Административная ответственность, как один из видов юридической ответственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 14:53, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является исследование становления права в Древней Греции. Опираясь на поставленную цель, задачи, данной работы следующие:
- изучение правовых норм Афинского общества;
- анализ развития Афинского права после реформ Салона;
- ознакомление с правом Афин в V веке до н.э.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 5
1.1. Понятие, характерные черты административной отвественности 5
1.2. Субъекты административной отвественности. Понятие, виды 6
1.3. Семейное и наследственное право 7
1.4. Уголовное право 8
1.5. Судебный процесс 8
2. РАЗВИТИЕ ПРАВА ПОСЛЕ РЕФОРМЫ СОЛОНА 10
2.1. Рабовладельческое государство в Афинах 10
2.2. Реформы Солона 11
2.3. Тирания Писистрата 15
2.4. Реформы Клисфена 16
3. ПРАВО АФИН В 5 ВЕКЕ ДО Н.Э. 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27

Файлы: 1 файл

курсовая ПО АДМ ПРАВУ В РАБОТЕ.docx

— 71.54 Кб (Скачать файл)

Брак в Афинах считался нравственным долгом гражданина, хотя никаких правовых утеснений для  одиноких не было. В идеале, брак был моногамным. Однако, полноправному гражданину дозволялось (и даже полагалось) иметь гражданскую наложницу, при условии, что она содержалась не в семейном доме. Это не могло быть предметом претензий ни со стороны жены, ни со стороны ее бывшей семьи. Согласия и даже вообще желания женщины на вступление в брак не требовалось: заключение брачного союза было родом сделки между будущим мужем и семьей невесты. В брачном праве сильны были родовые традиции: так, брак считался законным, если женщину выдавал замуж отец, дед или брат либо иной старший родственник. И только женщина в семье без мужчин (эпиклера) получала особый статус и особую охрану закона. Если в семье оставалась эпиклера, то в первую очередь на ней был обязан жениться ближайший родственник; если он этого не делал, то вносил добавочную долю в приданое эпиклеры. Право на развод первоначально сложилось только для мужчины, и то при наличии веских причин (бесплодие жены в течение длительного времени, фактический разрыв семейных отношений).

В имущественном отношении  женщина в афинской семье сохранила  некоторую самостоятельность. У нее могла быть своя собственность. Женщина могла быть восприемницей наследства, однако лишь при отсутствии сыновей. Вообще, к наследованию после умершего призывались родственники даже самых отдаленных линий как со стороны матери, так и отца, но ближайшая степень родства полностью устраняла от наследования предыдущую [14].

С законами Солона связывается  введение в афинское право института  завещания в отношении семейного  имущества. Однако свободы распоряжения имуществом не признавалось: так, если в семье имелись законные дети, то завещания делать было нельзя. Большие ограничения были в отношении усыновленных и их потомков. Безусловно отстранялись от наследственного участия незаконнорожденные. Завещание считалось действительным, если не было сделано под влиянием безумия, женщины, старости или под угрозой применить силу либо лишить свободы. Права наследства можно было оспаривать в суде архонта [15].

Древние законы оставили много  религиозно-моральных предписаний  в отношении семьи, которые, конечно, сохранялись весьма относительно. Так были установлены возрастные ограничения для вступающих в брак, особенно, когда женщина стремилась выйти из-под власти своих сыновей путем фиктивного брака с малолетним. Запрещалось приносить мужу слишком большое приданое, кроме личных вещей. Для предотвращения мнимых или фиктивных браков с дочерьми богатых родов только в расчете на обогащение из приданого или наследства введено было требование к мужу «богатой сироты» сожительствовать с нею, причем если формальный супруг отказывался это делать или был не способен к сожительству, то и женщине разрешалось взять из числа родственников супруга официального сожителя.

 

1.4. Уголовное право

 

По сравнению с гражданским, уголовное право было менее развито. Были известны следующие виды преступлений: против семьи, против личности, против собственности, государственные. Различались умышленные и неосторожные преступления. Было известно понятие самообороны, проводилось различие между подстрекателем и исполнителем преступления [1, с. 77].

 Среди государственных преступлений наиболее тяжкими считались: государственная измена, покушение на демократический строй правления и безбожие. Виновные в этих преступлениях наказывались смертью. Очень разнообразны применяемые судами наказания: смертная казнь, продажа в рабство, штраф, конфискация. Из наиболее жестоких наказаний применялись четвертование, разрывание деревьями, осуждение на голодную смерть. Самым гуманным считалось отравление. Широко применялись бесчестящие наказания, лишение прав гражданства. В области уголовного права законы Драконта отличались особой жестокостью.

