Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 19:46, доклад
Весьма внушительно выглядит список изданий отечественных и зарубежных авторов, которые посвящены проблемам здоровья молодежи. В нем работы Лисицина Ю.П., Ильинича В.И., Столярова В.И., Виленского М.Я., Журавлевой И.В., Сухарева А.Г., благодаря которым в разные временные периоды освещались вопросы о состоянии здоровья этой категории граждан. Рассмотрение проблем здоровья студенческой молодежи можно включить в аксиологический контекст, а именно рассмотреть ценности здоровья и имиджа в сфере мышления студентов, а также характеристиках их жизни в современных, изменившихся условиях.
Интересным и важным будет провести сравнительный анализ позиций по указанным проблемам студентов перечисленных специальностей со студентами физкультурных вузов. Так как именно они будут формировать, и определять культурно-валеологический уровень учащейся молодежи.
Доброрадных М.Б. - аспирантка каф. культурологии,
социокультурной антропологии и социальных коммуникаций
Весьма внушительно выглядит список изданий отечественных и зарубежных авторов, которые посвящены проблемам здоровья молодежи. В нем работы Лисицина Ю.П., Ильинича В.И., Столярова В.И., Виленского М.Я., Журавлевой И.В., Сухарева А.Г., благодаря которым в разные временные периоды освещались вопросы о состоянии здоровья этой категории граждан. Рассмотрение проблем здоровья студенческой молодежи можно включить в аксиологический контекст, а именно рассмотреть ценности здоровья и имиджа в сфере мышления студентов, а также характеристиках их жизни в современных, изменившихся условиях.
Интересным и важным будет провести сравнительный анализ позиций по указанным проблемам студентов перечисленных специальностей со студентами физкультурных вузов. Так как именно они будут формировать, и определять культурно-валеологический уровень учащейся молодежи.
Такая ситуация создает новый контекст для исследования ЗОЖ, отношения к ценности здоровья, определению содержания и места досуговой сферы студентов.
Данные базируются на определенном этапе исследования, целью которого является получение сравнительной информации, касающейся субъективных показателей отношения к ценности здоровья и выявлению факторов влияющих на него.
Тема выступления звучит не впервые, но в данном сообщении рассматриваются и дополняются новые аспекты и срезы этой проблемы.
Эмпирическую базу исследования составили результаты, полученные автором настоящей работы на основе опроса группы студентов разных специальностей (медико-биологического, технического, гуманитарного профиля), в различных городах РФ (в г. Москва, в г. Воронеж, в г. Ярославль, в г. Волгоград, в г. Александров) в 1997-1999г.г. Всего опрошено 1000 студентов 2,3,4 курсов. Программа этого опроса была разработана как составная часть международного исследования "Образ жизни и ценностные ориентации молодежи Германии, Чехии и России", проводимого под руководством Др. Й.Мразек, г. Кельн (Германия), Др. Л.Фиалова, г. Прага (Чехия), Др. И.М.Быховская, г. Москва (Россия). Данные собраны с помощью анонимных анкет, состоящих из структурированных закрытых и открытых вопросов.
Основная цель исследования заключается в получении описательных данных, которые позволят выявить основные факторы, влияющие на современное отношение студенчества к ценности здоровья и дать теоретическое обоснование основных подходов и механизмов формирования ЗОЖ и имиджа студентов в современных социальных и экономических условиях.
Объект исследования современное студенчество как социально - культурная группа, разделен по категориям и смысловым блокам:
Как известно, факторов, влияющих на здоровье студентов очень много, но мы остановимся на некоторых из них.
Первый блок хочется начать с оценки отношения родителей опрашиваемых респондентов к занятиям физической культурой и спортом.
На вопрос сколько часов в неделю, в настоящее время, Вы активно занимаетесь спортом (во время учебы и в свободное время в совокупности)?
