Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 20:01, реферат
Цель исследования - рассмотреть особенности ответственность юридических лиц за административные правонарушения.
Исходя из поставленной цели, я ставлю перед собой следующие задачи:
- проанализировать понятие и виды юридической ответственности;
- выявить значение юридической ответственности как элемента в правовом статусе юридических лиц; рассмотреть виды публично-правовой ответственности юридических лиц
- исследовать административную ответственность как вид ответственности
- проанализировать правовое регулирование административной ответственности юридических лиц;
- рассмотреть состав административного правонарушения, совершенного юридическим лицом, основания привлечения к ответственности;
- выделить вину юридических лиц, как необходимый элемент административного правонарушения;
- проанализировать виды наказания юридических лиц за административные правонарушения; назначение наказания и проблемы соотношения ответственности членов юридического лица.
Введение
Глава 1. Понятие ответственности в административном праве
1.1 Административная ответственность как вид юридической ответственности
1.2 Состав административного правонарушения, совершенного юридическим лицом, основания привлечения к ответственности. Вина юридических лиц
Глава 2. Практические проблемы привлечения к ответственности юридических лиц за административные правонарушения
2.1 Виды правонарушений и наказаний юридических лиц за административные правонарушения
2.2 Проблемы привлечения юридических лиц к административной ответственности
Заключение
Список использованной литературы
В соответствии со ст.26.1, 26.2 Кодекса при производстве по делу об административном правонарушении, в том числе совершенном и юридическими лицами, фактор виновности в совершении административного правонарушения подлежит обязательному выяснению и доказыванию наряду с другими обстоятельствами. При этом в ст.2.1 КоАП РФ содержится специальное определение: «Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм: но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению».
Содержится указание на вину и в иных законодательных актах. Так, часть первая Налогового кодекса РФ содержит также ясное определение вины юридического лица при нарушении законодательства о налогах и сборах (п.4 ст.110 НК РФ): вина юридического лица в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины его должностных лиц либо его представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.
Аналогично различаются Налоговым кодексом и формы вины юридического лица - прямой и косвенный умысел (осознание противоправного характера своих действий (бездействия) либо желание или сознательное допущение наступления вредных последствий действий (бездействия); неосторожность, но только в форме небрежности. То есть лицо (физическое или организация) не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, хотя должно было и могло это осознавать.
До последнего времени было затруднительно определить, насколько применимы на практике формы вины (умысел и неосторожность) к правонарушениям, совершенным юридическими лицами. Однако судебная практика, в частности Конституционного Суда РФ, уже начала различать умысел и неосторожность в составах правонарушений соответствующих статей Налогового кодекса РФ. Так, в пункте 4 Определения Конституционного Суда РФ от 6 декабря 2001 года N 257-О по жалобе филиала одного из коммерческих банков указано на некорректность формулировки норм ст.135 НК РФ, устанавливающей административную ответственность банков за неправомерное неисполнение решения налогового органа о взыскании налога или пени. Это позволяло налоговым органам и арбитражным судам привлекать кредитные учреждения к ответственности одновременно и по части первой, и по части второй указанной статьи за одни и те же действия. Конституционным Судом указано, что часть первая может применяться как при умысле, так и при неосторожности, в то время как часть вторая должна применяться только за виновные деяния, совершенные с прямым умыслом. Одновременное применение ч.1 и 2 ст.135 НК РФ признано Конституционным Судом РФ противоречащим принципам юридической ответственности, потому что невозможно одно и то же деяние квалифицировать и как умысел, и как неосторожность. Последнее нашло подтверждение и в нормах нового КоАП РФ, указывающего на две формы вины:
В настоящее время суды оперируют формами вины «умысел» и «неосторожность» и в отношении юридических лиц. Например:
ОАО "Официна" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным постановления Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Ростовской области от 08.07.08 N 9 о привлечении к ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания 40 000 рублей штрафа за неполное оприходование в кассу предприятия денежной наличности.
Суд пришел к выводу, что ОАО "Официна" нарушен Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, поэтому оно обоснованно привлечено к ответственности.
Согласно статье 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда. В отношении юридического лица установлена вина в форме неосторожности.
Важно подчеркнуть, что законодательство об административной ответственности юридических лиц содержит некоторые исключения, когда возможна ответственность без вины. В КоАП РФ содержатся такие случаи. Это, прежде всего указанные в ст.2.10 ситуации административной ответственности юридических лиц при реорганизации (слиянии, преобразовании, разделении, присоединении). Все эти случаи связаны с прекращением деятельности правонарушителя и появлением у него одного или нескольких правопреемников, которые самостоятельно несут административно-правовую ответственность только за собственные деяния. Понятие «правопреемство» является гражданско-правовым; в административном праве и в таможенном, в частности, оно как правовой институт отсутствует, отсутствует также и законодательно данная оговорка об использовании в правоприменительной деятельности терминов и понятий гражданского права. Но она совершенно необходима, поскольку п.3 ст.2 ГК гласит: "К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством".
