Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 09:22, реферат
К выбору породы собаки-телохранителя следует подходить наиболее основательно. Ей предстоит жить в вашей семье, поэтому вы должны учесть собственную кинологическую подготовленность, чтобы суметь стать не только лидером по отношению к ней, но и быть способным наладить ее взаимоотношения с другими членами семьи-стаи. Необходимо учесть наличие малолетних или престарелых членов семьи, поскольку именно они чаще всего страдают от внутрисемейной агрессии собак.
Ожидание ребенка также должно быть учтено. Очень важно, чтобы лидер семьи имел достаточно времени для воспитания и дрессировки собаки, ведь никто другой, кроме вас, не воспитает собаку-телохранителя. Если вы приходите домой только ночевать и собака растет без вас, может наступить момент, когда она не пустит вас на порог. Инструктор же по дрессировке — это только преподаватель.
Не смотря на жесткое разделение воспитания и дрессировки, О. И. Ульянова (О. И. Ульянова Воспитание щенка немецкой овчарки. Нижний Новгород, Флокс, 1992), сводит воспитание к формированию у собаки разнообразных навыков: «Непосредственно воспитание немецкой овчарки включает в себя воспитание общепослушательных, специальных и оборонных навыков», разделяя воспитание и дрессировку, как уже упоминалось выше, только по способам воздействия на собаку. Таких же взглядов придерживаются Л. С. Шерешевская (Л. С. Шерешевская «Выращивание и воспитание щенка» В сб. «Основы служебного собаководства» М., ДОСААФ, 1975) и Э. Шерешевский (Э. Шерешевский «Первичная дрессировка щенка» В сб. «Клуб служебного собаководства» М., ДОСААФ, 1978).
По мнению М. Ефремовой и Н. Ефремова (М. Ефремова, Н. Ефремов «Как вырастить собаку» «Ника», № 4, 1991): «Воспитание собаки вовсе не ограничивается выучиванием нескольких команд. Главная цель — собака должна стать приятной в общении. Безусловно, и в определенных пределах управляемой, иначе владелец не будет иметь покоя, а собака — долгой жизни. Вот это уже зависит именно от команд... Собственно, в широком смысле воспитание собаки и заключается в том, чтобы, во-первых, приучить ее к понятиям „нельзя“ и „плохо“, а во-вторых, добиться, чтобы она знала, помнила, что именно ей делать не следует, даже в моменты, когда хозяин на нее не смотрит».
А. Н. Власенко, ссылаясь на немецкого дрессировщика Г. Оберлендера, (А. Н. Власенко Спортивная дрессировка собак служебных пород. М., ИНПА, 1993), декларирует, что «Дрессировка неотделима от воспитания собаки, а последнее есть не что иное, как установление правильных взаимоотношений между человеком и собакой. Единый процесс дрессировки и воспитания имеет целью своей не только заучивание собакой каких-то определенных действий в ответ на сигналы дрессировщика, но и приводит ее „к сознанию непоколебимой высоты и мощи ее господина, а этим путем — к безусловному повиновению“. Безотказная работа собаки возможна только лишь в случае, если дрессировщик в ее глазах имеет высокий авторитет, не подлежащий никакому сомнению».
Еще больше внимания социальному аспекту воспитания уделяет Н. Д. Криволапчук (Н. Д. Криволапчук О чем думают собаки... СПб, 1999). По ее мнению «Цели воспитания ... очень широки — от формирования общих качеств характера до искоренения отдельных вредных привычек», а главной задачей является «формиро? вание характера». При этом в процессе воспитания «человек должен, прежде всего, передать животному свои представления о жизни», для того, чтобы собака познакомилась с «принципами альтруистического поведения... и нашла желательное равновесие своих и чужих (в первую очередь — хозяйских!) интересов...».
Определяя взаимоотношения воспитания и дрессировки, Н. Д. Криволапчук пишет: «Главное отличие дрессировки от воспитания состоит именно в том, что дрессировочные программы более или менее универсальны (во всяком случае, в отношении общей дисциплины), тогда как воспитание отражает жизненные принципы и пожелания хозяина, а потому столь же уникально, как уникальна каждая семья, каждая пара людей, в каких бы отношениях они ни находились. Воспитание — это выработка полной системы взглядов на жизнь и жизненных правил, а не отдельные достижения. ... Дрессировкой можно сделать из овчарки гончую по кровавому следу или караульного пса в „зоне“, можно фокса превратить из охотника в телохранителя. А воспитание специализировано по желательным и нежелательным свойствам характера, позволяющим превратить собаку в надежного спутника жизни, в понимающего и преданного друга. ... Процесс воспитания так же сложен, как и сама жизнь, ради которой мы, собственно, и идем на все эти труды и заботы. Тут Вам и правила приема приятных гостей, и защита от нежелательных и опасных посетителей (в присутствии хозяев и без них); правила милого общения с друзьями и умение не соваться, куда не следует; законы активности и законы безразличия... да мало ли, что еще! Воспитание без той или иной дрессировки невозможно. Дрессировка без воспитания бессмысленна».
