Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2013 в 21:34, контрольная работа
Административная юстиция - одна из важнейших гарантий законности, основанная на принципе разделения властей и призванная обеспечить обязанность органов публичного управления осуществлять свою деятельность исключительно в рамках закона. Административная юстиция как определенная форма правовой защиты граждан призвана не допустить произвола государственной власти. Ее основная задача - защита прав и законных интересов граждан от неправомерных действий и решений органов исполнительной власти и местного самоуправления и обеспечение законности в сфере публичного управления. Реализация этой задачи возможна лишь на основе административно-правовых норм, способных обеспечить справедливый баланс интересов личности и государства и содержащих предписания о том, какие требования органы государственного управления могут предъявлять частным лицам, а те, в свою очередь, к административным органам.
Административная юстиция - одна из важнейших гарантий законности, основанная на принципе разделения властей и призванная обеспечить обязанность органов публичного управления осуществлять свою деятельность исключительно в рамках закона. Административная юстиция как определенная форма правовой защиты граждан призвана не допустить произвола государственной власти. Ее основная задача - защита прав и законных интересов граждан от неправомерных действий и решений органов исполнительной власти и местного самоуправления и обеспечение законности в сфере публичного управления. Реализация этой задачи возможна лишь на основе административно-правовых норм, способных обеспечить справедливый баланс интересов личности и государства и содержащих предписания о том, какие требования органы государственного управления могут предъявлять частным лицам, а те, в свою очередь, к административным органам.
В настоящее время в Федеративной Республике Германия создана рациональная система административной юстиции, независимая от органов исполнительной власти и судов общей юрисдикции.
Деятельность административных судов Германии основана на Положении об административных судах 1960 г. с изменениями и дополнениями. В соответствии с ним компетенция административных судов распространяется на все споры публично-правового характера, кроме конституционно-правовых. Суды принимают к рассмотрению не только иски граждан к государственным органам, но и некоторые споры между административными органами и органами местного самоуправления, а также все споры о правах государственных служащих. По общему правилу в ходе разбирательства суд вправе оценивать не столько целесообразность оспариваемого акта, сколько его правомочность. Это значит, что суд определяет, не нарушил ли административный орган этим актом закон и не противоречит ли обжалуемый акт целям, ради которых этот орган получил свои полномочия. В этом контексте следует отметить, что иски, рассматриваемые в судах административной юстиции, подразделяются на три вида: иски об оспаривании актов управления, иски об издании акта и иски об установлении факта издания акта. Таким образом, при обращении в административный суд Германии гражданин наделен правом требовать отмены какого-либо решения государственного органа или, напротив, принятия какого-либо решения. Однако процессуальные права заинтересованных лиц иногда ограничены в связи с тем, что в таких процессах, как правило, затрагиваются государственные интересы. Иск может быть отклонен с мотивировкой, что заинтересованная сторона не имеет права оспаривать какое-либо положение действующего публичного права. Административную юстицию ФРГ отличает также большое количество нормативных актов, регламентирующих ее деятельность очень скрупулезно, с использованием правил общесудебного процесса. Благодаря этому она утратила неформальный, квазисудебный характер процедуры рассмотрения споров.
Структура административной юстиции Германии имеет трехзвенное строение.
В качестве первой инстанции административной юстиции в каждой земле ФРГ действуют административные суды, которые могут рассматривать любые жалобы, имеющие административный характер (универсальная подведомственность).
Вторая инстанция
Иски, рассматриваемые в судах административной юстиции ФРГ, принято делить на три вида: иски об оспариваний актов управления (Die Anfechtungsklage), иски об издании акта (Die Verpflichlungsklage), иски об установлении факта издания акта (Die Leistungsklage).
В исках, оспаривающих акт управления (например, правоохранительных органов), истец указывает на дефекты формы или содержания данного акта. Два последних иска на практике имеют меньшее значение. Иски об издании акта представляют собою просьбу (требование) заинтересованного лица о вынесении решения, обязывающего орган управления издать акт, т. е. совершить действие, в котором заинтересован истец (жалобщик). В исках третьего вида перед судебными органами ставится вопрос о признании наличия (позитивный иск о признании) или отсутствия (негативный иск) правоотношения либо об аннулировании акта.
