Высшее сестринское образование: неотъемлемая часть реформирования здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 08:49, доклад

Описание работы

Реформирование здравоохранения требует кардинальных перемен в подготовке средних медицинских работников, повышения уровня их образования. Потребность населения в сестринской помощи растет, сестринское дело - одна из тех редких профессий, на которую есть спрос во все времена. Но не смотря на огромное количество выпускников медицинских сестер и фельдшеров из медицинских училищ и колледжей, в лечебных учреждениях постоянно ощущается нехватка этого контингента медработников. Однако сестринское дело в том виде, в котором оно существует на данный момент в нашей стране, к сожалению, не отвечает современным требованиям, оставаясь лишь вспомогательной службой.

Файлы: 1 файл

Д О К Л А Д.docx

— 25.57 Кб (Скачать файл)


 Д О К Л А Д

 

«Высшее сестринское образование:

неотъемлемая  часть реформирования здравоохранения»

 

                                        

                                                          "Качество оказываемой медицинской

                                                                  помощи не может быть выше

                                                          уровня полученного образования"

                       из декларации

                                                                Всемирной Медицинской Ассоциации

 

 

 

 

Реформирование здравоохранения  требует кардинальных перемен в  подготовке средних медицинских  работников, повышения уровня их образования. Потребность населения в сестринской помощи растет, сестринское дело - одна из тех редких профессий, на которую есть спрос во все времена. Но не смотря на огромное количество выпускников медицинских сестер и фельдшеров из медицинских училищ и колледжей, в лечебных учреждениях постоянно ощущается нехватка этого контингента медработников. Однако сестринское дело в том виде, в котором оно существует на данный момент в нашей стране, к сожалению, не отвечает современным требованиям, оставаясь лишь вспомогательной службой. Сестра по своим обязанностям стоит скорее ближе к профессиональной группе санитарок, нежели врачей. В этой ситуации становится очевидной необходимость реформирования российского сестринского дела, которое должно заключаться не только в изменении форм, методов и технологий обучения, применяемых в учебных заведениях, но и в развитии нового стиля мышления у медицинских сестер, врачей, руководителей ЛПУ.

Одной из задач реформирования здравоохранения  в нашей стране является развитие многоуровневой системы подготовки медицинских кадров среднего звена. В связи с этим с 1991 г. в систему обучения введено высшее сестринское образование. В настоящее время более чем в 30 медицинских вузах открыты факультеты высшего сестринского образования, которые призваны поднять авторитет сестринской профессии до уровня престижных специальностей.

Необходимость изменений в сестринском образовании осознавалась в России давно, однако все изменения носили сугубо эмпирический характер и абсолютно не затрагивали концептуальных основ профессионального сестринского образования. Серьезными препятствиями для более решительных преобразований в сложившейся системе долгие годы оставались жесткая централизация, инертность системы профессионального образования, сложившиеся в СССР в течение десятилетий, и полное пренебрежение зарубежным опытом. К этому следует также добавить традиционно низкий статус медсестры в нашем обществе и укоренившиеся в сознании людей стереотипы в отношении сестринской практики.

К началу 90-х годов высшее сестринское  образование существовало в большинстве  стран Европы и других регионов мира. Его позитивное влияние на развитие сестринской практики отмечалось многими  авторитетными международными организациями, в том числе ВОЗ, Международной  организацией труда (МОТ) и Международным  советом медсестер.

С конца 60-х годов прошлого столетия высшее образование для медсестер неоднократно было темой дискуссий и обсуждений на международных совещаниях и симпозиумах в Европе. В 1966 г. Комитет экспертов ВОЗ по сестринскому делу высказал идею, что «медсестры должны иметь возможность развития и совершенствования своих способностей с тем, чтобы оказывать наиболее квалифицированную помощь населению, а также развивать профессиональное мышление для принятия самостоятельных решений, основанных на научных, клинических  
и организационных принципах» (техн. докл. ВОЗ, 1966, № 347, с. 13.). По мнению экспертов, следует научить медсестер аналитически мыслить, подготовить их к проведению исследований, необходимых для научного обоснования и совершенствования профессиональной практики. В выводах Комитета указывалось, что университеты и другие высшие учебные заведения располагают возможностями для достижения этих целей.

Обсуждению  проблем высшего образования  для медсестер в Европейском  регионе был посвящен симпозиум, организованный ВОЗ в Гааге в  1972 г. В его документах даны подробное обоснование и перечень преимуществ обучения медсестер на университетском уровне. На необходимость создания программ высшего сестринского образования, ориентированных преимущественно на подготовку педагогических, управленческих и исследовательских кадров, указывалось также в рекомендациях Конвенции МОТ «О сестринском персонале» (1977), ратифицированной многими странами мира.

Несмотря  на то, что Конвенция была ратифицирована в 1979 г. и нашей страной и решение об организации высшего сестринского образования было одобрено Всесоюзным совещанием специалистов со средним медобразованием (Тула, 1989) и поддержано Минздравом, фактическая реализация намеченных планов по объективным причинам задерживалась. Они были претворены в жизнь лишь спустя несколько лет.

В соответствии с приказом Госкомитета СССР по народному  образованию от 28.06.91 № 313 специальность  «Сестринское дело» вошла в перечень специальностей высших учебных заведений  и закреплена за учебно-методическим объединением (УМО) по медицинскому образованию. Уже после распада бывшего  Союза специальность 040600 «Сестринское дело» была определена Комитетом  по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ в качестве одного из 4 направлений  высшего образования в области  здравоохранения России. Перед вузами, приступившими к обучению специалистов нового профиля, была поставлена стратегическая цель — подготовить квалифицированные педагогические и управленческие сестринские кадры, способные на высоком профессиональном уровне решать задачи развития отрасли на основе принципов научного управления, рационального использования ресурсов, технологического совершенствования, реализации и развития кадрового потенциала.

Первые 2 факультета высшего сестринского образования были созданы в 1991 г. — в Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова и Самарском государственном медицинском университете. Вначале была организована только очная подготовка, на каждый факультет принимали по 50 человек.

Минздрав  отводил чрезвычайно важную роль начатому делу, о чем свидетельствует  неоднократное обсуждение вопроса  на Коллегии Минздрава и запись в  Государственном докладе о состоянии  здоровья населения РФ в 1991 г. (Белой книге Президента). Факт открытия факультетов в России был отмечен в докладе Генерального директора ВОЗ «Укрепление роли сестринского персонала в поддержку стратегий достижения здоровья для всех» на 45-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения (апрель, 1992, п.9).

Новому  для отечественного здравоохранения  направлению подготовки кадров предстояло решить множество проблем. Объективные  трудности формирования системы  высшего сестринского образования  были связаны с отсутствием в  России специально подготовленных профессорско-преподавательских  кадров, соответствующего учебно-методического  обеспечения и базы данных научных  исследований в области сестринского дела. Консультативную помощь российским специалистам в решении ряда вопросов оказывали зарубежные эксперты.

В течение  первых 3—4 лет обучение студентов  на факультетах высшего сестринского образования осуществлялось преимущественно  по рабочим авторским программам. Кафедрами совместно с деканатами факультетов велась большая работа по созданию и апробации учебно-программного и методического обеспечения  специальности. Основные трудности  возникали в связи с преподаванием  новых учебных курсов и дисциплин. Типовые программы, рекомендуемые  Минздравом, стали выходить в свет после 1994 г. Вслед за программами появились первые учебники и учебные пособия для студентов высших учебных заведений по специальности «Сестринское дело».

К 1994 г. в России сформировалась многоуровневая система сестринского образования (рис.1). Высшему образованию в этой системе соответствует 3-й уровень профессионально-образовательных программ по специальности «Сестринское дело». Его особенностью является то, что обучение базируется на среднем медицинском образовании соответствующего профиля с учетом достигнутого уровня профессиональных знаний и умений по специальности. Иными словами, студентами факультета высшего сестринского образования вуза могут стать лица, окончившие медицинские училища или колледжи и получившие квалификацию медсестры, акушерки или фельдшера.

 


 

 

 


 

 


       

 

 

 

 

 

Рисунок 1. Уровни профессионально-образовательных  программ по специальности «Сестринское дело в России».

 

Нормативный срок освоения основной образовательной  программы при очной форме обучения составляет 4 года, при заочной – 5 лет. Целью высшего профессионального образования для медсестер является подготовка специалистов к педагогической и управленческой деятельности в области сестринского дела. Выпускникам, успешно освоившим профессионально-образовательную программу этого уровня, присваивается квалификация менеджера по специальности 040600 «Сестринское дело».

В соответствии с ГОСТом содержание подготовки выпускника-менеджера состоит из 4 блоков учебных дисциплин:

1) общие  гуманитарные и социально-экономические; 

 2) естественнонаучные и медико-биологические;

3) профессиональные (клинические);

4) дисциплины  по специальности (цикл административно-управленческих  и психолого-педагогических дисциплин).

 Дисциплины  определяют основные направления  подготовки выпускников: преподавателей  медицинских образовательных учреждений  и руководителей сестринских  служб всех уровней.

Важное  место в организации учебного процесса на факультетах высшего  сестринского образования вузов  отводится научно-исследовательской  работе студентов, что связано с  необходимостью формирования отечественной  научной базы исследований в области  сестринского дела. Тематика научных  исследований студентов связана  с различными прикладными аспектами  проблем сестринского дела.

За период с 1991 г. число российских вузов, в которых были открыты факультеты высшего сестринского образования, увеличилось с 2 до 34. Факультеты высшего сестринского образования готовят медицинских сестер-руководителей, менеджеров в здравоохранении. Получая психолого-педагогические и административно-управленческие знания в вузе, специалисты с высшим сестринским образованием находят себе применение в качестве руководителей сестринским персоналом в ЛПУ, менеджеров фармацевтических фирм, преподавателей вузов и колледжей. Выпускники факультетов высшего сестринского образования должны стать лидерами, инициаторами развития сестринского дела.

И в заключении хочется отметить, что важная роль в реформе здравоохранения, обеспечения доступности и качества предоставляемых населению услуг, усилении профилактической направленности, решении задач медико-социальной помощи отводится специалистам, имеющим повышенный уровень образования и высшее медицинское образование по специальности «сестринское дело». Важнейшими факторами, определяющими потребность в развитии сестринского дела, являются: негативные медико-демографические процессы, в особенности снижение рождаемости и старение населения; ухудшение состояния здоровья населения; хронизация патологии; появление и распространение новых заболеваний: ВИЧ-инфекции, СПИДа; увеличение стоимости медицинских услуг.

Это требует усилению контроля за знаниями сестринского персонала в области юридических основ деятельности медицинского работника, психологии общения и управления, организации здравоохранения, совершенствовать условия и организацию труда работников со средним медицинским образованием; снижать трудозатраты медицинского персонала на работу с медицинской документацией, путем введения компьютерной технологии, оптимизации и стандартизации учетных и отчетных форм медицинской документации.

Кроме того, необходимо проводить  работу по формированию позитивного  общественного мнения о сестринской  деятельности в системе здравоохранения. Важным является издание и распространение  среди медицинских работников, населения  специальных печатных информационных материалов о важности вклада сестринской  деятельности в процесс улучшения  здоровья и повышения качества жизни  населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

потребность в профессии медицинская сестра универсальна. Она необходима от рождения до смерти.

медицинская сестра нашего времени принимает на себя этические обязанности: говорить правду; делать добро; не причинять вреда; уважать права и человеческое достоинство пациента; уважать обязательства других; держать слово; быть преданной профессии.

Развитие  сестринского образования и реформа  сестринского дела будут способствовать развитию сестринского процесса и экономической  эффективности медицинской помощи.

 

Цель реформы сестринского дела - это подготовка качественно нового сестринского персонала, выполняющего самостоятельно: пропаганду здорового  образа жизни населения России; профилактику заболеваний; участие в лечебном процессе; оказание качественной доврачебной  медицинской помощи; осуществление  реабилитации; осуществление ухода  за инвалидами, пожилыми людьми; уход за умирающими.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Высшее сестринское образование: неотъемлемая часть реформирования здравоохранения