Учитывая закономерности психофизиологического развития молодой собаки, Н. Д. Криволапчук вводит понятия «киндер-дрессировки» и «юниор-дрессировки», отличая их, как и другие авторы, по способам воздействия на собаку. Однако содержание предлагаемых понятий соответствует «воспитательной дрессировке», упомянутой выше и сводится к освоению («разучиванию смысла») «большинства важнейших дисциплинарных навыков».
Довольно оригинально трактует воспитание В. Варлаков (В. Варлаков «Несколько слов об обучении, дрессировке и воспитании» Zooбум, № 6, 1995), считая, что «у воспитания и дрессировки разные цели»: «Воспитание — это целенаправленный процесс формирования человеком у щенка вполне определенных норм поведения в семье, на улице, по отношению к окружающим его собакам, другим животным, людям и разнообразным условиям внешней среды, а также установление оптимальных взаимоотношений между членами семьи и взрослеющей собакой. Воспитанная собака может мало знать и уметь, но при этом ведет себя весьма благородно, так как ей известны правила хорошего тона, и тем самым она не создает проблем своему хозяину и окружающим. На практике обучение, воспитание и дрессировку грамотный инструктор осуществляет практически одновременно, ставя лишь различные задачи перед собой и собакой».
Таким образом, приходится констатировать, что единого и четко определенного отношения к воспитанию не существует. Скорее всего, это вызвано сложностью и многогранностью процесса воспитания, что дает основания в конкретной позиции акцентировать внимание на той или иной его стороне.
Полностью исключить влияние антропоморфизма при анализе терминов, пришедших в науку о поведении животных из гуманитарной психологии, не представляется возможным, тем более по отношению к такому устоявшемуся термину, как воспитание. Поэтому мы воспользуемся самыми общими характеристиками гуманитарного воспитания, что сделает, кстати, более понятным содержание определяемого понятия, и адаптируем его по отношению к животным, живущим совместно с человеком, и конкретно к собаке. Почему необходимо искать аналогии с гуманитарным воспитанием? Еще и потому, что воспитание животного означает ассимиляцию его человеческим обществом, так сказать является процессом «очеловечивания» животного в социальном смысле этого слова. Поэтому воспитание скорее более человеческое понятие, чем биологическое, и, по сути, означает подготовку животного к жизни по законам человеческого общества. И потому, что человек при этом активно влияет на реализацию биологических законов.
Воспитание человека включает в себя психологические, социологические, физиологические и физические аспекты. В отличие от специального обучения, которое реализуется в профессиональной деятельности, воспитание проявляется в навыках социального поведения.
Воспитать, в самом общем понимании этого термина, (1) вырастить, дав образование, обучив правилам поведения; (2) путем систематического воздействия, влияния сформировать чей-н. характер; (3) привить, внушить что-н. кому-н. (С. И. Ожегов «Словарь русского языка», М., Русский язык, 1988). Быть воспитанным, значит уметь хорошо себя вести (в семье, на улице, в коллективе, по отношению к окружающему миру).
Если говорить о социальном аспекте воспитания собаки, то в человеческом обществе ей приходится играть несколько социальных ролей:
1. Собака член семьи человека;
2. Собака член общества людей;
3. Собака член общества других животных;
4. Собака как партнер в паре: человек (хозяин) — собака;
5. Собака как биологическое существо в мире физической стимуляции;
6. Собака, выполняющая специальную функцию (собака-сторож, собака-защитник; собака-компаньон; собака-охотник и т. д.).
Собака должна себя вести адекватно с членами семьи и по отношению к прохожим на улице и попутчикам по автобусу, по отношению к другим животным, также как и по отношению к владельцу в процессе дрессировки или кинологу при выполнении специальных функций. Для эффективного управления собакой и успешного выполнения возложенной на нее работы, собака должна также адекватно реагировать и на небиологические факторы окружающей среды. Правда это уже реализация психофизиологической стороны воспитания и это требует особого рассмотрения. Пока же мы подчеркнем, что первой задачей воспитания является адекватная социализация собаки.
