Предмет задачи валеологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 20:00, реферат

Описание работы

Появление новых реалий в жизни человечества, связанных с ускорением темпов социальных, экономических, технологических, экологических, климатических и иных изменений в мире - закономерность, которая обязательно приведет (и уже приводит) к формированию новых проблем в состоянии здоровья населения.
Поскольку человеческая жизнь является высшей ценностью общества, то совокупность свойств, качеств, состояний человека есть ценность не только самого человека, но и общества. Именно это превращает здоровье каждого индивида в общественное богатство. При реализации комплексного, междисциплинарного подхода в анализе проблемы «Человек и его здоровье» валеологические знания приобретают особое значение.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..………….3
1. Валеология как наука о здоровье человека………………………………..….5
1.1 Признаки здоровья………………………………………………………..…..6
1.2 Факторы риска для здоровья…………………………………..…….……….8
1.3 Основные составляющие здорового образа жизни………………………....9
1.4 Социальные условия формирования здорового образа жизни…………...11
2. Предмет валеология………………………………………………….……….14
2.1 Индивидуальное здоровье человека как предмет валеологии…………....16
3. Задачи валеологии……………………………………………………….……20
Заключение……………………………………………………………………….22
Список используемой литературы…………………………………...…………24

Файлы: 1 файл

ВАЛЕОЛОГИЯ.docx

— 47.21 Кб (Скачать файл)

Исходя из ее сущности, дефиницию  индивидуального здоровья можно  представить следующим образом: здоровье - динамическое состояние  человека, которое определяется резервами  механизмов самоорганизации его  системы (устойчивостью к воздействию патогенных факторов и способностью компенсировать патологический процесс), характеризуется энергетическим, пластическим и информационным (регуляторным) обеспечением процессов самоорганизации, а также служит основой проявления биологических (выживаемость - сохранение особи, репродукция - продолжение рода) и социальных функций.

Существуют представления  о том, что здоровье - это не только состояние функций, но и окружающая человека среда, факторы, которые на нее воздействуют. Необходимо очень  четко различать причину и  следствие, факторы «конструирующие» здоровье и «характеризующие» его критерии.

В основе здоровья лежат  духовные, психические и соматические характеристики индивида, которые формируются  в результате взаимодействия очень  сложного комплекса факторов окружающей и внутренней среды. Именно эти закономерности здоровья являются предметом исследования комплекса гигиенических наук. Предмет  исследования валеологии - собственно здоровье, т.е. результирующая всех этих сложных взаимодействий. И эту результирующую можно характеризовать степенью оптимальности выполнения индивидом своих биологических и социальных функций.

Основные биологические  функции человеческой особи - ее выживание (жизнеспособность) и продолжение  рода, социальные - степень социализации личности, трудоспособность, удовлетворенность  своей социальной ролью в быту и обществе и пр. Именно в этих рамках и следует искать модели для  характеристики здоровья индивида по прямым показателям, а не в соотношении  физиологической нормы и патологии.

В качестве критериев, количественно  определяющих уровень индивидуального  здоровья, могут использоваться только те, которые связаны с его сущностными  характеристиками. К ним относятся  показатели, в той или иной степени  отражающие деятельность механизмов самоорганизации  живой системы - адаптации, гомеостаза, реактивности и т.д. В качестве показателей уровня здоровья можно также использовать характеристики проявлений здоровья - жизнеспособности, социализации личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Задачи валеологии

Основные задачи:

1.     Исследование  и количественная оценка состояния  здоровья и резервов здоровья  человека;

2.     Формирование  установки на здоровый образ  жизни;

3.     Сохранение  и укрепление здоровья и резервов  здоровья человека через приобщение  его к здоровому образу жизни.

Физическое совершенствование  рассматривается как улучшение  и сохранение здоровья и физического  состояния, и решает задачи воспитательные, образовательные, оздоровительные  и обучения.

Воспитательными задачами   валеологии   являются формирование у людей высоких морально- политических качеств, выработка навыков и привычек высоко дисциплинированного поведения. Как педагогический   процесс физическое   воспитание  оказывает разностороннее воспитательно-образовательное воздействие.

