Врождённые формы поведения человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 19:05, реферат

Описание работы

Безусловные рефлексы - закономерные, генетически обусловленные реакции организма на раздражители, протекающие с обязательным участием нервной системы.

Файлы: 1 файл

врождённые формы поведения.docx

— 20.43 Кб (Скачать файл)

Безусловные рефлексы - закономерные, генетически  обусловленные реакции  организма  на раздражители, протекающие с обязательным участием нервной системы.

Особенности БР: - Врожденные, свойственные всем особям данного вида

- Имеют готовую генетически детерминированную рефлекторную дугу

- Созревают постепенно

- Постоянны

- Лежат в основе врожденных комплексов – ИНСТИНКТОВ

- Служат основой для формирования многочисленных условных рефлексов, связанных с индивидуальным опытом

Безусловные рефлексы , обеспечивают координированную деятельность, направленную на поддержание постоянства многих параметров внутренней среды, взаимодействие организма с внешней средой, согласованную деятельность соматических, висцеральных и вегетативных реакций.

И. П. Павлов описал пищевые, оборонительные, ориентировочные, родительские и детские  реакции, подразделяемые на более дробные рефлексы. Так, пищевые рефлексы включают поиск, добычу, захват, вкусовое опробование пищи, секрецию слюны и пищеварительных соков в ЖКТ, его моторную деятельность.

В трудах Павлова встречаются также  упоминания таких безусловных рефлексов  как пищевые (положительный и  отрицательный), ориентировочный, коллекционирования, осторожности, свободы, исследовательский, самосохранительные (положительный и отрицательный?), агрессивный, сторожевой, подчинения, половые (мужской и женский), игровой, родительский, норо-гнездный, миграционный, социальный.

Более широкой является классификация, основанная на исследовании адаптивных сторон безусловнорефлекторной деятельности. Классификация рефлексов А. Д. Слонима

-рефлексы, связанные с поддержанием постоянства внутренней среды,

-рефлексы, связанные с изменениями во внешней среде,

-рефлексы, связанные с сохранением вида.

Классификация по выполняемой функции (П. В. Симонов)

-Витальные (самосохранения) - не требуют участия другой особи, а невозможность их реализации ведет к физической гибели

-Ролевые (сохранение вида)- проявляются в процессе взаимодействия с другими особями данного вида

-Саморазвития.

Классификация основана на принципах освоения живыми существами разных уровней организации  в гео-, био-, социо- и ноосфере.

Витальные инстинкты: -Пищевой

-Питьевой

-Оборонительный (активный -ястреб и пассивный - кролик)

-Регулирования цикла «сон-бодрствование»

-Экономии энергии (сил )

Ролевые инстинкты: -Половые - выбор партнера

-Родительские - разделение ролей отца и матери

-Территориальные - охрана зоны обитания для сохранения ресурсов

-Эмоциональный резонанс 

-Групповая иерархия

Инстинкты саморазвития: -Исследовательский

-Новизны

-Свободы

-Имитационный (подражательный)

-Игровой

Классификация по биологической роли (Ю. М. Конорский)

-сохранительные, связанные с поступлением в организм необходимого и выведением из него всего ненужного;

- восстановительные, направленные на сохранение вида (копуляция, беременность, забота о потомстве),

- защитные (рефлексы отдергивания и отступления, наступательные рефлексы- уничтожением, нейтрализацией вредящих агентов, которые попали в огранизм).

Сохранительные рефлексы привлечения направлены непосредственно на объект (пища, половой партнер), защитные направлены в сторону, противоположную вредящему раздражителю. По порядку последовательности фаз эта классификация дополняется указанием на подготовительные (мотивационные) и исполнительные (консуматорные), связанные с завершающими действиями, безусловные рефлексы. Исходя из этой классификации, можно выделить подготовительные пищевые безусловные рефлексы, лежащие в основе формирования состояний голода и сытости. К ним относятся реакции, возникающие при изменении химического состава крови, сдвигах в обмене веществ, усилении или ослаблении интероцептивной сигнализации (преимущественно от рецепторов желудка, кишки и печени).

