Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2015 в 22:44, реферат
Периодизация и хронология первобытной эры и первобытного врачевания.
В истории первобытной эры выделяют три эпохи:
1) становление первобытного общества: эпоха праобщины, или первобытного человеческого стада (свыше 2 млн лет тому назад — ок. 40 тыс. лет тому назад);
2) зрелость первобытного общества: эпоха первобытной общины (ок. 40 тыс. лет тому назад — Х тыс. до н.э.);
3) разложение первобытного общества: эпоха классообразования (с XV тыс. до н.э.). (Приведенные хронологические границы весьма условны, т.к. в различных регионах Земного шара человечество развивалось крайне неравномерно).
ВВЕДЕНИЕ
Становление человека и человеческого общества
Праобщина и зачатки врачевания
Врачевания в период зрелости первобытного общества (ок. 40 тыс. лет назад — X—V тыс. до н.э.)
Общественные отношения и врачевание
Врачевания в период разложения первобытного общества
(с X—V тыс. до и.в.)
Врачевание и врачеватели
Медицина народная, традиционная, научная (в современном мире)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
В пещере Шанидар обнаружено девять скелетов тяжело больных древних людей, живших в период от 70 до 44 тыс. лет тому назад. Кости скелета мужчины Шанидар—I, жившего примерно 45 тыс. лет назад, свидетельствуют о серьезном повреждении латеральной стенки левой глазничной впадины (в результате чего этот древний человек был, по всей вероятности, слеп на левый глаз); кости его левой стопы сохранили явные следы перелома с выраженным артритом ее суставов; его правая рука за много лет до смерти была ампутирована выше локтя (в результате травмы или намеренно), что привело к выраженной дистрофии костной ткани. Стертость наружной части передних зубов говорит о том, что, пережив ампутацию, этот человек многие годы пользовался зубами вместо утраченной правой руки. Будучи полным калекой, он жил в коллективе сородичей, которые оказывали ему повседневную помощь; и умер в возрасте около 40 лет (что значительно выше средней продолжительности жизни первобытных людей).
Исследования в пещере Шанидар, проводимые
в 1960 г. под руководством американского
археолога Р.С.Солецки (Solecki, R.S.) предоставили
и первые достоверные сведения о целенаправленном
использовании первобытным человеком
лекарственных растений. Мужчина Шанидар—IV
(ок. 60 тыс. лет от современности) был погребен
на ложе из веток деревьев и лекарственных
цветов восьми видов. Среди них были тысячелистник (лат. Achillea),
золототысячник (лат. Centauriu
3 Solecki R.S. Shanidai: The first Hovel people. - New York, 1971. - P. 246-249.
Врачевания в период зрелости первобытного общества (ок. 40 тыс. лет назад — X—V тыс. до н.э.)
Расцвет, или зрелость, первобытного общества (эпоха первобытной общины) начинается в эпоху верхнего палеолита, около 40 тыс. лет тому назад. К этому времени окончательно завершился процесс антропогенеза и сформировался человек современного вида — неоантроп (Homo sapiens). Значительно расширилась ойкумена, — если на ранних этапах становления человечества она занимала только зону тропического пояса Африки и Евразии, то к началу позднего палеолита человек освоил значительные территории Северной Европы и Сибири, Австралии и Америки.
Расширение ойкумены в эпоху позднего палеолита и приспособление человека к среде обитания на трех основных материках Старого Света способствовали формированию трех больших рас человечества, сферы обитания которых совпадали с границами материков: люди негроидной расы населяли Африку, европеоидная раса формировалась в Европе, монголоидная — в Африке. В эпоху мезолита в пределах каждой из трех основных рас выделились крупные ветви: северная и южная — внутри европеоидной, азиатская и американская — внутри монголоидной, африканская и австралийская — внутри негроидной. Дальнейшее выделение расовых вариантов проходило позднее внутри перечисленных локальных рас и на протяжении последних двух-трех тысячелетий завершилось формированием современных многочисленных расовых типов. Таким образом, процесс расообразования вышел далеко за пределы хронологических рамок первобытной эры4.
4Алексеев В.П„ Першиц А.И. История первобытного общества: Учеб. по спец. «История». - 5-е изд., испр. - М.: Высш. шк„ 1999. - С. 94,134-138.
Общественные отношения и врачевание
В период верхнего палеолита развитие первобытного коллективизма выразилось в возникновении общинно-родового строя — сначала в форме ранней первобытной общины охотников, собирателей и рыболовов, а затем — в форме более развитой поздней родовой общины земледельцев и скотоводов.
