Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 07:02, реферат
Цель работы – исследовать международно-правовой статус Всемирной
организации здравоохранения.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач, определивших логику работы и ее структуру:
- описать историю создания ВОЗ;
- исследовать структуру Всемирной организации здравоохранения, указать ее место в структуре ООН;
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ВСЕМИРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ –
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ, СТРУКТУРА 5
1.1. История создания ВОЗ 5
1.2. Структура ВОЗ 7
2. ПРАВОВАЯ БАЗА 10
2.1. Устав Всемирной Организации Здравоохранения 10
2.2. Программы и стратегии ВОЗ 14
ЗАДАЧА ВСЕМИРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
21 июля 2003 г. вступаил в должность новый Генеральный директор Всемирной организации здравоохранения доктор Чон Вук Ли. Он сменил на этом посту Гру Харлем Брундтланд, возглавлявшую ВОЗ с июля 1998 г.
На 56 сессии Всемирной ассамблеи
здравоохранения в мае 2003 года, в
которой приняли участие
Итак, мы выяснили, что ВОЗ является крупнейшей организацией в своей области, имеющей шесть региональных отделений и объединяющей более 180 стран. Как следует из ее устава, главная цель ВОЗ – «достижение всеми людьми наивысшего возможного уровня здоровья». Главными органами ВОЗ являются Всемирная ассамблея здравоохранения (ВАЗ), определяющая политику ВОЗ, исполнительный комитет и секретариат.
2. ПРАВОВАЯ БАЗА ВОЗ
2.1. Устав
Всемирной Организации
В рамках
второй части работы рассмотрим Устав
Всемирной Организации
Официальным днем рождения Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) считается 7 апреля 1948 г., когда вступил в силу подписанный многими странами Устав ВОЗ, который был одобрен и принят на Международной конференции здравоохранения (Нью-Йорк, 19-22 июля 1946 г.). Этот Устав полностью корреспондировал с Уставом Организации Объединенных Наций и включал в себя следующие 9 основополагающих принципов:
- здоровье
является состоянием полного
физического, душевного и
- обладание
наивысшим достижимым уровнем
здоровья является одним из
основных прав каждого
- здоровье
всех народов является
- достижения
любого государства в области
улучшения охраны здоровья
- неравномерное
развитие в разных странах
мер в области здравоохранения
и борьбы с болезнями,
- здоровое
развитие ребенка является
- предоставление
всем народам возможности
- просвещенное
общественное мнение и
- правительства
несут ответственность за
Таким образом, в приведенных принципах дано определение здоровья, подчеркнуты права людей и народов на здоровье, отмечено, что здоровье - это важный фактор безопасности страны, показаны значение международного сотрудничества, связи науки с практикой и санитарно-просветительской и профилактической работой и, наконец, что самое главное, особо выделена ответственность правительств за здоровье и здравоохранение, имея в виду общественный и упорядоченный (а не частный и стихийный характер здравоохранения).
Целью ВОЗ (гл. I) является достижение всеми народами самого высокого уровня здоровья.
Задачам ВОЗ посвящена вторая глава Устава, или Конституции ВОЗ.
Итак, для достижения цели, ВОЗ ставит пред собой следующие задачи:
- осуществлять
управляющие и координирующие
полномочия в международной
- устанавливать
и поддерживать эффективное
- помогать Правительствам, при наличии соответствующих запросов, в развитии медицинских служб;
- оказывать техническую
поддержку и, в критических
случаях, необходимую помощь
- обеспечивать
или содействовать в
- обеспечивать
такие административные и
- стимулировать
и содействовать работе, направленной
на уничтожение эпидемических,
эндемических и других
- содействовать,
при необходимости в
- содействовать,
при необходимости в
- содействовать
сотрудничеству среди научных
и профессиональных групп,
- предлагать
конвенции, соглашения и
- содействовать
повышению материнского и
- содействовать
усилиям по улучшению
- содействовать и проводить исследования в области здравоохранения;
- содействовать улучшению стандартов обучения и в области здравоохранения и связанных с ним областях;
- разрабатывать
и сообщать мировой
- обеспечивать
информирование, консультации и
содействие в области
- содействовать
развитию информированного
- устанавливать
и пересматривать по мере
- стандартизировать
методы медицинской
- создавать и
внедрять международные
- предпринимать все необходимые действия для достижения цели ВОЗ.
К сожалению, в целом ряде стран, особенно в государствах, образовавшихся при распаде Советского Союза, ратифицировавшего Устав ВОЗ 24 марта 1948 г., не уделяют должного внимания проблемам улучшения здоровья и развития здравоохранения, которое находится в кризисном или близком к нему состоянии. При этом правительства не всегда отдают себе отчет (по своим действиям) в понимании простых истин:
1) не будет здоровья - не будет и экономики;
2) если
сейчас не предпринять
Далее Устав ВОЗ состоит из 88 статей, в которых обозначены цель ВОЗ, функции, членство, органы ВОЗ, Всемирная ассамблея здравоохранения, Исполнительный комитет, Секретариат, комитеты, конференции, Штаб-квартира, региональные соглашения, бюджеты и расходы, голосование, доклады государств, правоспособность и привилегии, отношения с другими организациями и т.д.
