Административная ответственность юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 21:31, контрольная работа

Описание работы

Актуальность данного исследования подтверждается нижеследующими обстоятельствами:
Во-первых, к настоящему времени, в правовой литературе накопилось ряд дискуссионных вопросов об ответственности юридических лиц за административные правонарушения. В частотности: отличается ли природа административного правонарушения юридических ли от налогового правонарушения?
Во-вторых, ввиду роста количества юридических лиц в стране, безусловный интерес представляет выявление особенностей административной ответственности данных субъектов, а также проблем практического применения ответственности за те или иные правонарушения.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Административная ответственность юридических лиц…………………5
Рассмотрение дел об административном правонарушении…………………………………………………….…….20
Заключение………………………………………………………………..24
Список использованных источников…………………………………………..25

Файлы: 1 файл

административное.docx

— 47.49 Кб (Скачать файл)

 

Содержание:

  1. Введение……………………………………………………………………3
  2. Административная ответственность юридических лиц…………………5
  3. Рассмотрение дел об административном правонарушении…………………………………………………….…….20
  4. Заключение………………………………………………………………..24

 Список  использованных источников…………………………………………..25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Ежедневно в средствах массовой инфoрмации звучит слoво «ответственность»: «oни понесут ответственность», «лицo будет привлеченo к ответственности», «удалось избежать ответственности», «ответственность неизбежна», «введены новые виды ответственности» и т.д.

В законoдательных текстах частo встречаются такие выражения, как «усиление ответственности», «повышение ответственности», «смягчение ответственности», «привлечение к ответственности», «освобождение от ответственности», «oтмена oтветственности», «несут oответственность», «подлежат ответственности», «закoн, предусматривающий ответственность», «влечет ответственность», «возлагается ответственность» и т. д.

Во всех вышеперечисленных случаях, ответственность  характеризует взаимную связь субъекта с другими субъектами, с обществом, с государством. Эта связь проявляется  в том, любой другoй хозяйствующий субъект, вступая в разнообразные общественные отношения, отвечает за свое поведение - oн должен учитывать предъявляемые к нему требования и сообразовывать свои поступки с существующими правилами и ценностями.

Одним из таких субъектов являются юридические  лица. Как известно, нет «права и  обязанностей без ответственнoсти». Взяв на себе права и обязанности по ведению хозяйственной деятельности, юридические лица вступают в новые «отношения-ответственности»: новые правоотношения – новая ответственность.

Дoлгое время в юридической литературе дискуссионным являлся вопрос o том, подлежат ли юридические лица административной ответственности?

В пoследующем сложившаяся в отраслевом законодательстве тенденция рассматривать юридическое лицo в качестве субъекта административной ответственности нашла закрепление в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации (далее КoАП РФ), и в настоящее время в Особенной части КoАП РФ содержится более 200 юридических составов, субъектом которых является юридическое лицо.

В тоже время, несмотря на законодательное урегулирование рассматриваемого вопроса, как в  теории, так и на практике, постоянно  возникают вопросы, связанные с  привлечением к ответственности  юридических лиц за административные правонарушения: Каков должен быть состав правонарушения? Кто понесет ответственность в результате реорганизации юридического лица? Является ли вина необходимым элементом состава правонарушения? И др.

Предмет работы – нормативные правовые акты Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, а также акты уполномоченных органов  и должностных лиц, теории, концепции, взгляды ученых относительно привлечения  юридических лиц к административной ответственности.

Актуальность  данного исследования подтверждается нижеследующими обстоятельствами:

Во-первых, к настоящему времени, в правовой литературе накопилось ряд дискуссионных  вопросов об ответственности юридических  лиц за административные правонарушения. В частотности: отличается ли природа  административного правонарушения юридических ли от налогового правонарушения?

Во-вторых, ввиду роста количества юридических  лиц в стране, безусловный интерес  представляет выявление особенностей административной ответственности  данных субъектов, а также проблем  практического применения ответственности  за те или иные правонарушения.

В-третьих, представляет интерес исследования материалов судебной практики по привлечению  юридических лиц к ответственности  за административные правонарушения, с целью выявления наиболее частых и характерных ошибок (как в  правоприменении судами, так и в правоотношениях с участием юридических лиц).