Характерными для физического  воспитания являются задачи воспитания физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости. Эти задачи связаны  с направленным формированием гармонично развитой личности. Оздоровительно - профилактическое образование - это совокупность систематизированных  и специальных знаний, навыков  умений по предупреждению различных  распространенных заболеваний. Образовательные  задачи, решаемые   в процессе оздоровительной физкультуры, включают в себя обучение жизненно важным, спортивным, профессионально прикладным двигательным умениям и формирование навыков   здорового   образа жизни. К образовательным  задачам педагогического процесса относится изучение основ теории и методики оздоровительной физкультуры. На основе знаний подкрепляемых на практике, формируются убеждения  в полезности и необходимости  регулярных занятий  физическими  упражнениями  оздоровительной направленности. Убеждения в свою очередь, являются основой формирования потребности в занятиях физическими упражнениями.

Оздоровительными задачами являются укрепление здоровья , закаливание организма, повышение    сопротивляемости различным заболеваниям. Успешность решения оздоровительных задач зависит от соблюдения требований педагогического принципа оздоровительной направленности практических занятий физическими упражнениями. На практических занятиях   по оздоровительной физкультуре решается основная задача, связанная с физическим развитием занимающихся.

Под физическим развитием  понимается педагогический процесс  становления и совершенствования  форм и функций организма. Физическое развитие включает в себя те качественные изменения, которые происходят в  укреплении и совершенствовании  физических сил человека, а также  его здоровья под влиянием следовых явлений и специально организованного  воспитания. В этом смысле оно выступает  как результат физического воспитания.

Физическая подготовленность, а в целом физическое состояние, также рассматривается как результат  целенаправленного педагогического  процесса, формирование личности средствами физического воспитания.  Обучение   - целеустремленный, организованный процесс  овладения знаниями, навыками и умениями, которые необходимы молодежи для  поддержания высокой работоспособности, сохранения и улучшения здоровья, здорового образа жизни.

Важнейшим средством образования  и воспитания является обучение, под  которым понимается процесс передачи и активного усвоения знаний, умений и навыков, а также способов познавательной деятельности, необходимых для осуществления  непрерывного образования человека.

 

 

 

Заключение

На сегодняшний день общепринятого  точного определения понятия  «здоровье» нет. Именно по этой причине  все имеющиеся на сегодняшний день в валеологии теории формирования здоровья не представляют серьёзной научно-теоритической ценности в глазах большинства учёных.

Валеология, внося весомый вклад в решение текущих проблем укрепления индивидуального здоровья российского человека, в значительной степени изолирована и самодостаточна, и не решает главной задачи, - методологического обоснования современной валеологии как самостоятельной и, главное, целостной науки.

Поэтому, несмотря на обилие и разнообразие валеологических исследовательских подходов и практических форм деятельности, разнородных и нередко соперничающих между собой, - валеология в целом не обладает единой методологической основой, а поэтому не может считаться полноправной научно-практической дисциплиной, способной на решающие успехи в разрешении проблемы индивидуального здоровья человека, тем более в условиях современной России.

Рассматривая здоровье человека как предмета валеологии в триединстве его физического (биологического), душевного (психического) и духовного благополучия, рабочее предварительное определение индивидуального здоровья человека возможно представить как его благополучное существование, реализующееся в единстве адаптационного и креативного процессов его организма и личности.

Однако до сих пор валеология не смогла разработать философско-методологические основы своего существования и развития. Подтверждением тому служит тот факт, что до сих пор валеология не имеет официально научного статуса, являясь по сути лишь учебной дисциплиной.

В свою очередь, парадоксальным образом, индивидуальное здоровье человека как предмет валеологии не стало объектом внимания для отечественной философии.

Философско-методологическая несостоятельность современной  валеологии представляет собой мишень для критики своих оппонентов. Тем не менее, несмотря на ярость критических высказываний и бойкот валеологических исследований со стороны серьезных научных изданий, современная валеология представляет собой широкое отечественное научно-практическое явление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1. Билич Г.Л., Назарова Л.В. Основы валеологии. СПб., 2007.

2. Семенов Э.А. Анатомия  и физиология человека. М., 2007.

3. Соковня-Семенова И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. М., 2008.

4. Татарникова Л.Г. и  др. Валеология подростка. СПб., 2009.

5. Чумаков Б.Н. Валеология. Избранные лекции. М., 2006.

6. Шелтон Г. Натуральная гигиена. СПб., 2006.

 


Информация о работе Предмет задачи валеологии