Инициация и прекращение пищевого возбуждения  определяются нервными и гуморальными сигналами, воспринимаемыми специализированными  рецепторами гипоталамической области. В формирование состояний голода и сытости вовлекаются также  многие другие структуры головного  мозга. Пищевое побуждение зависит  от внутренних раздражителей и от стимулов, исходящих из внешней среды. На фоне доминирующей мотивации голода возникает двигательное беспокойство и происходит активация вкуса  и обоняния. После поступления  пищи в ротовую полость подготовительные рефлексы тормозятся и начинают реализоваться исполни тельные пищевые рефлексы: пережевывание пищи, слюноотделение, проглатывание сформировавшегося пищевого комка, координированные сокращения пищевода и желудка и т. д.

Столь же сложны подготовительные и исполнительные безусловные рефлексы, связанные  с половым или оборонительным поведением. Следует вместе с тем  иметь в виду, что в процессе онтогенеза подготовительные и исполнительные безусловные рефлексы меняются под .влиянием внешних и внутренних раздражителей, поэтому в координированной приспособительной деятельности первостепенную роль начинают играть условные рефлексы.

Рефлекторное  управление функциями организма  осуществляется механизмами разной сложности. Отсюда, классификация по анатомическому принципу  (И. П. Павлов)

-простые  (спинномозговые),

-усложненные (продолговатый мозг),

-сложные (средний мозг),

-сложнейшие (ближайшие подкорковые образования и кора больших полушарий). При этом Павлов указывал на системный характер регуляции физиологических процессов, рассмотренный им на примере организации пищевого центра — функциональной совокупности структур на разных уровнях головного мозга.

Инстинкты - сложная цепь безусловных рефлексов, в которой процесс осуществления предыдущей рефлекторной реакции ( но не ее результат ) является раздражителем для последующей. Инстинкты имеют все признаки безусловных рефлексов.

Инстинкты составляют основу поведения животных. У высших животных инстинкты подвергаются модификации под влиянием индивидуального  опыта.

Любой поведенческий акт представляет собой совокупность взаимосвязанных  компонентов: инстинкта и научения. Они не могут определять поведение животного отдельно друг от друга. В каждый момент какой-то один компонент преобладает, но в чистом виде они не существуют. Разделение инстинкта и научения в поведенческих реакциях достаточно условно, поэтому зачастую трудноосуществимо, хотя каждый из этих компонентов имеет свои особенности.

Инстинктивное поведение может быть разделено  на ряд инстинктивных действий, которые, в свою очередь, складываются из инстинктивных движений (отдельные позы, звуки и т. д.).

Инстинктивный компонент поведения определяет как само функционирование органов  животного, так и ориентацию этого  функционирования во времени и пространстве. Таким образом, наследственно закреплено не только то, как будут употребляться  эти органы, но и когда и в  каком направлении.

Научение  как пластичный компонент поведения  не может изменить функционирование органов, но может повлиять на ориентацию их функций. Например, животное, которое  не имеет гибких пальцев, нельзя обучить  держать стакан. У него нет для  этого морфологических и функциональных предпосылок, оно может выполнять  только те действия, для которых  приспособлены его органы. Однако дрессировкой (т. е. искусственным научением) можно заставить животное использовать его конечности в определенное время определенным образом. Главное, чтобы сам способ использования конечностей был для этого животного естественным. Следовательно, научение может влиять на ориентацию функций животного во времени и пространстве, но сами функции определяются инстинктивными движениями.

Таким образом, процесс жизнедеятельности  организма основывается на инстинктивных  реакциях, а элементы научения достраиваются  на их основе. Врожденные реакции обеспечивают все жизненно необходимые функции, процесс обмена веществ, а также  такие важные стороны жизни животного, как размножение и уход за потомством. Развитие психического компонента поведения  животных необходимо в процессе эволюции для того, чтобы приспособить инстинктивные  реакции к условиям среды, обеспечить адаптацию животного к этим условиям. Наследственные поведенческие реакции  не могут учесть всего многообразия условий, с которыми столкнется каждый представитель вида. Кроме того, инстинктивное поведение включает в себя основные механизмы регулировки  функционирования и его ориентацию в пространстве и во времени, а  процесс научения дополняет эту  регулировку и ориентацию.


Информация о работе Врождённые формы поведения человека