Административная юстиция в ФРГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2013 в 21:34, контрольная работа

Описание работы

Административная юстиция - одна из важнейших гарантий законности, основанная на принципе разделения властей и призванная обеспечить обязанность органов публичного управления осуществлять свою деятельность исключительно в рамках закона. Административная юстиция как определенная форма правовой защиты граждан призвана не допустить произвола государственной власти. Ее основная задача - защита прав и законных интересов граждан от неправомерных действий и решений органов исполнительной власти и местного самоуправления и обеспечение законности в сфере публичного управления. Реализация этой задачи возможна лишь на основе административно-правовых норм, способных обеспечить справедливый баланс интересов личности и государства и содержащих предписания о том, какие требования органы государственного управления могут предъявлять частным лицам, а те, в свою очередь, к административным органам.

Файлы: 1 файл

Административная юстиция.docx

— 21.50 Кб (Скачать файл)

Административная юстиция - одна из важнейших гарантий законности, основанная на принципе разделения властей  и призванная обеспечить обязанность  органов публичного управления осуществлять свою деятельность исключительно в  рамках закона. Административная юстиция как определенная форма правовой защиты граждан призвана не допустить произвола государственной власти. Ее основная задача - защита прав и законных интересов граждан от неправомерных действий и решений органов исполнительной власти и местного самоуправления и обеспечение законности в сфере публичного управления. Реализация этой задачи возможна лишь на основе административно-правовых норм, способных обеспечить справедливый баланс интересов личности и государства и содержащих предписания о том, какие требования органы государственного управления могут предъявлять частным лицам, а те, в свою очередь, к административным органам.

В настоящее время в  Федеративной Республике Германия создана  рациональная система административной юстиции, независимая от органов  исполнительной власти и судов общей  юрисдикции.

Деятельность административных судов Германии основана на Положении об административных судах 1960 г. с изменениями и дополнениями. В соответствии с ним компетенция административных судов распространяется на все споры публично-правового характера, кроме конституционно-правовых. Суды принимают к рассмотрению не только иски граждан к государственным органам, но и некоторые споры между административными органами и органами местного самоуправления, а также все споры о правах государственных служащих. По общему правилу в ходе разбирательства суд вправе оценивать не столько целесообразность оспариваемого акта, сколько его правомочность. Это значит, что суд определяет, не нарушил ли административный орган этим актом закон и не противоречит ли обжалуемый акт целям, ради которых этот орган получил свои полномочия. В этом контексте следует отметить, что иски, рассматриваемые в судах административной юстиции, подразделяются на три вида: иски об оспаривании актов управления, иски об издании акта и иски об установлении факта издания акта. Таким образом, при обращении в административный суд Германии гражданин наделен правом требовать отмены какого-либо решения государственного органа или, напротив, принятия какого-либо решения. Однако процессуальные права заинтересованных лиц иногда ограничены в связи с тем, что в таких процессах, как правило, затрагиваются государственные интересы. Иск может быть отклонен с мотивировкой, что заинтересованная сторона не имеет права оспаривать какое-либо положение действующего публичного права. Административную юстицию ФРГ отличает также большое количество нормативных актов, регламентирующих ее деятельность очень скрупулезно, с использованием правил общесудебного процесса. Благодаря этому она утратила неформальный, квазисудебный характер процедуры рассмотрения споров.

 Структура административной юстиции Германии имеет трехзвенное строение.

В качестве первой инстанции административной юстиции в каждой земле ФРГ действуют административные суды, которые могут рассматривать любые жалобы, имеющие административный характер (универсальная подведомственность).

Вторая инстанция административной юстиции - Высший административный суд (земельный). Суды первой и второй инстанции  находятся в компетенции земель. Каждая земля имеет только один суд второй инстанции, однако в некоторых случаях две земли объединяются и создают совместный суд второй инстанции, как, например, земли Шлезвиг-Гольштейн и Нижняя Саксония. Основная масса дел рассматривается судами второй инстанции. Высшим органом административной юстиции Германии выступает Федеральный административный суд. Он рассматривается в качестве кассационной инстанции, но изредка может быть и первой инстанцией.