Наряду с первобытным коллективизмом одной из ведущих характеристик рода является однолинейный (унилинейный) счет родства. На ранних стадиях социогенеза кровное родство устанавливалось между потомками одной матери, т.е. матрилинейно (матрилинейная организация рода). Это обусловило формирование материнско-родового культа — культа матерей-прародительниц, охранительниц очага. Отсюда однако не следует, что в периоды ранней и развитой родовой общины женщина стояла во главе рода, — главой рода могли быть в равной степени и женщина, и вождь-мужчина, рожденный от женщины данного рода5. Высокое положение женщины, присущее развитой родовой общине, часто неправильно называют «матриархатом». В классической первобытности, которой свойственны уравнительные порядки, еще не было господства одной части общества над другой. В научной исторической литературе термин «матриархат» (или «поздний матриархат») применяется для определения особой, весьма редкой формы разложения первобытного общества (ел. ниже).
В эпоху ранней родовой общины врачевание было коллективным занятием широкого круга общинников. Женщины занимались им потому, что этого требовала забота о детях и других членах общины; мужчины оказывали помощь сородичам во время охоты или в борьбе с соседними коллективами.
Поздняя первобытная община земледельцев и скотоводов (мезолит, неолит) характеризуется прежде всего переходом от присваивающего хозяйства к производящему — земледелию (с IX—III тыс. до н.э.) и разведению домашних животных (с VIII—III тыс. до н.э.). Врачевание в этот бурный период истории человечества (известный под названием «неолитическая революция») развивалось в тесном взаимодействии, как с рациональными, так и с фантастическими (иррациональными) представлениями об окружающем мире.
5Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества: Учеб. по спец. «История». — 5-е изд., испр. — М.: Высш. шк., 1999. — С. 139—142.
Результатом рационального миро
Так, аборигены Австралии, широко используя флору и фауну своего континента, применяли для лечения нарушений пищеварения эвкалиптовую смолу, касторовое масло и луковицы орхидеи; останавливали кровотечение при помощи паутины, золы или жира игуаны; при змеиных укусах высасывали кровь и прижигали рану; при заболеваниях кожи делали промывание мочой и прикладывали местные глины, горячие и холодные компрессы, делали массаж, промывание кишечника и т.д.
Первобытные врачеватели обрабатывали раны лекарствами, приготовленными из растений, минералов и частей животных; накладывали «шины» при переломах; знали опьяняющее и наркотическое действие некоторых природных средств и использовали их для обезболивания; умели делать кровопускания, применяя изделия из камня, кости, рыбьей чешуи, колючки и шипы растений.
В то же время, бессилие перед природой порождало фантастические представления об окружающем мире. В период ранней родовой общины начали зарождаться первые религиозные представления (тотемизм, фетишизм, анимизм, магия), которые отразились и на приемах врачевания.
Тотемизм (от алгонкинск. от—отем — его род) — вера человека в существование тесной родственной связи между его родом и определенным видом животного или растения (например, кенгуру или эвкалипт), которого считали «отцом», «старшим братом», защитником от бед и болезней.
Фетишизм (от португ. fetico — амулет, талисман) — вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов. Фетиши стали изготовляться специально в качестве культовых предметов и получили идеалистическое толкование. Так появились амулеты и талисманы (от болезней, ранения в бою и т.п.).
Анимизм (от лат. anima, animus — душа, дух) — вера в души, духов и всеобщее одухотворение природы. Эти представления связаны с ранними формами культа умерших. Ритуалы, посвященные мертвым, и сегодня встречаются на островах Океании, в Австралии, Америке и Африке.
Магия (греч. mageia — колдовство) — вера в способность человека сверхъестественным образом воздействовать на других людей, предметы, события или явления природы. Среди многочисленных разновидностей магии была и лечебная магия — врачевание ран и недугов, основанное на культовой практике. Сначала культовая практика не составляла секрета: простые церемонии и ритуалы мог совершать каждый. Со временем круг лиц, способных их усвоить резко сужался, и культовые действия стали совершаться старейшинами рода или наиболее умелыми общинниками.
Окончательно первобытная культовая практика оформилась позднее, в период развитой родовой общины, когда зооморфный тотемизм предков-животных постепенно трансформировался в антропоморфный тотемизм и культ предков— людей — покровителей рода (предков—мужчин — при переходе к патриархату и предков—женщин — при переходе к матриархату)6.
Культ предков отразился и на представлениях первобытного человека о причинах болезней: возникновение недуга понималось, как результат вселения в тело заболевшего человека духа умершего предка. Стремление изгнать дух болезни из тела больного породило целое направление культовой практики — шаманство, которое сочетало в себе иррациональные ритуалы с применением рациональных средств и приемов врачевания.
К ритуальным обрядам, связанным с изгнанием духа болезни, относится и трепанация черепа, известная по археологическим данным с XII тыс. до н.э. (мезолит), — ее стал производить лишь человек современного вида — Homo sapiens. Анализ многочисленных трепанированных черепов человека на территории Перу показал, что в большинстве случаев (около 70%) трепанации заканчивались успешно.