2.2. Программы и стратегии ВОЗ
В 1970-е годы ВОЗ разработала две программы: «Здоровье для всех к 2000 году» и «Первичная охрана здоровья». В 1977 году стратегия программы «Здоровье для всех» была одобрена ВАЗ. Было заявлено, что основной социальной задачей для ВОЗ и ее членов на ближайшие десятилетия должно стать достижение всеми людьми в мире такого уровня здоровья, который позволил бы им вести социально и экономически продуктивный образ жизни. Год спустя, на международной конференции по первичной охране здоровья, в Алма-Ате (СССР), была принята декларация, в которой первичная охрана здоровья рассматривалась как «ключ к достижению всеобщего здоровья к 2000 году». Декларация еще раз подтверждала ответственность государств за здоровье своих граждан Первичная охрана здоровья рассматривалась как помощь «существенная, неотъемлемая, доступная в равной степени отдельным людям и целым семьям, доступная всем без исключения, в объеме, который определяется возможностями того или иного государства». Такое здравоохранение должно существовать во всех странах, хотя она и может принимать различные формы в зависимости от политических, экономических, социальных и культурных обстоятельств. Программа первичной охрана здоровья решает проблемы социального здравоохранения через пропагандистские, профилактические лечебные и реабилитационные медицинские службы.
Всемирную организацию здоровья часто упрекали в том, что она предпринимает недостаточно усилий для реализации права на здоровье Утверждали что ВОЗ вполне могла бы оказывать большую помощь и давление на своих членов, призывая их бороться с вопиющими различиями в стандартах здоровья. Во-первых, много говорилось и о том, что для принятия в ряде стран соответствующих конвенций, проясняющих ответственность правительств за здоровье граждан в соответствии с правом на здоровье, ВОЗ должна была активнее использовать свою полномочия как законодательного органа. Попытки ВОЗ добиться более успешной реализации права на здоровье в рамках собственных программ имели переменный успех. В вышеупомянутых программах «Здоровье для всех» и «Первичная охрана здоровья», как и в самом уставе ВОЗ, акцент был сделан на равный доступ всех людей к медицинскому обслуживанию и на привлечение общественного внимания к данной проблеме. Эти программы критиковали за то, что они недостаточно настойчиво требовали от конкретных государств принятия законов, обеспечивающих реализацию права на здоровье. Для этого, как многие полагали, было бы гораздо эффективнее использовать законодательные полномочия ВОЗ. Кроме того было так же высказано мнение, что в этих двух программах слишком много внимания уделялось здравоохранению и физическому здоровью, то есть борьбе с болезнями и решению проблем инвалидов. Это истолковывали как отказ ВОЗ следовать собственному определению права на здоровье, включающему психическое и социальное благополучие. Говорили, что ВОЗ в соответствии с определением здоровья, заложенным в ее собственном уставе, должна была бы обращаться к более широкому спектр вопросов. В качестве примеры называли психологические последствия пыток войн и насилия (в том числе и семейного), влияние нищеты и социального неравенства на человеческое здоровье.
В целом
можно сказать, что определение
права на здоровье, данное в уставе
ВОЗ, помогло праву на здоровье выйти
на международную арену. Оно явилось
отправной точкой для дальнейшей
разработки и усовершенствования этого
права в различных
Если
еще в недалеком прошлом в
работе ВОЗ прослеживался
В последние время Европейское региональное бюро ВОЗ с участием множества экспертов-консультантов вело разработку новой Европейской политики по достижению здоровья для всех на 21 столетие, которая была завершена в 2003 году. Эта новая стратегия базируется на анализе успехов и неудач в ходе реализации Европейской политики «Здоровье для всех», начиная с 1984 г., на произошедших в последние годы изменениях в политической обстановке в Европе, на накопленном опыте в странах Региона, на оценке возможных политических, экономических, социальных и технологических тенденций в европейских странах в предстоящие 10-20 лет, которые могут оказаться важными для выбора политики, задач и стратегий здоровья. Только перечисление укрупненных разделов этой стратегии может дать представление о ее содержании и направленности:
- здоровье и развитие в Европе, основа для начала 21 столетия;
- здравоохранение и развитие в Европе, политические ориентиры на 21 столетие;
- улучшение здоровья людей;
- обеспечение устойчивого развития;
- улучшение медицинской помощи с целью укрепления здоровья;
- межсекторальная система управления здравоохранением;
- разработка
политики и управление
Только перечень этих разделов без их подробного описания (ситуация, критерий, варианты решений, ожидаемые результаты) показывает выраженную социальную ориентацию данной стратегии, акцентирование внимания на местных условиях, целесообразность комплексных межсекторальных усилий, необходимость выделения научно-обоснованных, а не волюнтаристки определенных приоритетов. Подчеркнуто, что такие принципы, как солидарность, полезность для здоровья, справедливый доступ для всех людей к той помощи, в которой они нуждаются, могут быть обеспечены при общественном характере здравоохранения с привлечением не только средств из налоговых поступлений (госбюджет или медицинское страхование), но и из других источников, включая добровольное страхование и платные услуги.
Информация о работе Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ)