Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 08:49, доклад
Реформирование здравоохранения требует кардинальных перемен в подготовке средних медицинских работников, повышения уровня их образования. Потребность населения в сестринской помощи растет, сестринское дело - одна из тех редких профессий, на которую есть спрос во все времена. Но не смотря на огромное количество выпускников медицинских сестер и фельдшеров из медицинских училищ и колледжей, в лечебных учреждениях постоянно ощущается нехватка этого контингента медработников. Однако сестринское дело в том виде, в котором оно существует на данный момент в нашей стране, к сожалению, не отвечает современным требованиям, оставаясь лишь вспомогательной службой.
Д О К Л А Д
«Высшее сестринское образование:
неотъемлемая часть реформирования здравоохранения»
из декларации
Реформирование
Одной из задач реформирования здравоохранения в нашей стране является развитие многоуровневой системы подготовки медицинских кадров среднего звена. В связи с этим с 1991 г. в систему обучения введено высшее сестринское образование. В настоящее время более чем в 30 медицинских вузах открыты факультеты высшего сестринского образования, которые призваны поднять авторитет сестринской профессии до уровня престижных специальностей.
Необходимость изменений в сестринском образовании осознавалась в России давно, однако все изменения носили сугубо эмпирический характер и абсолютно не затрагивали концептуальных основ профессионального сестринского образования. Серьезными препятствиями для более решительных преобразований в сложившейся системе долгие годы оставались жесткая централизация, инертность системы профессионального образования, сложившиеся в СССР в течение десятилетий, и полное пренебрежение зарубежным опытом. К этому следует также добавить традиционно низкий статус медсестры в нашем обществе и укоренившиеся в сознании людей стереотипы в отношении сестринской практики.
К началу 90-х годов высшее сестринское образование существовало в большинстве стран Европы и других регионов мира. Его позитивное влияние на развитие сестринской практики отмечалось многими авторитетными международными организациями, в том числе ВОЗ, Международной организацией труда (МОТ) и Международным советом медсестер.
С конца
60-х годов прошлого столетия высшее
образование для медсестер неоднократно
было темой дискуссий и обсуждений на
международных совещаниях и симпозиумах
в Европе. В 1966 г. Комитет экспертов ВОЗ
по сестринскому делу высказал идею, что
«медсестры должны иметь возможность
развития и совершенствования своих способностей
с тем, чтобы оказывать наиболее квалифицированную
помощь населению, а также развивать профессиональное
мышление для принятия самостоятельных
решений, основанных на научных, клинических
и организационных принципах» (техн. докл.
ВОЗ, 1966, № 347, с. 13.). По мнению экспертов,
следует научить медсестер аналитически
мыслить, подготовить их к проведению
исследований, необходимых для научного
обоснования и совершенствования профессиональной
практики. В выводах Комитета указывалось,
что университеты и другие высшие учебные
заведения располагают возможностями
для достижения этих целей.
Обсуждению проблем высшего образования для медсестер в Европейском регионе был посвящен симпозиум, организованный ВОЗ в Гааге в 1972 г. В его документах даны подробное обоснование и перечень преимуществ обучения медсестер на университетском уровне. На необходимость создания программ высшего сестринского образования, ориентированных преимущественно на подготовку педагогических, управленческих и исследовательских кадров, указывалось также в рекомендациях Конвенции МОТ «О сестринском персонале» (1977), ратифицированной многими странами мира.
Несмотря на то, что Конвенция была ратифицирована в 1979 г. и нашей страной и решение об организации высшего сестринского образования было одобрено Всесоюзным совещанием специалистов со средним медобразованием (Тула, 1989) и поддержано Минздравом, фактическая реализация намеченных планов по объективным причинам задерживалась. Они были претворены в жизнь лишь спустя несколько лет.
В соответствии с приказом Госкомитета СССР по народному образованию от 28.06.91 № 313 специальность «Сестринское дело» вошла в перечень специальностей высших учебных заведений и закреплена за учебно-методическим объединением (УМО) по медицинскому образованию. Уже после распада бывшего Союза специальность 040600 «Сестринское дело» была определена Комитетом по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ в качестве одного из 4 направлений высшего образования в области здравоохранения России. Перед вузами, приступившими к обучению специалистов нового профиля, была поставлена стратегическая цель — подготовить квалифицированные педагогические и управленческие сестринские кадры, способные на высоком профессиональном уровне решать задачи развития отрасли на основе принципов научного управления, рационального использования ресурсов, технологического совершенствования, реализации и развития кадрового потенциала.
