Административная ответственность
- это вид юридической
ответственности, который выражается
в назначении органом или должностным
лицом, наделенным соответствующими полномочиями, административного
наказания лицу, совершившему
правонарушение.
Административная ответственность
наступает за деяния, менее опасные
для общества, чем преступления.
Давая характеристику административным
правонарушениям, законодатель
в КоАП РФ не называет их, в отличие от
преступлений, общественно опасными деяниями.
Мы же считаем возможным говорить об общественной
опасности административных правонарушений
(хотя степень этой опасности в большинстве
случаев меньше, чем у преступлений). Примерами
здесь могут быть административные правонарушения:
посягающие на здоровье и санитарно-эпидемиологическое
благополучие населения; в области охраны
окружающей природной среды; в промышленности,
строительстве и энергетике; на транспорте
и в области дорожного движения и др.
Административная ответственность
обладает чертами, свойственными юридической
ответственности вообще. Однако ей
присущи и специфические черты,
характерные только для данного
вида юридической ответственности:
1. административная ответственность
в большинстве случаев является
внесудебной ответственностью. Административные
наказания назначаются должностными
лицами значительного числа государственных
органов системы исполнительной
власти или определенными коллегиальными
органами во внесудебном порядке,
хотя и судьи рассматривают
значительное количество таких
правонарушений. Все эти органы
являются субъектами административной юрисдикции;
2. административные наказания
назначаются должностными лицами
правонарушителям, не подчиненным
им по службе. По этому признаку
административная ответственность
отличается от дисциплинарной
ответственности, при которой
меры взыскания применяются в
основном в порядке подчиненности
вышестоящим органом или должностным
лицом;
3. поскольку административная
ответственность наступает за
деяния, менее опасные, чем преступления,
то и административные наказания,
как правило, менее суровы, чем
уголовные наказания;
4. применение административной
ответственности не влечет судимости
лица, совершившего правонарушение.
Это лицо считается подвергнутым
административному наказанию в
течение одного года со дня
окончания исполнения наказания;
5. существенной особенностью
института административной ответственности
является то обстоятельство, что
субъектом ответственности могут
быть не только физические, но
и юридические лица. Юридические
лица подлежат административной
ответственности независимо от
места нахождения, организационно-правовых
форм, подчиненности, а также других
обстоятельств;
6. в отличие от уголовной
ответственности, которая устанавливается
только федеральным законом (УК
РФ), административная ответственность
устанавливается КоАП РФ и
принимаемыми в соответствии
с ним законами субъектов РФ
об административных правонарушениях.
Итак, законодательство об административных
правонарушениях состоит из КоАП
РФ и принимаемых в соответствии
с ним законов субъектов РФ
об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 1.3 КоАП РФ к
ведению Российской Федерации в
области законодательства об административных
правонарушениях относится установление:
- общих положений
и принципов законодательства об административно
правовых нарушениях;
- перечня
видов административных наказаний и правил
их применения;
- административной
ответственности по вопросам, имеющим
федеральное значение, в том числе административной
ответственности за нарушение правил
и норм, предусмотренных федеральными
законами и иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации;
- порядка
производства по делам об административных
правонарушениях, в том числе установления
мер обеспечения производства по делам
об административных правонарушениях;
- порядка
исполнения постановлений о назначении
административных наказаний.
Административная ответственность
по вопросам, не имеющим федерального
значения, в том числе административная
ответственность за нарушение правил
и норм, предусмотренных законами
и иными нормативными правовыми
актами субъектов РФ, устанавливается
законами данных субъектов. При этом
в одних субъектах РФ принимается
единый закон в виде кодекса, в
других — единый некодифицированный
законодательный акт об административных
правонарушениях (либо об административной
ответственности), в третьих —
законы об административных правонарушениях
(административной ответственности) за
правонарушения, совершаемые в отдельных
сферах деятельности и отраслях управления.
Примерами третьего случая может
служить законодательство Иркутской
области, Московской области, Санкт-Петербурга
и некоторых других субъектов
РФ.
Признаки административной ответственности
и виды административных взысканий
Яндекс.ДиректМолитва
для исполнения желаний Невероятное
открытие психологов: Технология исполнения
желанийsuccess-psychology.ru
Административная ответственность
— разновидность юридической
ответственности, которая выражается
в применении административного
наказания к лицу, совершившему административное
правонарушение. Понятие административного
правонарушения содержится в ст. 2.1
КоАП РФ: «Административным правонарушением
признается противоправное, виновное
действие (бездействие) физического
или юридического лица, за которое
настоящим Кодексом или законами
субъектов Российской Федерации
об административных правонарушениях
установлена административная ответственность».
С учетом этого определения можно
называть следующие признаки административного
правонарушения:
- деяние - акт волевого, осознанного поведения,
может быть действием (переход улицы на
красный сигнал светофора) или бездействием
(неявка в суд для исполнения обязанности
присяжного заседателя);
- антиобщественный характер - посягательство на интересы гражданина,
государства и общества: обобщенный перечень
таких интересов дан в ст. 1.2 КоАП РФ и конкретизируется
в содержащихся в нем правовых нормах;
- виновность -
аналогичная уголовному праву конструкция
с умыслом и неосторожностью (ст. 2.2 «Формы
вины» КоАП РФ);
- противоправность -
ситуация, при которой объект посягательства
не только представляет определенную
ценность для личности, государства и
общества, но и охраняется правом.
