Государственный Медицинский Университет
г.Семей
Кафедра: пропедевтики внутренних болезней
Дисциплина: Навыки клинического мышления
СРС
На тему: Закономерности физического
развития детей
Выполнила:
Проверила:
г. Семей 2012 г.
ПЛАН:
- Введение
- Закономерности физического развития детей
- Заключение
- Список литературы
Введение
- В более молодом возрасте физическое развитие человека идет быстрее и интенсивнее; с возрастом темп развития замедляется.
- Физически ребенок развивается неравномерно: в одни периоды - быстрее, в другие - медленнее.
- Организму детей и подростков свойственна одна характерная особенность — интенсивный процесс роста и развития. Под ростом понимается увеличение массы тканей и органов, т. е. образование новых соединений из поступающих в организм веществ.
- Под развитием понимается процесс дифференцировки органов и тканей, их функциональное совершенствование, формирование новых функций и видов деятельности организма. Рост и развитие взаимосвязаны и взаимообусловлены. Это две стороны одного процесса жизнедеятельности организма.
- В основе роста и развития организма, так же как и в основе жизни вообще, лежит обмен веществ и энергии, включающий два противоположных процесса - усвоение (ассимиляцию) и распад (диссимиляцию). В организме детей преобладает процесс усвоения. Если принять интенсивность белкового обмена у 20 -30-летних людей за 100%, то у 6-летних - 230%, у 3-летних -250%.
- В организме взрослого человека интенсивность усвоения и распада уравновешены между собой, а при старении происходит обратное явление — преобладает распад.
- Исходя из характера обмена веществ и энергии, рост и развитие организма можно условно разделить на три этапа: созревание, зрелость, старение. Хронологически переход от первого этапа ко второму приходится на 20—21 год, а от второго к третьему во многом индивидуален, но в основном приходится в период между 55-65 годами.
- Этап созревания организма приходится на детский и подростковый возраст. Он является важнейшим на протяжении всей жизни (онтогенеза) человека и характеризуется самыми интенсивными обменными процессами и в то же время повышенной чувствительностью растущего организма к условиям окружающей среды.
На этом этапе созревания
процессам роста и развития
организма свойственны определенные
закономерности.
1.неравномерность темпа
роста и развития;
2. неодновременность (гетерохронность)
роста и развития отдельных
органов и систем;
3. обусловленность роста
и развития полом;
4. биологическая надежность
функционирования систем организма;
5.обусловленность процессов
как генетическими, так и средовыми
факторами;
6.периодичность в изменении
ростовых процессов (акселерация,
децелерация,
секулярный тренд).
Неравномерность темпа
роста и развития
- Следует отметить, что, хотя организм ребенка рассматривается как единое целое, его отдельные органы и системы растут и развиваются неодновременно.
- Избирательное и ускоренное созревание на разных этапах развития определенных структурных образований и функций обеспечивает выживаемость организма.
- Возьмем в качестве примера развитие отдельных органов во внутриутробном периоде. Мозг плода интенсивно развивается на 2—10 неделях беременности, сердце — на 3—7 неделях, пищеварительные органы — на 4—12 неделях. Если избирательность отсутствует, то плод становится нежизнеспособным.
- Неодновременность роста и развития отдельных органов и систем наблюдается и после рождения ребенка. В первые годы его жизни происходит интенсивное нарастание массы головного мозга. У новорожденного масса мозга равна 360—390 г; к концу первого года жизни она увеличивается в 2—2,5 раза, к концу третьего года — в 3 раза и составляет в среднем 1100 г. Мозг ребенка 7 лет весит 1250 г; в дальнейшем рост его массы происходит очень медленно, достигая примерно 1400 г у взрослого.
- Оказывается, что такое избирательное развитие необходимо именно в первые годы жизни, так как только при участии структур головного мозга идет формирование условнорефлекторной деятельности и приспособление организма к окружающей среде. А это обеспечивает выживание в первые годы жизни.
- Формирование двигательных навыков и развитие основных физических качеств (ловкости, быстроты, силы и выносливости) также происходит неодновременно. Ребенок вначале осваивает ходьбу и другие двигатель-ные акты, нужные для самообслуживания, затем — бег и другие движения, необходимые для дальнейшей жизни.
Особенности роста и
развития в зависимости от
пола
- Известно, что маль¬чики и девочки развиваются по-разному. Увеличение длины тела и его мас¬сы у мальчиков и девочек также происходит неодинаково. Мальчики при рождении имеют более высокие морфологические показатели, и это сохраняется до начала периода полового созревания. Затем в 12—14 лет соотно¬шение меняется: девочки обгоняют своих сверстников в показателях роста, массы тела и окружности грудной клетки. В 15 лет интенсивность роста у маль¬чиков увеличивается, и они по своим морфологическим показателям вновь превосходят девочек.
- Развитие некоторых функциональных систем (мышечная сила, жизнен¬ная емкость легких) у мальчиков происходит более интенсивно.
- Закономерности роста и развития детского организма в зависимости от пола позволили некоторым ученым сделать ряд практических выводов о том, что воспитание мальчиков и девочек (трудовые, физические) должно быть дифференцированным (подгруппами).
Заключение:
- Изучая данную тему мы усвоили, что организм у детей развивается по разному. Это зависит от возраста, пола и от окружающие среды ребенка. Каждый орган человеческого тела развивается в своем темпе; в целом части тела развиваются неравномерно и непропорционально.
Список литературы
- Кожухова Н. Н., Рыжкова Л. А., Борисова М. М. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Схемы и таблицы. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 192 с. С. 50-55.
- Citoweb.yspu.org/link1/metod/met126/node30.html
- www.doshkolniki.org/.../128-zakonomernosti-rosta-i-fizicheskogo-ra
- http://www.google.ru/imgres?q=закономерности+физического+развития+детей+реферат&hl=ru&newwindow
5.http://rudocs.exdat.com/docs/index-265995.html
Спасибо за внимание!!!!!