Первые 2 факультета высшего сестринского образования были созданы в 1991 г. — в Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова и Самарском государственном медицинском университете. Вначале была организована только очная подготовка, на каждый факультет принимали по 50 человек.
Минздрав
отводил чрезвычайно важную роль
начатому делу, о чем свидетельствует
неоднократное обсуждение вопроса
на Коллегии Минздрава и запись в
Государственном докладе о
Новому
для отечественного здравоохранения
направлению подготовки кадров предстояло
решить множество проблем. Объективные
трудности формирования системы
высшего сестринского образования
были связаны с отсутствием в
России специально подготовленных профессорско-
В течение
первых 3—4 лет обучение студентов
на факультетах высшего
К 1994 г. в
России сформировалась многоуровневая
система сестринского образования (рис.1).
Высшему образованию в этой системе соответствует
3-й уровень профессионально-
Рисунок
1. Уровни профессионально-
Нормативный
срок освоения основной образовательной
программы при очной форме обучения
составляет 4 года, при заочной – 5 лет.
Целью высшего профессионального образования
для медсестер является подготовка специалистов
к педагогической и управленческой деятельности
в области сестринского дела. Выпускникам,
успешно освоившим профессионально-
В соответствии с ГОСТом содержание подготовки выпускника-менеджера состоит из 4 блоков учебных дисциплин:
1) общие
гуманитарные и социально-
2) естественнонаучные и медико-биологические;
3) профессиональные (клинические);
4) дисциплины
по специальности (цикл
Дисциплины
определяют основные
Важное
место в организации учебного
процесса на факультетах высшего
сестринского образования вузов
отводится научно-
За период с 1991 г. число российских вузов, в которых были открыты факультеты высшего сестринского образования, увеличилось с 2 до 34. Факультеты высшего сестринского образования готовят медицинских сестер-руководителей, менеджеров в здравоохранении. Получая психолого-педагогические и административно-управленческие знания в вузе, специалисты с высшим сестринским образованием находят себе применение в качестве руководителей сестринским персоналом в ЛПУ, менеджеров фармацевтических фирм, преподавателей вузов и колледжей. Выпускники факультетов высшего сестринского образования должны стать лидерами, инициаторами развития сестринского дела.
И в заключении хочется отметить, что важная роль в реформе здравоохранения, обеспечения доступности и качества предоставляемых населению услуг, усилении профилактической направленности, решении задач медико-социальной помощи отводится специалистам, имеющим повышенный уровень образования и высшее медицинское образование по специальности «сестринское дело». Важнейшими факторами, определяющими потребность в развитии сестринского дела, являются: негативные медико-демографические процессы, в особенности снижение рождаемости и старение населения; ухудшение состояния здоровья населения; хронизация патологии; появление и распространение новых заболеваний: ВИЧ-инфекции, СПИДа; увеличение стоимости медицинских услуг.
Это требует усилению контроля за знаниями сестринского персонала в области юридических основ деятельности медицинского работника, психологии общения и управления, организации здравоохранения, совершенствовать условия и организацию труда работников со средним медицинским образованием; снижать трудозатраты медицинского персонала на работу с медицинской документацией, путем введения компьютерной технологии, оптимизации и стандартизации учетных и отчетных форм медицинской документации.
Кроме того, необходимо проводить работу по формированию позитивного общественного мнения о сестринской деятельности в системе здравоохранения. Важным является издание и распространение среди медицинских работников, населения специальных печатных информационных материалов о важности вклада сестринской деятельности в процесс улучшения здоровья и повышения качества жизни населения.
потребность в профессии медицинская сестра универсальна. Она необходима от рождения до смерти.
медицинская сестра нашего времени принимает на себя этические обязанности: говорить правду; делать добро; не причинять вреда; уважать права и человеческое достоинство пациента; уважать обязательства других; держать слово; быть преданной профессии.
Развитие
сестринского образования и реформа
сестринского дела будут способствовать
развитию сестринского процесса и экономической
эффективности медицинской
Цель реформы сестринского дела - это подготовка качественно нового сестринского персонала, выполняющего самостоятельно: пропаганду здорового образа жизни населения России; профилактику заболеваний; участие в лечебном процессе; оказание качественной доврачебной медицинской помощи; осуществление реабилитации; осуществление ухода за инвалидами, пожилыми людьми; уход за умирающими.