Иски, рассматриваемые в  судах административной юстиции  ФРГ, принято делить на три вида: иски об оспариваний актов управления (Die Anfechtungsklage), иски об издании акта (Die Verpflichlungsklage), иски об установлении факта  издания акта (Die Leistungsklage).

В исках, оспаривающих акт  управления (например, правоохранительных органов), истец указывает на дефекты  формы или содержания данного  акта. Два последних иска на практике имеют меньшее значение. Иски об издании акта представляют собою  просьбу (требование) заинтересованного  лица о вынесении решения, обязывающего орган управления издать акт, т. е. совершить  действие, в котором заинтересован  истец (жалобщик). В исках третьего вида перед судебными органами ставится вопрос о признании наличия (позитивный иск о признании) или отсутствия (негативный иск) правоотношения либо об аннулировании акта.

В ФРГ юрисдикция административных судов в сфере публично-правовых споров имеет несколько ограничителей:

1) обращение в административный  суд возможно лишь в том  ; случае, если жалоба лица была  отклонена административной инстанцией, вышестоящей по отношению к  той, которая издала обжалуемый  акт. Таким образом, иск об  оспаривании управленческого акта  может быть подан в административный  суд только после проверки  этого акта в порядке предварительного  административного производства;

2) для определенных областей  публичной администрации существуют  самостоятельные ветви судебной  системы: суды по социальным  делам; финансовые суды;

3) споры о публично-правовых  компенсациях разрешаются обычными  судами в порядке гражданского  судопроизводства.

История формирования системы  административной юстиции в Германии весьма интересна. Среди немецких земель, в которых стали появляться административные суды, осуществлявшие независимую административную судебную деятельность, можно выделить следующие: Бадей (1863 г.), Пруссия (1872—1875 гг.), Гессен (1874—1875 гг.), Вюртемберг (1876 г.) и Бавария (1878 г.). Правосудие в высшем административном суде Пруссии было прообразом современного контроля за управлением. В течении XIX в. произошло отделение публичного права от частного, которое привело,  к ограничению компетенции (подсудности) обычных судов, а так же к возникновению административной юстиции. Система административных судов нижнего  и среднего звеньев (а именно таковыми и были уездные и окружные управы), а также высший административный суд в значительной степени ограничивали всевластие администрации, служили  важной гарантией правомерности  ее действий. Следует отметить и большую независимость административных судов. Существенные отличия имелись и в процессуальной сфере. В Германии производство по делам по общему правилу было публичным и устным. При этом лицо, обжаловавшее действия административных органов, могло выступать через уполномоченного, а для охраны публичных интересов при административном суде назначались особые комиссары.

Развитие административного  судопроизводства в Германии происходило  отнюдь не без сложностей и переломов; даже в XX в. в этой сфере были сделаны  шаги назад. В период национал-социализма административное судопроизводство получило свое дальнейшее развитие с институционной точки зрения, и в 1941 г. в сочетании  с планами реформирования, взятыми  еще из времен Веймарской Республики, — при роспуске Прусского Верховного административного суда, Административного суда в Вене и высших специальных судов — декретом Гитлера был создан Административный суд рейха. Вследствие выведения из судебной юрисдикции "политических" решений руководства Германии, создания специальных судов, а также возрастающего влияния национал-социалистического правового мышления административное судопроизводство как инструмент защиты субъективных прав граждан практически стало терять всякий смысл; влияние административных судов было сильно ослаблено и в других областях. Декретом фюрера и имперского канцлера "Об упрощении управления" от 28 августа 1939 г. административно-судебное разбирательство было поставлено в зависимость от необходимости обеспечения тайны самим управлением (органами по рассмотрению жалоб), и окончательно решением Германского Рейхстага от 26 апреля 1942 г. административное судопроизводство, как и другие отрасли правосудия, было подчинено "фюреру и рейхсканцлеру как высшей судебной инстанции".