В результате анализа полученных данных студенты в среднем занимаются 4,5 часа в неделю, но 1,5 часа является обязательными в системе учебных занятий. При этом учебная дисциплина физическая культура преподается только два года (1-ый и 2-ой курсы), поэтому на последующих курсах этот показатель значительно снизится. Кроме того, такая ситуация в государственных вузах, а в коммерческих идет сокращение часов данной дисциплины, экономия средств на аренде помещений, зарплате преподавателей и здоровье студентов. Отведенных часов недостаточно для восполнения двигательной активности молодого организма. Тем более если учесть, что учебная нагрузка растет от курса к курсу, а двигательный запрос организмом не восполняется, что также влечет к ухудшению психофизического состояния.
Как известно, студенты относятся к малообеспеченной категории граждан, а в период экономического кризиса, когда стипендии не хватает, чтобы обеспечить даже нормальное физическое существование, финансовые проблемы существенно сказываются на образе жизни и здоровье студентов.
С одной стороны, это проявляется в том, что многие студенты работают. По полученным данным 40% опрошенных студентов подрабатывают во время учебы. Кроме того, такая ситуация, когда учеба отодвигается на второй план, может влиять на уровень успеваемости студентов и, следовательно, на уровень знаний будущего специалиста.
Тем не менее, отвечая на вопрос: "если Вы полагаете, что Ваше питание "нездоровое" и, что является причиной, 60% респондентов основным фактором считают не достаточно средств для здоровой пищи. По данным Детского фонда ООН, здоровье и нормальное питание являются в непосредственной зависимости и являются основами обучения, плохое питание может понизить способность к восприятию знаний (3).
С другой стороны, 30% респондентов указывают на проблемы с пищеварением и на неприятные ощущения в области желудка. Такая современная ситуация когда студенты вынуждены работать и учиться отрицательно сказывается на состоянии их здоровья.
Студенчество - это часть молодежи, которая является будущей интеллигенцией общества, интеллектуальным потенциалом страны, который будет влиять на формирование ценностных ориентаций в обществе, следовательно, от того насколько здорова, и квалифицирована будет эта группа зависит будущее страны. В этой связи нам интересно исследовать мнение студентов: " я занимаюсь физической культурой, спортом, потому, что это важно для моей будущей карьеры"? В результате 85% студентов не считают, что здоровье и успехи в профессиональной деятельности находятся в непосредственной зависимости, поэтому это не является мотивом для занятий физической культурой, рекреацией и т.д.
Огромную роль на уровень ценностных ориентаций и современный имидж студентов оказывает "появление" INTERNET. Безусловно, много положительных моментов; работа с большими объемами информации, переписка и обмен данными в короткие сроки последние разработки и новости в любой отрасли знаний и т.д.
Кроме того, есть и отрицательные моменты в этой системе: в ней идет обмен новых "рецептов" наркотиков, а также где и как можно купить их; наличие сервера геев, лесбиянок и бисексуалов проводит агитацию в своем направлении; наличие разнообразных партий и движений (например РНЕ), тоже неблаготворно влияет на молодежь в целом и на студенчество как самостоятельную социально-демографическую группу в частности. (5) Приведенные данные свидетельствуют о том, что произошли коренные изменения в содержании и проведении молодежного досуга.
Таким образом, современные условия создают новый контекст для рассмотрения ценностных ориентаций, образа жизни, досуга студентов, для целенаправленного влияния различными средствами и методами.
Литература.
1. Виленский М.Я. Здоровый образ жизни студентов: сущность. структура, формирование: ПР. Всерос. науч. - практич. конференция. Томск / ВНИИФК-Томск, 1996.-164с.
2. Журавлева И.В. Здоровье подростков и окружающий мир.- М.: Институт социологии РАН, 1997,-102с.
3. Положение детей в мире, 1999г. UNICEFтский фонд ООН.-140с.-1999.
4. Столяров В.И. Программа международного социологического исследования здорового образа жизни и физической культуры студентов// Здоровый образ жизни и физическая культура студентов: Социологические аспекты. М.- Харьков, 1990.-С.39.
5. WWW.GAU.RU
Открытый банк данных для учащейся молодежи, студентов, преподавателей и всех других в 23 разделах: учебные материалы, обучающие и научно-популярные видео материалы, образование и рынок труда, проблемы науки, студенческий досуг, социально-экономические проблемы студентов, музыкальные коллекции, DVD и многое другое.
Информация о работе Здоровье и имидж в образе жизни современных студентов