В ФРГ юрисдикция административных
судов в сфере публично-
1) обращение в административный
суд возможно лишь в том
; случае, если жалоба лица была
отклонена административной
2) для определенных областей
публичной администрации
3) споры о публично-правовых
компенсациях разрешаются
История формирования системы административной юстиции в Германии весьма интересна. Среди немецких земель, в которых стали появляться административные суды, осуществлявшие независимую административную судебную деятельность, можно выделить следующие: Бадей (1863 г.), Пруссия (1872—1875 гг.), Гессен (1874—1875 гг.), Вюртемберг (1876 г.) и Бавария (1878 г.). Правосудие в высшем административном суде Пруссии было прообразом современного контроля за управлением. В течении XIX в. произошло отделение публичного права от частного, которое привело, к ограничению компетенции (подсудности) обычных судов, а так же к возникновению административной юстиции. Система административных судов нижнего и среднего звеньев (а именно таковыми и были уездные и окружные управы), а также высший административный суд в значительной степени ограничивали всевластие администрации, служили важной гарантией правомерности ее действий. Следует отметить и большую независимость административных судов. Существенные отличия имелись и в процессуальной сфере. В Германии производство по делам по общему правилу было публичным и устным. При этом лицо, обжаловавшее действия административных органов, могло выступать через уполномоченного, а для охраны публичных интересов при административном суде назначались особые комиссары.
Развитие административного судопроизводства в Германии происходило отнюдь не без сложностей и переломов; даже в XX в. в этой сфере были сделаны шаги назад. В период национал-социализма административное судопроизводство получило свое дальнейшее развитие с институционной точки зрения, и в 1941 г. в сочетании с планами реформирования, взятыми еще из времен Веймарской Республики, — при роспуске Прусского Верховного административного суда, Административного суда в Вене и высших специальных судов — декретом Гитлера был создан Административный суд рейха. Вследствие выведения из судебной юрисдикции "политических" решений руководства Германии, создания специальных судов, а также возрастающего влияния национал-социалистического правового мышления административное судопроизводство как инструмент защиты субъективных прав граждан практически стало терять всякий смысл; влияние административных судов было сильно ослаблено и в других областях. Декретом фюрера и имперского канцлера "Об упрощении управления" от 28 августа 1939 г. административно-судебное разбирательство было поставлено в зависимость от необходимости обеспечения тайны самим управлением (органами по рассмотрению жалоб), и окончательно решением Германского Рейхстага от 26 апреля 1942 г. административное судопроизводство, как и другие отрасли правосудия, было подчинено "фюреру и рейхсканцлеру как высшей судебной инстанции".
После 1945 г. административное судопроизводство было восстановлено и прежде всего в советской разделительной зоне. Однако уже в 1952 г. оно было полностью упразднено государственным руководством ГДР, хотя ст. 138 Конституции ГДР от 1949 г. предусматривала защиту граждан в административных судах. Судебный контроль за административной деятельностью не соответствовал принципу единства государственной власти. Только в 70-х гг. в ГДР смягчилось отношение к административному праву, а позднее Законом "О подсудности и производстве судами проверки административных решений" от 14 декабря 1988 г. была предоставлена возможность обжалования в судах общей юрисдикции узко ограниченного круга административных решений в рамках несостязательного процесса (производства). После заключения 18 мая 1990 г. государственного договора ГДР с ФРГ в соответствии со ст. 19 (абз. 4) Основного Закона ФРГ устанавливались гарантии судебного обжалования административных актов, и вместе со вступлением в силу Договора об объединении 3 октября 1990 г. высокоразвитое федеральное административно-процессуальное право ФРГ большей частью распространилось на территорию бывшей ГДР.
Германский законодатель
установил норму обеспечения
независимой судебной юрисдикции, а
также обеспечения защиты отдельных
лиц от противоправных действий со
стороны государственной власти
в гражданской правовой сфере. Дополнительная
гарантия защиты прав индивидуумов содержится
в конституционных положениях (абз.
3 ст. 1 Основного Закона Германии), которые
фиксируют для граждан
До настоящего
времени произошло уже пять
крупных изменений и
Третье изменение
Положения об административном
судопроизводстве произошло в
связи с принятием Закона от
17 декабря 1990 г. "О новом регулировании
административно-судебного
Первое существенное
"структурное" изменение (оно
же, по сути, является четвертым
изменением) Положения об административном
судопроизводстве произошло в
связи с введением 11 января 1993
г. Закона об уменьшении
Пятый закон, внесший изменения в ПобАС, был принят 1 ноября 1996 г. и вступил в силу 1 января 1997 г. Целью этого закона стали укрепление процесса и ускорение процессуальной деятельности. Установленная и гарантированная конституцией страны возможность притязания на так называемую "предварительную защиту" в административном суде со временем потеряла свою ценность. Поэтому возникла необходимость в использовании всех возможностей упрощения и оптимизации судебного административного процесса. Сокращение и ускорение административного процесса наряду с совершенствованием разрешительного производства (процесса по разрешению органами управления совершения соответствующих действий) представляют собой также важные условия экономического соревнования в рамках Европейского Союза. Центральным элементом пятого закона, внесшего изменения в ПобАС, является введение особого режима апелляционной и обычной жалобы.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего
«САРАТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»
Кафедра арбитражного процесса
Учебная дисциплина: «Административное производство в арбитражном процессе».
Административная юстиция в ФРГ
(контрольная работа)
Выполнила:
студентка 5 курса 517 группы
Института правоохранительной
деятельности
Александрина Юлия Александровна
Саратов - 2012