Административ правосубъектность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 17:57, реферат

Описание работы

Государственная администрация — самая большая, самая мощная часть госу­дарственной машины. Государственной администрации прямо подчинены по­чти все существующие средства физического принуждения: войска, милиция, полиция, контрразведка, исправительно-трудовые учреждения, психиатрические больницы и т. д. Власть, которой она обладает, — административная власть — огромная соци­альная сила. Ее правильное использование серьезно способствует тому, чтобы стра­на стала процветающей. Субъективизм, некомпетентность, произвол, злоупотребле­ния при осуществлении государственной власти приносят обществу колоссальный вред. К сожалению, так было в России в 30-х и 90-х годах XX века.

Содержание работы

Введение.
1. Административно-правовой статус индивидуального субъекта
2 Административная правоспособность.
3.Административная дееспособность
4.Административная правоспособность и дее­способность – составляющие административной правосубъектности
Заключение.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Административ. правосубъектность.doc

— 49.00 Кб (Скачать файл)


11

 

ОГЛАВЛЕНИЕ.

Введение.

1.      Административно-правовой статус индивидуального субъекта 

        2 Административная правоспособность.

        3.Административная дееспособность

4.Административная правоспособность и дее­способность – составляющие административной правосубъектности

Заключение.

Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

Государственная администрация — самая большая, самая мощная часть госу­дарственной машины. Государственной администрации прямо подчинены по­чти все существующие средства физического принуждения: войска, милиция, полиция, контрразведка, исправительно-трудовые учреждения, психиатрические больницы и т. д. Власть, которой она обладает, — административная власть — огромная соци­альная сила. Ее правильное использование серьезно способствует тому, чтобы стра­на стала процветающей. Субъективизм, некомпетентность, произвол, злоупотребле­ния при осуществлении государственной власти приносят обществу колоссальный вред. К сожалению, так было в России в 30-х и 90-х годах XX века.

В демократически организованном обществе формирование и деятельность государственной администрации должны быть четко, полно урегулированы пра­вом. И основную роль здесь играет фундаментальная отрасль права любого госу­дарства — административное право. Особенно велико его значение в России, где такие факторы, как большая территория, значительные природные ресурсы, мно­гонациональный состав населения, исторические традиции обусловили особое значе­ние государственной администрации (административной власти).

Эффективность в деле осуществления безопасности граждан, общества, страны, реализация социальных и экономических программ, конституционных прав и сво­бод граждан во многом зависит от деятельности государственной администрации. А на ее четкую, плодотворную работу серьезно влияет административно-правовое регулирование. Нормы административного права должны закрепить оптимальные варианты создания системы исполнительных органов государственной власти, рас­пределения компетенции между ними, комплектования их личного состава.

 

1. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНДИВИДУАЛЬНОГО СУБЪЕКТА.

Административно-правовой статус индивидуального субъекта — это правовое положение личности в ее отношениях с субъектами исполнительной власти, урегулированное нормами государственного и административного права. Он является составной частью общего правового статуса гражданина.

Права и обязанности личности, о которых говорится в админи­стративно-правовых нормах, производны от конституционных и часто конкретизируют последние. Прежде всего основы административно-правового статуса граждан Российской Федерации устанавливаются Конституцией, актами органов представительной власти. В форми­ровании и особенно в реализации составляющих данный статус прав и обязанностей значительна также роль органов исполнительной власти. Правительство, министерства, губернаторы издают немало норматив­ных актов, которые предоставляют определенным категориям лиц льготы, закрепляют процедуры деятельности различных инспекций, устанавливают общеобязательные правила (охоты, дорожного движе­ния, пожарной безопасности и т. д.).

Разнообразными нормативными актами органов исполнитель­ной власти:

-   конкретизируются конституционные права и обязанности граж­дан;

-   первично предоставляются определенные права;

-   устанавливаются процедуры реализации прав и обязанностей;

-   определяются органы, должностные лица, которые обязаны ока­зывать гражданам содействие при осуществлении прав и обя­занностей.

Наряду с активной нормотворческой деятельностью государ­ственная администрация непосредственно участвует в реализации гражданами их прав и обязанностей (планирует, финансирует, конт­ролирует эту работу, обеспечивает ее кадрами, ресурсами, методически­ми материалами и т. д.) и защищает права и свободы граждан.