Цель  исследования – рассмотреть особенности  ответственность юридических лиц  за административные правонарушения.

Исходя  из поставленной цели, я ставлю перед  собой следующие задачи:

- проанализировать  понятие и виды юридической  ответственности;

- выявить  значение юридической ответственности  как элемента в правовом статусе  юридических лиц; рассмотреть  виды публично-правовой ответственности  юридических лиц

- исследовать  административную ответственность  как вид ответственности

- проанализировать  правовое регулирование административной  ответственности юридических лиц;

- рассмотреть  состав административного правонарушения, совершенного юридическим лицом,  основания привлечения к ответственности;

- выделить  вину юридических лиц, как необходимый  элемент административного правонарушения;

- проанализировать  виды наказания юридических лиц  за административные правонарушения; назначение наказания и проблемы  соотношения ответственности членов  юридического лица.

В заключение работы подвести итоги проделанному исследованию.

В работе будет проанализировано действующее  законодательство Российской Федерации, судебная практика по рассматриваемому вопросу. В исследовании будут использованы комментарии к действующему законодательству, периодика и научная литература.

 

 

1. Административная  административная ответственность юридических лиц

 

Административная  ответственность выполняет большую  профилактическую роль в предупреждении преступлений, поскольку объект посягательства во многих административных правонарушениях  и уголовных преступлениях один и тот же: права и свободы  граждан, собственность, общественный порядок, порядок управления и другие административно-правовые отношения.

Особенность административной ответственности  состоит в том, что исключительно  широк правовой аспект регулируемых общественных отношений. Административное принуждение и административная ответственность предназначены  для защиты личности, охраны прав и  свобод человека и гражданина, санитарно-эпидемиологического  благополучия населения, защиты общественной нравственности, охраны окружающей среды, установленного порядка и общественной безопасности, собственности, защиты законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и  государства от административных правонарушений.

Итак, административная ответственность представляет собой  разновидность юридической ответственности.

Несмотря  на то, что в КоАП РФ есть глава, носящая  название «Административное правонарушение и административная ответственность», легального определения административной ответственности кодекс не содержит.

Учитывая  данное мною понятие юридической  ответственности, административную ответственность  можно определить следующим образом - это сложно правовое явление, состоящее  в применение к лицу (субъекту), совершившему административное правонарушение, предусмотренных  законом мер государственного принуждения в установленном для этого процессуальном порядке.

В комментариях к КоАП РФ,1 рассуждая об определении административной ответственности, отмечают следующее: «…анализ статей гл.1 Кодекса позволяет сделать вывод, что законодатель под административной ответственностью понимает назначение судьями, уполномоченными органами и должностными лицами предусмотренного КоАП наказания за административное правонарушение».

В целом  вопрос об определении понятия «административной  ответственности» не носит дискуссионного характера, однако предметом бурных споров является выделение из административной ответственности самостоятельных (отличных) видов ответственности.

Дискуссионным является вопрос о выделении в  качестве самостоятельного вида юридической  ответственности финансовой (налоговой) ответственности. Полями сражения при  этом были периодические издания, законодательные  органы федерального уровня и субъектов  федерации, залы судебных заседаний. Позиция  одних заключалась в том, что  налоговая ответственность (финансовая ответственность) является самостоятельным  видом юридической ответственности. Этого же мнения придерживался и  законодатель, в результате чего в  налоговом законодательстве применялись  следующие понятия - "финансовая ответственность", "налоговое  правонарушение" и "налоговая  ответственность" и дополнительно  отсылочные нормы в части применения мер административной ответственности, если таковые предусмотрены КоАП. Выполняя фискальные задачи, законодатель постарался завуалировать административную ответственность за налоговые правонарушения, применяя понятие налоговые санкции. Это позволяло в упрощенном порядке (с позиции силы) решать вопросы привлечения к ответственности налогоплательщиков.

Другая  точка зрения сводилась к тому, что правовая природа налогового правонарушения не отличается от природы  административного правонарушения, поэтому ответственность за их совершение должна квалифицироваться как административная ответственность. На наш взгляд, правы те авторы, которые не выделяют налоговую (финансовую) ответственность в качестве самостоятельного вида юридической ответственности.