Важно понятие наказуемости, при которой административное
наказание является установленной государством
мерой ответственности за совершение
административного правонарушения (ст.
3.1 КоАП РФ).
Виды административных взысканий
определены в ст. 3.2 КоАП РФ.
За совершение административных
правонарушений могут применяться
следующие административные наказания:
- предупреждение. Это выносимое
официальное порицание управомоченным
органом в письменной форме, установленной
законодательством;
- административный штраф.
Это денежное взыскание, размер которого
определяется в статье, устанавливающей
ответственность за конкретное правонарушение;
- возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения. Принудительно изымаемая вешь
продается, а бывшему собственнику вещи
выплачиваются деньги, вырученные от ее
продажи за вычетом расходов на реализацию
изъятого предмета;
- конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.
Это аналогичное предыдущему принудительное
изъятие без какой-либо компенсации;
- лишение
специального права, предоставленного
физическому лицу (права охоты, управления
транспортным средством и т. п.);
- административный арест.
Он подразумевает содержание нарушителя
в условиях изоляции от общества на срок
до 15 суток, а за нарушение требований
режима чрезвычайного положения или режима
в зоне проведения контртеррористической
операции — до 30 суток;
- административное
выдворение за пределы Российской Федерации
иностранного гражданина или лица без
гражданства;
- дисквалификация. Это
лишение физического лица права занимать
руководящие должности в исполнительном
органе управления юридического лица,
входить в совет директоров (наблюдательный
совет), осуществлять предпринимательскую
деятельность по управлению юридическим
лицом, а также управление юридическим
лицом в иных случаях;
- административное приостановление деятельности.
Административное приостановление
деятельности заключается во временном
прекращении деятельности лиц, осуществляющих
предпринимательскую деятельность
без образования юридического лица,
юридических лиц, их филиалов, представительств,
структурных подразделений, производственных
участков, а также эксплуатации агрегатов,
объектов, зданий или сооружений, осуществления
отдельных видов деятельности (работ),
оказания услуг. Административное приостановление
деятельности применяется в случае угрозы
жизни или здоровью людей, возникновения
эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения)
подкарантинных объектов карантинными
объектами, наступления радиационной
аварии или техногенной катастрофы, причинения
существенного вреда состоянию или качеству
окружающей среды либо в случае совершения
административного правонарушения в области
оборота наркотических средств, психотропных
веществ и их прекурсоров, растений, содержащих
наркотические средства или психотропные
вещества либо их прекурсоры, и их частей,
содержащих наркотические средства или
психотропные вещества либо их прекурсоры,
в области противодействия легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным
путем, и финансированию терроризма; установленных
в соответствии с федеральным законом
в отношении иностранных граждан, лиц
без гражданства и иностранных организаций
ограничений на осуществление отдельных
видов деятельности; правил привлечения
иностранных граждан и лиц без гражданства
к трудовой деятельности, осуществляемой
на торговых объектах (в том числе в торговых
комплексах); порядка управления; общественного
порядка и общественной безопасности;
градостроительной деятельности; транспортной
безопасности.
В качестве основных и дополнительных
административных взысканий применяются
возмездное изъятие и конфискация
предметов, административное выдворение.
Другие административные взыскания применяются
только в качестве основных. За одно правонарушение
может быть наложено основное либо основное
и дополнительное взыскания.
Дела об административных
правонарушениях рассматриваются
в пределах компетенции, установленной
гл. 23 КоАП РФ:
- судьями
(мировыми судьями);
- комиссиями
по делам несовершеннолетних и защите
их прав;
- федеральными
органами исполнительной власти, их учреждениями,
структурными подразделениями и территориальными
органами, а также иными государственными
органами, уполномоченными на то исходя
из задач и функций, возложенных на них
федеральными законами или подзаконными
актами.
Дела об административных
правонарушениях, предусмотренных
законами субъектов РФ, рассматриваются
в пределах полномочий, установленных
этими законами:
- мировыми
судьями;
- комиссиями
по делам несовершеннолетних и защите
их прав;
- уполномоченными
органами и учреждениями органов исполнительной
власти субъектов РФ;
- административными
комиссиями, иными коллегиальными органами,
создаваемыми в соответствии с законами
субъектов РФ.
Раздел IV КоАП РФ посвящен производству
по делам об административных правонарушениях.
Рассматривая дело, управомоченный орган
выясняет характер совершенного правонарушения,
личность правонарушителя, его имущественное
положение, иные обстоятельства, смягчающие
и отягчающие административную ответственность.
Как и при отправлении правосудия но уголовным
делам, здесь для объективности рассмотрения
в производстве по делу могут участвовать
адвокат, свидетели, эксперты, переводчик.
Административное
наказание за совершенное административное
правонарушение назначается в пределах,
установленных законом, предусматривающим
ответственность за данное административное
правонарушение. Давность привлечения
к административной ответственности по
общему правилу — не позднее двух месяцев
со дня совершения административного
правонарушения.