Развитие ветеринарии в Древнем мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 03:21, реферат

Описание работы

В лечении жрецы широко применяли таинственные формы молений, жертвоприношений, сопровождающихся магическими действиями, гаданиями, толкованиями, различными «чудесами» и т.д. Врачевание приносило жрецам и храмам большие доходы. Стремясь сохранить и расширить клиентуру храмов, наряду с мистическими и магическими формами врачевания жрецы использовали и эмпирически найденные приемы и целебные средства народной ветеринарии. Жрецы многое взяли из народного опыта врачевания, они отбирали лечебные средства, подмечали различия между ними. Врачебные знания передавались из поколения в поколение, опыт дополнялся и накапливался, его трудно было удержать в памяти. В связи с этим, после возникновения письменности появились записи рецептов, описаний болезней, лечебных приемов и способов приготовления лекарств. Жрецы стали хранителями знаний о природе и с появлением письменности записали народный опыт.

Файлы: 1 файл

Развитие ветеринарии в Древнем мире.docx

— 46.02 Кб (Скачать файл)

Министерство сельского хозяйства РФ

ФГБОУ ВПО “Бурятская государственная сельскохозяйственная

академия им. В.Р.Филиппова"

 

Кафедра философии  

 

Реферат

Для сдачи кандидатского экзамена

по истории и философии науки

На тему: “Развитие ветеринарии в Древнем мире”

 

 

Выполнил:аспирант

Наранхуу Ууганбаяр

Проверила:к.филос.н.,

Доцент Баторова.Е.Б

 

 

Улан-Удэ

2014

                                                                 Введение

Древний Восток был колыбелью человеческой культуры. Здесь ранее других мест совершился переход от первобытно-общинного строя к рабовладельческому строю. Народы и племена Востока ранее других, за 4000 – 5000 лет до новой эры, вышли на арену истории и оставили наиболее древние исторические памятники.

В период разложение первобытно-общинного строя и превращения его в классовое общество функции врачевания, ранее присущие многим членам общины, постепенно сосредотачивались в руках более узкого круга лиц, прежде всего старейшин и жрецов. В лечении жрецы широко применяли таинственные формы молений, жертвоприношений, сопровождающихся магическими действиями, гаданиями, толкованиями, различными «чудесами» и т.д. Врачевание приносило жрецам и храмам большие доходы. Стремясь сохранить и расширить клиентуру храмов, наряду с мистическими и магическими формами врачевания жрецы использовали и эмпирически найденные приемы и целебные средства народной ветеринарии. Жрецы многое взяли из народного опыта врачевания, они отбирали лечебные средства, подмечали различия между ними. Врачебные знания передавались из поколения в поколение, опыт дополнялся и накапливался, его трудно было удержать в памяти. В связи с этим, после возникновения письменности появились записи рецептов, описаний болезней, лечебных приемов и способов приготовления лекарств. Жрецы стали хранителями знаний о природе и с появлением письменности записали народный опыт.

                            Развитие ветеринарии в Китае

В период первобытнообщинного строя китайцами было приручено большое количество животных: собак, свиней, коз, овец, быков, буйволов, лошадей, кроме того слонов и оленей. Скотоводство занимало значительное место. Об этом свидетельствует большое количество животных, приносимых в жертву (до 300 голов быков, 100 голов овец).

В конце 3-го - начале 2-го тысячелетия до н.э. в Китае укрепился рабовладельческий строй, возникла иероглифическая письменность, сложность которой делала грамотность и образование труднодоступными и превратила их в монополию небольшой группы жрецов и аристократов.

В Древнем Китае больших успехов достигли такие науки, как математика, астрономия, земледелие, биологические и медицинские знания.

Китай ская медицина уходит корнями в глубокое прошлое и связана с древней философией, согласно которой в организме, как и во внешнем мире, предполагалась постоянная борьба двух полярных сил; здоровье и болезнь определялись их соотношением.