 

1.5. Судебный процесс

 

 Рассмотрению дела  в афинском суде предшествовало  предварительное следствие. Основным  элементом судебного следствия  были речи сторон. Свои показания стороны давали под присягой.

 Начинать судебное дело в суде могли только полноправные афинские граждане. За женщину и несовершеннолетнего действовал глава семьи, за метека – его простат, за раба – его господин.

 Должностное лицо, получившее жалобу, производило предварительное расследование. При этом обвиняемый и ответчик могли предоставить письменные возражения против рассмотрения дела по существу. Стороны представляли все необходимые доказательства по делу. Присяжные могли принять любое решение по делу. Вначале решался вопрос о виновности лица, затем приступали к определению меры наказания. Решение принималось тайным голосованием. При равном счете голос председательствующего давал перевес. На судебные решения и приговоры допускалась апелляция к гелиэе. Решения гелиэи были окончательными и обжалованию не подлежали [2, c. 112].

 

2. РАЗВИТИЕ  ПРАВА ПОСЛЕ РЕФОРМЫ СОЛОНА

 

 2.1. Рабовладельческое государство в Афинах

 

 Образование Афинского  государства связано с именем  греческого героя Тезея, объединившего  четыре племени. Город стал  средоточием людей, принадлежащих к племенам, родам, фратриям. Вместо простого соседства племен происходит их слияние в единый народ. Для руководства общими делами был создан совет, управляющий частью дел, ранее находившихся в ведении отдельных племен.

 На смену старому делению приходит новое. Родовая знать, окончательно закрепившая за собой привилегии образует сословие эвпатридов, которым было предоставлено исключительное право замещения всех важных должностей. Большую часть населения составляли земледельцы – геоморы, выделялась группа ремесленников – демиургов [4, с. 60]. Значительную часть населения составляли метеки – выходцы из других общин, бывшие свободными, но не имеющие политических прав и ограниченные в экономических.

 Следующим шагом к образованию государства стало утверждение новой должности – архонта. Коллегия архонтов, состоявшая из девяти человек, избиралась ареопагом сроком на один год. Первый архонт, по имени которого назывался год, стоял во главе коллегии и имел полномочия по надзору за внутренним управлением и судебные полномочия по семейным делам. Базилевс, ставший вторым архонтом, осуществлял функции жреца, а также суд по религиозным делам. Третьему архонту – полемарху – принадлежала военная власть. Остальные шесть архонтов-фесмофетов выполняли, главным образом, судебные функции.

 По окончании срока полномочий архонты вступали в ареопаг, заменивший совет старейшин. Ареопаг представлял собой аристократическое собрание, никем не выбираемое и ни перед кем не отчитывающееся. Оно заседало на горе Ареса, отсюда и произошло его название. Ареопаг осуществляет законодательную власть, высший суд, осуществляет надзор за действиями должностных лиц. Ареопаг в своей деятельности руководствовался старинными обычаями, в том числе и обычаями первобытнообщинного строя.

 Начиная с века до н.э., все более активно развивался новый социальный класс. Относительно высокий уровень производительных сил, благоприятные природные условия Аттики с ее небольшим земельным фондом и удобным местоположением для торговли, способствовали появлению ремесленного и торгового населения. Его боевую часть составляли матросы многочисленного афинского флота. Все эти люди, а также крестьяне, называли себя демосом – народом.

 Демос находился в постоянной борьбе с аристократией. В ходе этой борьбы в Греции совершается переход к классовому рабовладельческому обществу и государству.

 

2.2. Реформы Солона

 

В VI в. до н. э. (1594 году до н.э.)  в Афинах складывается крайне сложная обстановка. Развитие товарно-денежных отношений привело к дальнейшему расслоению свободного населения. В результате возникли противоречия между эвпатридами и богачами из землевладельцев, торговцев и ремесленников, стремившимися к власти. Это были противоречия между родовой аристократией и народом (демосом), возглавляемым богачами.

Для смягчения этих противоречий и сплочения всех свободных в  единый господствующий класс требовались  глубокие политические преобразования. Начало им положил Солон, избранный архонтом в 594 г. до н. э. Главной целью его реформ было примирение интересов враждующих группировок свободных. Реформы явились важным этапом в образовании государства в Афинах. [5, с. 77 – 78]

Оказавшись в сложной  ситуации, борющиеся стороны сошлись  на кандидатуре поэта и политического  деятеля Солона, который выбрал политику «золотой середины». Он провел ряд реформ, целью которых было примирение враждующих групп. Солон учитывал интересы укрепляющейся частной собственности и способствовал своими законами развитию ремесла и торговли в Афинах. Так Солон впервые допустил завещание для тех, кто не имеет законных детей мужского пола, а также дарение с оговоркой “буде не действовал в состоянии болезни, не был околдован зельем, не был заключен в оковы или не был вынужден необходимостью, или не находился под влиянием женщины”. Он постановил, что сын не обязан содержать отца, если отец не обучил его какому- либо ремеслу. Ареопагу он поручил наблюдать за источниками средств к жизни отдельных лиц и наказывать тех, кто не имеет ни каких занятий.

