, Александрии, Антиохии, Берите и других. Анатомия преподавалась на животных, а иногда - на раненых и больных. Практическую медицину изучали у постели больного. Сo временем положение врачей в Риме укрепилось. Они получили большие права, освобождение от тягостных повинностей и даже льготы. Во время войны врачи и их сыновья освобождались от общей воинской повинности. Подобные привилегии привлекали в г. Рим иноземных врачей, что привело к их избытку, конкуренции и в результате - к узкой специализации. К концу II в. в столице империи были глазные и зубные врачи, специалисты, которые лечили только болезни мочевого пузыря, хирурги, которые производили только одну операцию (например, грыжесечение или камнесечение).

 

 

 

Наиболее ярко эти тенденции  выразились в многотомной (более 20 томов) энциклопедии «Artes» («Искусства»), составленной Авлом Корнелием Цельсом (30/25 гг. до н. э. — 45/50 гг. н. э.) на латинском языке. До нас дошли лишь восемь томов, посвященных медицине («De medicina»); они были обнаружены в середине XV в. и впервые изданы во Флоренции в 1478 г.

О развитии хирургии в период империи свидетельствуют наборы хирургических инструментов, найденные  при раскопках древних городов. В наборы входили пинцеты, щипцы, захваты, ложки, ранорасширители, пилы для костей, хирургические ножи и иглы, катетеры, акушерские зеркала и другие инструменты, использовавшиеся в хирургии и акушерско-гинеколо-гической практике.

Информация о работе Врачевание в Древнем Риме