Китайцы, как и другие народы древности, уподобляли организм миру в миниатюре, а все процессы в организме - взаимоотношениям первоэлементов: огня, земли, воды, дерева и металла. Пять первоначал исходные элементы циклического китайского календаря, в котором существовали благоприятные и неблагоприятные дни для использования определенных методов лечения болезней и приготовления лекарств.

В Древнем Китае лечением людей и животных занимались одни и те же люди - жрецы и лекари-практики, накопившие многовековой опыт народа. По мере усиле ния рабовладения, а вместе с ней и религии, преобладающая роль перешла к жрецам, которые, наряду с реалистическими приемами и методами, использовали религиозные наставления. Врачевание сосредоточилось в храмах и монастырях. Однако, сохранилось и народное врачевание лекарей практиков, доступное всем слоям населения.

Китайские врачи применяли многие лекарственные вещества растительного (женьшень, лимонник, ревень, имбирь, чай, лук, чеснок и т.д.), животного (рога молодого оленя, мускус, печень, костный мозг, кровь тигра) и минерального происхождения (ртуть, сурьма, железо, сера, магнезия). Китайские хирурги использовали для сшивания ран шелк, нити джута и конопли, волокно тутового дерева, сухожилия тигров, телят и ягнят. Своеобразный, насчитывающий несколько тысячелетий, метод лечения «чжень-цзютерапия» (иглоукалывание и прижигание) применяли для лечения как людей, так и животных. Назначение уколов - облегчить передвижение по сосудам крови и особого «жизненно необходимого» газообразного вещества, ликвидировать их «застой» и, тем самым, устранить причину заболевания. Первые литературные данные о применении такого метода относятся к VI в. до н.э. и изложены в «Каноне о внутреннем» («Ней-цзин», около II в. до н.э.) - одной из древнейших медицинских книг Китая.

Довольно рано в Китае появились специалисты по изготовлению и торговле лекарствами.

Одним из первых китайских лекарей, живших около 5000 лет назад, считается мифический император Шень Нун, который использовал для лечения всевозможные травы. Согласно преданию, он оставил описание около 70 ядов и противоядий, умер в возрасте 140 лет и стал после смерти божеством аптекарей. Его считают автором одного из древнейших в мире «Канона о корнях и травах», содержащего описание 365 лекарственных растений.

Как свидетельствуют древние литературные памятники, уже 3000 лет назад в китайской медицине сосуществовали четыре раздела - внутренние болезни, хирургия, диетика и ветеринария. С XI в. до н.э. ветеринария упоминается как отдельный раздел врачевания (Чжоуские ритуалы XI-VII вв. до н.э.), где, наряду с описанием некоторых болезней животных и методами их лечения, отмечена связь распространения чумы с крысами и преимущественное возникновение и распространение чумы и некоторых других заболеваний в портовых городах.

В более поздних сочинениях, которые содержат нарисованные лекарственные растения, инструменты и анатомические рисунки, предписывалось избегать проезда по местности, где убивают скот, рекомендовались методы профилактики некоторых гельминтозов, в частности бычьего солитера.

                             Развитии ветеринарии в Индии

Медицинские знания древних индусов традиционно включали в себя сведения о болезнях людей, растений и животных. Лечением животных в Древней Индии занимались знахари (бхишадж - изгоняющие бесов), которые постепенно с течением времени превратились во врачей целителей. Ветеринарные врачи Древней Индии принадлежали к высшему медицинскому сословию - Yaidya (к нему же принадлежали и врачи человека).