Причина трепанации — вопрос дискуссионный. Большинство ученых полагает, что чаще она производилась в ритуальных целях.
В то же время существует и другая точка зрения, которая допускает, что трепанации в первобытную ару проводились главным образом после травматического повреждения мозгового черепа и связаны с удалением костных осколков. Для истории медицины принципиально важен сам факт успешной (пережитой) трепанации, что свидетельствует о реальности удачных оперативных вмешательств на мозговом черепе, которыеимели место уже в периоды поздней родовой общины и разложения первобытного общества.
Врачевание в эту эпоху продолжало оставаться по преимуществу коллективным. Накопление эмпирических знаний отражало коллективный опыт народа.
Врачевания в период разложения первобытного общества
(с X—V тыс. до и.в.)
Разложение первобытно-общинного строя
началось в X-V тыс. до н.э. Основным содержанием
этого процесса было зарождение частной
собственности и частного хозяйства, классов
и государств, поэтому этот этап истории
первобытности определяется как эпохаклассообразования. Разлож
Патриархат был наиболее распространен и возникал там, где общественное неравенство формировалось при ведущей экономической и общественной
6 История первобытного общества: Эпоха первобытной родовой общины / Под ред. Ю.В.Бромлея. - М.: Наука, 1986. - С. 236.
7 Першиц А.И„ Монгайт АА„ Алексеев В.П. История первобытного общества: учебник для студ. ист. фак. вузов. — 3-е изд., переработ, и дополи. — М.: Высшая школ». 1982. - С. 171.181.
роли мужчины. Это приводило к постепенной замене матрилинейного счета родства патрилинейным, матрилокального поселения — патрилокальным.
Матриархат был сравнительно редкой формой разложения первобытно-общинного строя и развивался, когда общественное неравенство формировалось при сохранении ведущей экономической роли женщины и материнско-родового культа. Традиционные признаки матриархата долгое время сохранялись в крупных рабовладельческих государствах (древний Египет, Хеттское царство), где на протяжении всей их истории имело место высокое положение женщины, и престол передавался по женской линии (для того, чтобы стать правителем страны, фараон должен был жениться на своей сестре или дочери — женщине своего рода).
В период разложения первобытно-общинного строя отчетливо проявились отличия в темпах исторического прогресса человечества в различных регионах земного шара. В наиболее благоприятных экономических зонах (плодородных аллювиальных долинах крупнейших рек) процесс разложения первобытного общества завершился в III—II тыс. до н.э. (Месопотамия, долина Нила, бассейн Инда). В наименее благоприятных для земледелия районах Океании, Австралии, Африки он продолжается до настоящего времени.
Врачевание и врачеватели
Врачевание. В период разложения первобытного общества закреплялись и развивались навыки и приемы лечения недугов, расширялся круг лекарственных средств, совершенствовалось родовспоможение, изготовлялись инструменты для врачевания из металла (медь, бронза, железо), развивалась лечебная помощь раненым общинникам во время участившихся войн, стала применяться ампутация конечностей (например, у захваченных в плен рабов). В синполитеиных племенах описаны ритуальное обрезание во время инициации, ампутации конечностей, и в редких случаях — кесарево сечение.
Внутриплеменное расслоение обусловило появление профессиональных служителей культа. Сфера их деятельности включала: сохранение и передачу положительных знаний, толкование обычаев и религиозные функции, врачевание, судопроизводство и т.п. Со временем культовые обряды становились все более таинственными и непонятными большинству членов общины. Однако культовые обряды врачевания были явлением вторичным, — практика и эмпирический опыт, а не магия были той основой, из которой вырастали зачатки врачевания.
В наши дни в некоторых странах Азии, Америки, Африки, на островах Океании сохранились народные врачеватели — знахари. Называютих по-разному: в Южной Америке — курандеро, в некоторых районах Бразилии — паже, в странах Западной Африки — нгомбо, бабалаво, в Восточной Африке — мганга, на севере Африки и в странах Востока — хаким, табиб, в Индии — ведья и хаким, в Бангладеш — кобираз и т.д.
Подготовка знахарей велась (и в настоящее время ведется) индивидуально. Знания сохранялись в секрете и передавались от родителя детям или избранному для этих целей наиболее способному ребенку в племени.
Врачевание первобытной эры не было примитивным для своего времени, и потому не может называться «примитивной медициной»: «...Седая древность при всех обстоятельствах останется для всех будущих поколении необычайно интересной эпохой, потому что она образует основу всего позднейшего более высокого развития, потому что она имеет своим исходным пунктом выделение человека из животного царства, а своим содержанием — преодоление таких трудностей, которые никогда уже не встретятся будущим ассоциированным людям» (Ф.Энгельс)8.