Такая оговорка имеется в ст.11 Налогового кодекса РФ, согласно которой «институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства: применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом».
Глава 2. Практические проблемы привлечения к ответственности юридических лиц за административные правонарушения
2.1 Виды правонарушений
и наказаний юридических лиц
за административные
К административным правонарушениям юридических лиц относятся в основном правонарушения, связанные с их предпринимательской и иной организационно-хозяйственной деятельностью.
Это административные правонарушения в следующих областях:
- в области охраны
- в области охраны окружающей
природной среды и
- в промышленности, строительстве и энергетике;
- в сельском хозяйстве,
ветеринарии и мелиорации
- в области связи и информации;
- в области предпринимательской деятельности;
- в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг;
- нарушения таможенных правил и другие установленные иными законодательными актами.
В качестве основания классификации административных правонарушений юридических лиц по видам представляется содержание обязанностей юридических лиц в различных областях государственного регулирования, за виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение которых к юридическим лицам применяются административные взыскания.
Административные правонарушения юридических лиц подразделяются на следующие виды:
- административные
- административные
- административные
При этом административные правонарушения юридических лиц против правопoрядка и порядка управления носят универсальный характер, так как они могут быть совершены юридическими лицами во всех областях государственного регулирования. В большинстве сфер государственного регулирования наряду с административной ответственностью юридических лиц за правонарушения против правопорядка и порядка управления, устанавливается административная ответственность юридических лиц за правонарушения, которые могут быть совершены ими только в данных конкретных областях государственного управления.
За совершение административных правонарушений юридическим лицом могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:
А) предупреждение (официальное порицание юридического лица, выносится в письменной форме (ст. 3.4 КоАП РФ));
Б) административный штраф
Для юридических лиц не превышает одного миллиона рублей и не менее ста рублей.
Штраф может выражаться в величине, кратной:
- стоимости предмета
- сумме неуплаченных и
подлежащих уплате на момент
окончания или пресечения
- сумме выручки правонарушителя
от реализации товара (работы, услуги),
за календарный год, если правонарушитель
не осуществлял деятельность
по реализации товара (работы, услуги)
в предшествующем календарном
году. При этом административный
штраф не может превышать одну
двадцать пятую совокупного
- сумме выручки правонарушителя
от реализации товара (работы, услуги)
вследствие неправомерного
В) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст. 3.6 КоАП РФ);
Г) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения (принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей, конфискация назначается судьей (ст. 3.7 КоАП РФ)).
Вид и размер административного наказания налагается на юридическое лицо с учетом характера конкретного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность, по общим правилам назначения административного наказания (ст. 4.1. КoАП РФ).
2.2 Проблемы привлечения
юридических лиц к
Административные правонарушения юридических лиц в области предпринимательской деятельности являются, пожалуй, самыми массовыми. И это легко объяснимо, достаточно, акцентировать внимание на том, что большая часть юридических лиц - коммерческие организации, то есть организации извлекающие прибыль и занимающиеся предпринимательской деятельностью.
Это следующие составы правонарушений:
- Осуществление
- Незаконная продажа товаров
(иных вещей), свободная реализация
которых запрещена или
- Нарушение законодательства о рекламе;
- Продажа товаров, выполнение
работ либо оказание населению
услуг ненадлежащего качества
или с нарушением санитарных
правил, либо оказание услуг при
отсутствии установленной
- Нарушение порядка
- Обман потребителей и
нарушение иных прав
- Незаконное использование товарного знака;
- Незаконное получение кредита;
- Фиктивное или преднамеренное банкротство и неправомерные действия при банкротстве;
- Нарушение правил продажи отдельных видов товаров
- Нарушение правил продажи
этилового спирта, алкогольной и
спиртосодержащей продукции, его
незаконные производство, поставка
или закупка, а также использование
этилового спирта, произведенного
из непищевого сырья, и спиртосодержащей
непищевой продукции для
- Нарушение законодательства об экспортном контроле;
- Нарушение законодательства о товарных биржах и биржевой торговле;
- Нарушение правил обращения
с ломом и отходами цветных
и черных металлов и их
- Нарушение законодательства о лотереях.
Общий объект данных правонарушений можно охарактеризовать как правила осуществления предпринимательской деятельности юридического в целом (от регистрации до производственного процесса), от уровня развития которой зависят все сферы социальной и политической жизни страны. Вред, причиняемый правонарушениями в области предпринимательской деятельности, носит многосторонний характер, несет в себе реальную угрозу как экономической, так и национальной безопасности РФ в целом.
Субъектом данных правонарушений является в большинстве случаев не только юридическое лицо, но и полномочное должностное лицо организации.
Информация о работе Административная ответственность юридических лиц