Источником сведений о лечении людей и животных в Древней Индии является письменный памятник Аюрведа «Знание жизни», составление которого относят к IX-III вв. до н.э. Эта книга представляет собой обширную энциклопедию медицинских знаний, где наряду с отражением жреческой медицины и ветеринарии имеются элементы народной ветеринарии, опирающейся на многовековой опыт народа. В Аюрведе (Ayur-Veda-Sucruta) описано 760 лекарственных растений, способы применения средств животного и минерального происхождения, имеющиеся в ней описания болезней замечательно точны. В индийском врачевании лекарства распределялись по их действию. Были известны рвотные, потогонные, слабительные, мочегонные, наркотические и возбуждающие средства, которые применяли в виде порошков, пилюль, настоев, отваров, мазей и т.д. Широко применяли лечение ран повязками, пропитанными маслами, и иглоукалывание. Древние индусы знали об оспе и могли знать о пользе прививок. Ими описано более 10 хирургических инструментов и способы проведения хирургических операций. Хирурги Древней Индии умели сшивать ткани льняными и пеньковыми нитями, сухожилиями и конским волосом; останавливали кровотечения с помощью холода, золы, давящей повязки; при вывихах и переломах костей использовали неподвижные повязки и бамбуковые шины; знали особые методы лечения ожогов, язв и опухолей.

Уже в первые века нашей эры в Индии открывались больницы не только для людей, но и для животных, появились специальные сочинения о лечении лошадей и слонов.

, сначала «брахманизм»  и сменивший его «буддизм», оказала  большое влияние на развитие  ветеринарии. В Индии, как и в  других странах Востока, рациональные  формы борьбы с болезнями тесно  переплетались с религиозными  представлениями.

Священные ведийские тексты рекомендовали в случае болезни или ранения обращаться к богам - небесным врачевателям. Первым врачом индусы считали Брахму - бога-творца, а первым лекарством - воду. Особое место среди богов принадлежит Варуне - «владыке вод», который был «хранителем небесного равновесия и порядка » и карал болезнями за нарушение не только людей, но и животных.

«Веды» - сборники бытовых и религиозных предписаний - содержат произведения народного эпоса, часто в художественной форме, и свод законов Ману, где освящены многие вопросы гигиены и даны рекомендации по питанию, говорится об ответственности врача за неудачное лечение и приводятся размеры штрафов. Имеющиеся описания некоторых болезней исключительно точны. В книгах Вед описаны болезни, подобные сибирской язве, бешенству животных, некоторым гельминтозам и кровопаразитарным болезням животных. Появление заразных болезней среди грызунов связывается в этих источниках с появлением чумы людей.

Индийские сочинения, посвященные ветеринарии, в эпоху средневековья были переведены на арабский язык и распространились в разных странах востока.

                            Развитии ветеринарии в Персии

Иранские племена широко использовали в домашнем обиходе и сельском хозяйстве лошадей, овец, коров, которых приручали в огромном количестве. Основная порода коров - систани - была известна своей устойчивостью к болезням и мощью. Лошади имели огромное значение для воинствующих племен.

Исторические документы свидетельствуют о том, что лечением домашних животных занимались кудесники. Они использовали для лечения различные колдовские и религиозные приемы и лекарственные травы. Кудесники, лечившие больных людей и животных, были убеждены, что в голове больного имеется злой дух и его необходимо прогнать. Для этих целей они использовали иногда рассечение черепа как у людей, так и у животных (о чем свидетельствуют археологические раскопки).

О лечении животных до нашего времени сохранилось 2 документа. Это Богакуйлская и Даканская клинопись, которые относят к 1360 г. до н.э. В текстах этих документов говорилось о дрессировке, кормлении, содержании лошадей, о болезнях коров и способах их лечения.

Большое место животным отведено в Священном писании - Авеста (IX-III вв. до н.э.), написанным иранским пророком Зороастром. Животные здесь распределены на 2 группы: полезные - лошадь, корова, овца, собака, птицы - и бесполезные - волки, змеи, насекомые и т.д. Часть Авесты посвящена содержанию, кормлению животных и лечению некоторых болезней, части 10 и 49 - кормлению и содержанию собак, в частности щенков. Врачи должны были пользовать животных такими лекарствами, которыми лечат богатых людей.