 Первой и самой крупной  реформой была сисахфия – отмена  долговой кабалы и всех поземельных  долгов [3, с. 61]. Закладные камни были убраны с полей. Граждане, ставшие рабами за долги, отпущены на свободу, а те, кто был продан за границу, выкуплены за счет государства [4, с 62]. Отмена долговой кабалы имела огромное историческое значение, так как дальнейшее развитие рабства происходило уже не за счет сокращения численности свободных членов общества, а за счет иноплеменников, захваченных на войне или купленных на мировом рабовладельческом рынке.

 Чтобы предотвратить разграбление крестьянских наделов в будущем, Солон установил максимальный размер землевладения, находящегося в частных руках. Одновременно с этим была провозглашена широкая завещательная свобода. Теперь землю можно было закладывать и отчуждать на законном основании под видом завещания. Это способствовало развитию частной собственности и неизбежно приводило к дальнейшему обезземеливанию бедноты.

 Важнейшей политической реформой Солона было установление имущественного ценза. Все афинские граждане, независимо от их происхождения, были разделены по имущественному положению на четыре разряда. За единицу исчисления богатства был избран медимн – мера сыпучих тел (52,5 л.). Те, кто получал 500 медимнов был отнесен к первому разряду пентакосиомедимнов; получающие 300 медимнов или способные содержать боевого коня, относились к всадникам. Оба эти разряда граждан получали право замещения всех важнейших постов в государственном аппарате, но архонтами и казначеями могли быть только представители первого разряда. Таким образом, вместо аристократического принципа был утвержден имущественный. От этого выигрывали купцы и ростовщики, но проигрывала родовая знать.

 К разряду зевгитов относились те, кто получал 200 медимнов годового дохода. Все остальные были отнесены к фетам. Эта реформа закрепила законодательно, уже сложившееся к тому времени, разделение общества.

 Деление населения по имущественному признаку имело и политическое значение, поскольку каждому разряду предоставлялся определенный уровень политических прав. В наиболее полном объеме политические права имели представители первого разряда. Всадники и зевгиты были несколько ограничены в своих правах. Феты обладали правом только избирать должностных лиц в народном собрании, но сами не могли быть избраны.

  Первые два разряда служили в коннице. Эта служба требовала от них больших расходов, но зато была менее опасна на войне. Третий разряд – тяжеловооруженные гоплиты – пехотинцы, стали истинной славой афинского войска. Четвертый разряд сначала был отстранен от службы, но затем составил легковооруженную пехоту.

 Высшим органом власти было афинское Народное собрание, обсуждавшее все важные государственные дела и принимающее законы. В противовес ему были созданы два новых органа: совет четырехсот и гелиэя. Совет четырехсот избирался старыми племенами ежегодно по сто человек от каждого племени из первых трех разрядов. Он играл важную роль в законодательной процедуре, руководил подготовкой дел для обсуждения Народным собранием, рассматривал некоторые текущие дела.

 Сохранился ареопаг, который имел право надзора за соблюдением законов и контроля за деятельностью Народного собрания. Значительную роль играл суд присяжных – гелиэя, которая была одновременно судебным и законодательным органом. Членами этого суда могли быть представители всех разрядов. Реформы Солона носили компромиссный характер. Однако они изменили весь строй социально-политической жизни в Афинах и способствовали дальнейшей демократизации государства. Вместе с тем, именно реформы Солона доказывают недолговечность политики компромиссов.

Оценивая реформы Солона, нужно отметить их важную роль в становлении Афинского демократического государства.

После 22 лет правления  Солон покинул свой пост и, заручившись  клятвой афинян, что они в течение 10 лет не изменят его законы, отбыл  из Афин. После его отъезда возобновилась  политическая борьба. Аристократия не могла смириться с допуском к власти людей, хотя и богатых, но не знатных. Еще до прихода к власти Солона в Афинах сложились три самостоятельные политические партии: прибрежные – включали судовладельцев, торговцев, портовое население; горные – крестьяне и наемные рабочие; равнинные – богатые землевладельцы. Названия определяли места проживания.

Информация о работе Административная ответственность, как один из видов юридической ответственности