Составными частями адмиинстративно-правового статуса инди­видуального субъекта являются административная правосубъектность и его реальные права и обязанности, приобретенные в соответствии с нормами административного права. «Правосубъектность включает два основных структурных элемента: во-первых, способность обладания правами и несения обязанностей (правоспособность); во-вторых, спо­собность к самостоятельному осуществлению прав и обязанностей (дееспособность). Поэтому иногда правосубъектность называют праводееспособностью».

 

2. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАВОСПОСОБНОСТЬ.

Административная правоспособность — это способность иметь права и обязанности, закрепленные нормами административного пра­ва. Частично она возникает с момента рождения (право на постанов­ку в очередь на получение жилой площади, на имя, на медицинскую помощь, на бесплатное обеспечение лекарствами). Будучи в принци­пе равной, административная правоспособность граждан не одинако­ва. Она зависит от возраста, пола, состояния здоровья, образования, места жительства, национальности и других демографических факто­ров. В качестве примера можно назвать воинскую обязанность, способ­ность стать носителем которой зависит от пола, возраста, состояния здоро­вья, гражданства и ряда иных факторов. О влиянии на административ­ную правоспособность даже такого признака, как национальность лица, свидетельствуют нормы Федерального закона "О гарантиях прав малочисленных народов в Российской Федерации", принятого в ап­реле 1999 г. В частности, в нем закреплено право лиц, относящихся к малочисленным народам, на замену военной службы альтернатив­ной гражданской службой. Влияет на правоспособность также рост лица. Лица, рост которых менее 150 см, не призываются на военную службу, им не предоставляются права на управление автобусами и т. д.

Сейчас, когда субъекты Федерации в соответствии со ст. 72 Кон­ституции России активно осуществляют административное правотворче-ство, административная правоспособность жителей разных регионов имеет определенные различия.

Например, распоряжением мэра г. Москвы от 28 мая 1998 г. установлено, что с 1 июня 1998 г. ежемесячно производится доплата к пенсии в размере 100% минимальной пенсии по старости лилипу­там, получающим пенсию (независимо от ее вида) в органах социаль­ной защиты населения.

Таким образом, главные особенности административной право­способности следующие: она регулируется нормами административ­ного права, ее содержание состоит в регламентации правовых способ­ностей индивидов в отношениях с субъектами государственной ис­полнительной власти, у конкретных лиц она возникает с момента рождения, для разных лиц она неодинакова по объему.

 

3.АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЕСПОСОБНОСТЬ.

Административная дееспособность — это способность "лица сво­ими действиями осуществлять права, выполнять обязанности, предус­мотренные административно-правовыми нормами, и нести ответствен­ность в соответствии с этими нормами.

Административная дееспособность граждан России возникает позднее правоспособности, возраст ее наступления законом не уста­новлен. Хочется отметить, что раньше, чем какая-либо иная, у гражда­нина возникает именно административная дееспособность. Ее час­тичное появление и последующее увеличение связано с физическим и интеллектуальным взрослением лица. Даже дошкольники могут самостоятельно обратиться к врачу, реализовать право на жалобу, с шести лет ребенок сам реализует право на образование. Комиссия по делам несовершеннолетних вправе направить лицо, которому ис­полнилось 11 лет, в специальную школу. С 16 лет наступает админис­тративная деликтоспособность — способность нести административ­ную ответственность за свои действия.

В течение последнего десятилетия административная правосубъектность индивидуальных субъектов непрерывно расширяется. В ее регулировании повышается роль законов. За последние годы федеральными законами гражданам предоставлено право на оружие, на свободный выбор места жительства, выезда из России, учреждение средств массовой информации и др. Значительно расширены права на судебную защиту, на объединение, на свободу совести.

Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституци­онного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обороны страны и безопасности государства».