Одним из первых ветеринарных врачей Персии, о чем свидетельствует Авеста, был Фрейдун (V в. до н.э.), который использовал в лечении «нож, лекарства и имя бога». Фрейдун употреблял для лечения животных лекарства, приготовленные из растений, он был первым, как отмечают иранские историки, кто скрестил лошадь и осла и «получил» мула.

Ветеринарные врачи Древней Персии уже имели плату за лечение животных. Если врач лечил крупное животное, то получал стоимость среднего животного, если среднее (кроме овцы), ему давали овцу, если врач лечил овцу, то получал плату мясной пищей.

Как пишет в своей книге «История медицины, фармакологии, стоматологии и ветеринарии» Гай Мазарс ветеринария успешно развивалась в Персии в числе других паук, но большинство книг и документов того периода было уничтожено армией Александра Македонского, который приказал оставить по одной книге по астрономии и медицине и перевести их на греческий язык, а остальные - сжечь. В начале III в. н.э. при династии Сасанияна, после освобождения Персии, старые библиотеки были восстановлены и построены новые, греческие книги по медицине и ветеринарии перевели на хлавский язык. В этот период создается Джондишапурский университет, где среди других дисциплин преподавалась и ветеринария. При университете была построена ветеринарная клиника, там студенты изучали практическую ветеринарию. Сохранились имена ветеринарных врачей, которые преподавали в университете, - Вихтину, Диоржиюс, Масершис, Шапур бен Сахл. Преподавание вели как персидские ученые, так и греческие, приехавшие из Афин. Официальный язык университета был пахлавский; но все ветеринарные и медицинские книги писались только на особом языке, производным от пахлавского. В этот период были написаны книги: «Основы ветеринарии», «О лечении домашних животных». Среди заболеваний, которые упоминаются в различных источниках такие заболевания, как бесплодие, мастит, атония, бешенство, имевшее широкое распространение среди собак и мелкого рогатого скота.

В 551 г. (20 год царства Ануширавана) в Джондишапуре состоялся первый в истории международный конгресс, на котором присутствовали как ветеринарные, так и медицинские врачи (Хасан Таджбахил, 1993).

            

 

 

 

 

                 Развитии ветеринарии в Месотамии

  Другим очагом развития ветеринарии в древности, о чем свидетельствуют многочисленные памятники культуры, были древние рабовладельческие государства Двуречья (долина рек Тигра и Ефрата, XX-XVII вв. до н.э.). Центральная часть Двуречья - Аккад и юг Шумер - во 2-1-м тысячелетии до н.э. образовали государство Вавилон, в 1-м тысячелетии до н.э. в северо-восточной части Месопотамии появилась Ассирия. В этих странах природные условия способствовали развитию скотоводства. Здесь разводили молочный и мясной скот. Коротконогих и длинноногих быков держали на подножном корме, подкармливая зерном. Рабочим скотом пользовались при орошении почвы, пахоте, молотьбе и перевозке грузов. Для нужд транспорта использовали ослов, иногда впрягали в плуг длинноногих антилоп. Широко был распространен мелкий рогатый скот - курдючные и тонкошерстные овцы.

Во 2-м тысячелетии до н.э. началось возвышение Вавилонского государства, в котором к этому периоду накопились основательные знания по ветеринарии. Вавилонским ветеринарам были известны болезни, по описаниям которых можно предположить, что это были сибирская язва, чума крупного рогатого скота, бешенство. Было известно, что отдельные болезни передаются от одного животного другому. Предпринимались первые попытки объективного изучения болезней и реальной борьбы с ними. Тексты описаний болезней содержат сведения о симптомах и методах лечения, для которых использовали различные, порой очень сложные, лекарства. В состав лекарств включались нефть, смола, молоко, поваренная соль, шерсть и части тела животных, панцирь черепахи, органы водяных змей.

Информация о работе Развитие ветеринарии в Древнем мире