Вряд  ли можно поставить под сомнение, что именно институт административной ответственности является средством  защиты в налоговых правоотношениях, в которых присутствует и административный контроль, и надзор. Принимаемые  в налоговых отношениях меры административного  принуждения имеют целью, прежде всего, предупреждение и пресечение налоговых правонарушений, а также  соблюдение установленного законом  порядка управления.

 Специфических  мер воздействия за нарушения  налогового законодательства НК  РФ не предусмотрено. Эти меры  сводятся к применению типичного  административного взыскания –  штрафа».

К разрешению спора о правовой природе налоговых  взысканий в виде штрафа был привлечен  и Конституционный Суд России, который в Определении Конституционного Суда РФ от 05 июля 2001 г. N 130-О. По запросу  Омского областного суда о проверке конституционности положения пункта 12 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации", занял позицию тех  юристов, которые не признают налоговую  ответственность как новый вид  юридической ответственности. Конституционный Суд России указал, что санкции за налоговые правонарушения являются административно-правовыми, т. е. имеет место административно-правовая ответственность за налоговые правонарушения – «штрафные санкции, применяемые налоговыми органами за нарушение норм законодательства, направленного на обеспечение фискальных интересов государства, относятся к мерам взыскания административно-правового характера (за административные правонарушения) и осуществляются в рамках административной юрисдикции, а потому правосудие по такого рода делам, по смыслу статьи 118 (часть 2) и 126 Конституции Российской Федерации, осуществляется посредством административного судопроизводства».

В заключение данного параграфа необходимо отметить, что к характерным особенностям административной ответственности  можно отнести следующее:

- административная  ответственность налагается за  административные правонарушения;

- административная  ответственность всегда представляет  собой следствие противоправного  действия (бездействия) юридического  или физического лица;

- административная  ответственность по преимуществу  наступает вследствие правонарушений  в сфере общегосударственных,  а не частноправовых интересов.

Основанием  административной ответственности  является административное правонарушение.

 

  Состав административного правонарушения, совершенного юридическим лицом,  основания привлечения к ответственности,  вина юридических лиц

 

Долгое  время вопрос о привлечении юридического лица к административной ответственности  носил дискуссионный характер. В  теории высказывались точки зрения, что этот институт чужд Кодексу и  разрушает цельность его предмета регулирования.

Дискуссионность такой правовой категории, как ответственность  юридического лица, вытекает из его  сущности юридического лица как правовой фикции, что проявляется, в частности, в отсутствии у него рассудка и  психического отношения к совершаемым  им деяниям. Следовательно, является невозможным  использование в отношении юридического лица классического понимания вины.

В действующем  административном законодательстве вопрос о привлечении юридических лиц  решен, и они выступают субъектами данной ответственности наравне  с физическими лицами.

Вопрос  об административной ответственности  юридических лиц был раньше решен  и реализован в практике, нежели чем в теории. Как отмечали, исследователи, за год до принятия нового КоАП РФ2, «в этом вопросе столкнулись различные интересы, с одной стороны - теории, с другой - практики. Последняя давно уже освоила институт ответственности юридических лиц и довольно успешно использует его, хотя и вне рамок действующего КоАПа. Теория же административного права этот институт принимала, да и сейчас еще принимает с трудом».

Признание юридического лица субъектом административной ответственности на уровне единого  закона означает, что в случае привлечения  юридического лица к административной ответственности на него распространяются в равной мере общие задачи, принципы законодательства об административных правонарушениях, правила назначения административных наказаний, процессуальный порядок возбуждения, рассмотрения, вынесения решения о привлечении  к ответственности и его исполнения. Например, юридическое лицо, как  и физическое, не может нести дважды административную ответственность  за одно и то же административное правонарушение; юридическое лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом; юридическое лицо, как и физическое лицо, в случае совершения административного правонарушения подлежит административной ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения. Исключение составляют случаи, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу, например, невменяемость, совершение административного правонарушения группой лиц.

Информация о работе Административная ответственность юридических лиц