Федеральными законами предусмотрены четыре группы обсто­ятельств, при наличии которых правовой статус, прежде всего адми­нистративно-правовой статус индивидуального субъекта, может быть ограничен:

-   чрезвычайные обстоятельства (массовые беспорядки, стихийные бедствия и др.);

-   если это несовместимо с его общественно полезной деятельно­стью (запрещение совместной службы родственников, совмеще­ния государственной службы с предпринимательской деятель­ностью и т. д.);

-   если без этого невозможно обеспечить государственную безо­пасность (режим секретности, пограничный режим и др.);

-   совершение неправомерных действий (лишение правонаруши­телей водительских прав, ограничения на приобретение ими ору­жия и т. д.).

В первых трех случаях ограничения непосредственно устанав­ливаются нормативными актами и касаются неопределенного числа граждан, являются групповыми. А ограничения административно-правового статуса в связи с неравномерными действиями носят инди­видуальный характер, персонифицированы, являются мерами принуж­дения, их содержание определяется правоприменительным.и актами.

Нередки случаи, когда ограничение прав правонарушителя не является мерой принуждения, а представляет собой неблагоприятные последствия правонарушения. Так, правонарушителю может быть от­казано в выдаче лицензии на оружие, заграничного паспорта.

 

4. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАВОСПОСОБНОСТЬ И ДЕЕСПОСОБНОСТЬ – СОСТАВЛЯЮЩИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТИ.

Административная правосубъектность предполагает такие качества физических и юридических лиц, которые в соответствии с действующим законодательством дают им право быть участника­ми (сторонами) регулируемых административным правом управ­ленческих общественных отношений. Административная право­субъектность слагается из двух элементов: правоспособности и дее­способности.

Административная правоспособность есть установленная и ох­раняемая административно-правовыми нормами возможность того или иного субъекта приобретать административно-правовые обязанности и права, а также нести юридическую ответственность за их реализацию в сфере государственного управления. Она явля­ется предпосылкой для участия физического или юридического лица в регулируемых административным правом управленческих отношениях (включая и деликтоспособность}.

Административная дееспособность является выражением практической способности данного субъекта реализовать свою административную правоспособность в конкретных административно-правовых отношениях (включая и деликтоспособность).

Правоспособность и дееспособность соотносятся как статичестичкий и динамический признаки административной правосубъектности. На практике эти два элемента чаще всего неразделимы. Так, для органов исполнительной власти, должностных лиц, являю­щихся государственными служащими, административная право и дееспособность наступают одновременно, т.е. с момента образо­вания и закрепления компетенции органа либо назначения долж­ностного лица.

В других случаях они не совпадают. Так, административная правоспособность граждан возникает с момента рождения, а адми­нистративная дееспособность, как правило, по достижении 16-лет­него возраста.

Субъекты административного права могут быть индивидуаль­ными и коллективными.

Индивидуальными субъектами являются российские гражда­не, иностранные граждане и лица без гражданства. К их числу можно также отнести государственных служащих.

К коллективным субъектам относятся различного рода госу­дарственные и негосударственные организации. В числе первых — органы исполнительной власти, государственные предприятия и учреждения и их объединения, структурные подразделения органов исполнительной влас­ти, наделенные собственной компетенцией.

Негосударственные субъекты административного права пред­ставлены общественными объединениями (партии, союзы, обще­ственные движения и т.п.); исполнительные органы системы мест­ного самоуправления; коммерческие структуры, включая частные предприятия и учреждения.

Следует учитывать, что для органов исполнительной власти ад­министративная дееспособность является основным средством ре­ализации их административной правоспособности. Соответствен­но участие в административно-правовых отношениях — их пря­мая юридическая обязанность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Административное право наряду с конституционным и граж­данским правом является одной из основных отраслей российской правовой системы. Это объясняется прежде всего тем, что административное право — это именно та отрасль права, которая регули­рует общественные отношения, возникающие в процессе реализа­ции исполнительной власти, которая представляет собой одну из ветвей единой государственной власти Российской Федерации в системе ее разде­ления на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ)-

В 90-х гг. XX в. в российском административном праве произошли корен­ные изменения. Создание российской суверенной государственности, глубокие политические, экономические, социальные реформы повлекли большие перемены во всем массиве административно-правовых норм, который был обновлен, расши­рен, модернизирован, стал более демократичным.

Информация о работе Административ правосубъектность