Под социализацией понимают «процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности» («Краткий психологический словарь» Под общ. ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. Ростов н/Д., Феникс, 1998). А проще говоря, социализация это обучение совместно жить и действовать. Во время социализации собака обучается определению, распознанию и запоминанию возможных социальных партнеров и правилам взаимодействия с ними. Отсутствие социализации, неполная или неправильная социализация приводит к развитию настороженности по отношению к человеку и животным или боязни их и служит основой для формирования нежелательного поведения: трусости, повышенной тревожности, осторожности, фобий по отношению к некоторым типам людей или видам животных, а отсюда к появлению трудностей в управлении собакой, ее дрессировке и использованию. Иногда, напротив, развивается повышенная агрессивность.
Как и человек, собака относится к незрелорождающимся видам. Процесс дозревания нервной системы — окончательное ее морфологическое и физиологическое формирование происходит уже в процессе раннего онтогенеза. Дозревание нервной системы осуществляется при активном участии факторов внешней среды. Так задумала природа, предполагая некий оптимальный уровень взаимодействия молодого организма с окружающей средой. Если этот уровень искажается, например, организм испытывает недостаток сенсорной стимуляции, процесс формирования нервной системы нарушается. Так было показано, что в условиях сенсорной изоляции мозг атрофируется, и, наоборот, развивается выше средних возможностей при гиперстимулировании шумом, запахами, вкусовыми и зрительными раздражителями, аффективными воздействиями и т. п. Всем известен «синдром питомника», а в настоящем времени приходится говорить о появлении «синдрома квартиры».
Ранняя сенсорная депривация, которая может проявляться в условиях ограниченного содержания (в питомнике, в квартире, на участке коттеджа), однообразных факторов внешней среды, пониженной двигательной активности, невысоком уровне социальных контактов (в той или иной степени выраженная социальная изоляция), вызывает часто не компенсируемые в дальнейшем недостатки поведения.
Ранняя сенсорная деривация приводит к разной степени выраженности следующим последствиям:
— морфологическим изменениям центральной нервной системы, которые выражаются в уменьшении объема серого вещества мозга по сравнению с животными, содержащимися в обычных условиях (у животных, выращенных в обогащенной среде, отмечается увеличение тела нервных клеток, количества дендритных шипиков и синапсов, новых отростков аксонов и увеличение диаметра капилляров мозга);
— торможению формирования (созревания) анализаторов, что в дальнейшем приводит к ухудшению научения с их использованием;
— сохранению «рефлекса настороженности»;
— замедлению угасания
ориентировочно-
— ухудшению сенсорно-моторной координации животных, что выражается в трудности освоения двигательных навыков;
— активации нервных образований отрицательного подкрепления, в результате чего животные стремятся исключить возможность получения отрицательного подкрепления даже за счет отказа от получения положительного;
— снижению стрессоустойчивость и ухудшению состояние конституционального (естественного) иммунитета.
Таким образом, второй составляющей воспитания (психофизиологическая сторона воспитания) является обеспечение адекватного дозревания (формирования) центральной нервной системы собаки.
Применительно к животному не принято говорить о характере, чаще используют понятие темперамента, под которым подразумевается совокупность психических свойств индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний, характеризующих степень активности и эмоциональности и проявляющихся в его отношении к окружающей действительности, в силе чувств, поведении.
Как только рождается животное, генетически наследуемые его свойства начинают взаимодействовать с окружающей средой (кстати, человек, это элемент окружающей среды по отношению к собаке, пусть даже очень активный, но элемент) и в процессе своего взаимодействия изменяются. Изменяются не до бесконечности, а в рамках генетически предопределенной вариации признака и в совокупности определяют темперамент животного. Свойства организма наиболее пластичны до его полового созревания. Это не значит, что свойства темперамента остаются неизменными после этого, но их изменения во взрослом состоянии уже не столь значительны.
Конечно, темперамент может формироваться и без участия человека и даже вопреки его желанию, так как является процессом биологически закономерным. Задачей человека является формирование темперамента с заданными свойствами (в рамках генетической вариации данного животного), которые определяются целью использования собаки.
Таким образом, воспитание - это еще и формирование темперамента.
Придание воспитанию
функций дрессировки создало
состояние неразберихи и
Как мы видим из обзора выделение «воспитательной» (начальной, подготовительной) дрессировки или приписывания воспитанию формирование не социальных форм поведения и затем противопоставление воспитания дрессировке, в общем-то, не имеет под собой оснований. Мы можем говорить о «дрессировке щенка», о «формировании бытовых навыков» о «дрессировке собаки по курсу послушания (или ОКД)» или «дрессировке собаки по ЗКС». Любой из указанных видов дрессировки — это дрессировка, методика которой строится с учетом возраста, породы, пола, темперамента собаки и поставленных задач.