После 1945 г. административное судопроизводство было восстановлено  и прежде всего в советской  разделительной зоне. Однако уже в 1952 г. оно было полностью упразднено государственным руководством ГДР, хотя ст. 138 Конституции ГДР от 1949 г. предусматривала защиту граждан в административных судах. Судебный контроль за административной деятельностью не соответствовал принципу единства государственной власти. Только в 70-х гг. в ГДР смягчилось отношение к административному праву, а позднее Законом "О подсудности и производстве судами проверки административных решений" от 14 декабря 1988 г. была предоставлена возможность обжалования в судах общей юрисдикции узко ограниченного круга административных решений в рамках несостязательного процесса (производства).  После заключения 18 мая 1990 г. государственного договора ГДР с ФРГ в соответствии со ст. 19 (абз. 4) Основного Закона ФРГ устанавливались гарантии судебного обжалования административных актов, и вместе со вступлением в силу Договора об объединении 3 октября 1990 г. высокоразвитое федеральное административно-процессуальное право ФРГ большей частью распространилось на территорию бывшей ГДР.

Германский законодатель установил норму обеспечения  независимой судебной юрисдикции, а  также обеспечения защиты отдельных  лиц от противоправных действий со стороны государственной власти в гражданской правовой сфере. Дополнительная гарантия защиты прав индивидуумов содержится в конституционных положениях (абз. 3 ст. 1 Основного Закона Германии), которые  фиксируют для граждан дополнительную возможность подачи жалоб в конституционный  суд (например, о нарушении органами государственной власти чьих-либо гражданских  прав).

    До настоящего  времени произошло уже пять  крупных изменений и дополнений  этого законодательного акта. Причиной  внесения первых изменений стало  принятие в 1976 г. Закона об  административно-процессуальной деятельности (Закон об административных процедурах). Второе изменение последовало  в связи с принятием Закона "Об уменьшении нагрузки судов  в сфере административно - и  финансово-судебной юрисдикции" от 31 марта 1978 г. Этот Закон  был издан в связи со стремительным  ростом числа исковых требований, направляемых в административные  и финансовые суды.

    Третье изменение  Положения об административном  судопроизводстве произошло в  связи с принятием Закона от 17 декабря 1990 г. "О новом регулировании  административно-судебного процесса". Это явилось, в свою очередь,  первым за последние тридцать  лет его действия крупномасштабным  реформированием административного  процесса в Германии. Текст Положения  претерпел серьезные изменения  и дополнения. Обновленный закон  вступил в силу с 1 января 1991 г. Цель нововведений состояла  прежде всего в придании административному  процессу гибкости, прочности и  в его усовершенствовании. Ряд  организационных и процессуальных  вопросов федеральный законодатель  умышленно оставил открытыми, давая тем самым возможность законодателям земель вносить необходимые изменения и дополнения. В законе также нашли отражение изменения в сфере так называемой "предварительной судебной защиты" в административном суде.

    Первое существенное "структурное" изменение (оно  же, по сути, является четвертым  изменением) Положения об административном  судопроизводстве произошло в  связи с введением 11 января 1993 г. Закона об уменьшении нагрузки  на судопроизводство, распространившегося  и на судей в общих административных  судах.

    Пятый закон, внесший изменения в ПобАС, был принят 1 ноября 1996 г. и вступил в силу 1 января 1997 г. Целью этого закона стали укрепление процесса и ускорение процессуальной деятельности. Установленная и гарантированная конституцией страны возможность притязания на так называемую "предварительную защиту" в административном суде со временем потеряла свою ценность. Поэтому возникла необходимость в использовании всех возможностей упрощения и оптимизации судебного административного процесса. Сокращение и ускорение административного процесса наряду с совершенствованием разрешительного производства (процесса по разрешению органами управления совершения соответствующих действий) представляют собой также важные условия экономического соревнования в рамках Европейского Союза. Центральным элементом пятого закона, внесшего изменения в ПобАС, является введение особого режима апелляционной и обычной жалобы.

 

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное  образовательное

учреждение высшего профессионального  образования

«САРАТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Кафедра арбитражного процесса

Учебная дисциплина: «Административное  производство в арбитражном процессе».

 

 

 

 

Административная  юстиция в ФРГ

(контрольная работа)

 

 

 

Выполнила:

студентка 5 курса 517 группы

Института правоохранительной

деятельности

Александрина Юлия Александровна

 

 

Саратов - 2012


Информация о работе Административная юстиция в ФРГ