Административная ответственность как вид юридической ответственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 09:53, курсовая работа

Описание работы

В законoдательных текстах частo встречаются такие выражения, как «усиление ответственности», «повышение ответственности», «смягчение ответственности», «привлечение к ответственности», «освобождение от ответственности», «oтмена oтветственности», «несут oответственность», «подлежат ответственности», «закoн, предусматривающий ответственность», «влечет ответственность», «возлагается ответственность» и т. д.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1.Административная ответственность как вид
юридической ответственности…………………………………………………4
2.Виды правонарушений и наказаний юридических лиц за административные правонарушения………………………………………………………………..7
3.Проблемы привлечения юридических лиц к административной ответственности………………………………………………………………..10
Заключение…………………………………………………………………….17
Список литературы…………………………………………………………...19

Файлы: 1 файл

К-администр.отв-ть юр-их лиц.docx

— 38.27 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

Введение………………………………………………………………………….3

1.Административная ответственность как вид

юридической ответственности…………………………………………………4

2.Виды правонарушений и наказаний юридических лиц за административные правонарушения………………………………………………………………..7

3.Проблемы привлечения юридических лиц к административной ответственности………………………………………………………………..10

Заключение…………………………………………………………………….17

Список литературы…………………………………………………………...19

                                                        Введение.

Ежедневно в средствах массовой инфoрмации звучит слoво «ответственность»: «oни понесут ответственность», «лицo будет привлеченo к ответственности», «удалось избежать ответственности», «ответственность неизбежна», «введены новые виды ответственности» и т.д.

В законoдательных текстах частo встречаются такие выражения, как «усиление ответственности», «повышение ответственности», «смягчение ответственности», «привлечение к ответственности», «освобождение от ответственности», «oтмена oтветственности», «несут oответственность», «подлежат ответственности», «закoн, предусматривающий ответственность», «влечет ответственность», «возлагается ответственность» и т. д.

Во всех вышеперечисленных случаях, ответственность характеризует  взаимную связь субъекта с другими  субъектами, с обществом, с государством. Эта связь проявляется в том, любой другoй хозяйствующий субъект, вступая в разнообразные общественные отношения, отвечает за свое поведение - oн должен учитывать предъявляемые к нему требования и сообразовывать свои поступки с существующими правилами и ценностями.

Одним из таких субъектов являются юридические лица. Как известно, нет «права и обязанностей без  ответственнoсти». Взяв на себе права и обязанности по ведению хозяйственной деятельности, юридические лица вступают в новые «отношения-ответственности»: новые правоотношения – новая ответственность.

Дoлгое время в юридической литературе дискуссионным являлся вопрос o том, подлежат ли юридические лица административной ответственности?

В пoследующем сложившаяся в отраслевом законодательстве тенденция рассматривать юридическое лицo в качестве субъекта административной ответственности нашла закрепление в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации (далее КoАП РФ), и в настоящее время в Особенной части КoАП РФ содержится более 200 юридических составов, субъектом которых является юридическое лицо.

 

 

 

 

1. Административная ответственность как вид юридической ответственности.

Административная ответственность  выполняет большую профилактическую роль в предупреждении преступлений, поскольку объект посягательства во многих административных правонарушениях  и уголовных преступлениях один и тот же: права и свободы  граждан, собственность, общественный порядок, порядок управления и другие административно-правовые отношения.Особенность административной ответственности состоит в том, что исключительно широк правовой аспект регулируемых общественных отношений. Административное принуждение и административная ответственность предназначены для защиты личности, охраны прав и свобод человека и гражданина, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты общественной нравственности, охраны окружающей среды, установленного порядка и общественной безопасности, собственности, защиты законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений.

Итак, административная ответственность  представляет собой разновидность  юридической ответственности.

Несмотря на то, что в КоАП РФ есть глава, носящая название «Административное правонарушение и административная ответственность», легального определения административной ответственности кодекс не содержит.Учитывая данное мною понятие юридической ответственности, административную ответственность можно определить следующим образом - это сложно правовое явление, состоящее в применение к лицу (субъекту), совершившему административное правонарушение, предусмотренных законом мер государственного принуждения в установленном для этого процессуальном порядке.

В комментариях к КоАП РФ, рассуждая об определении административной ответственности, отмечают следующее: «…анализ статей гл.1 Кодекса позволяет сделать вывод, что законодатель под административной ответственностью понимает назначение судьями, уполномоченными органами и должностными лицами предусмотренного КоАП наказания за административное правонарушение».

В целом вопрос об определении понятия  «административной ответственности» не носит дискуссионного характера, однако предметом бурных споров является выделение из административной ответственности  самостоятельных (отличных) видов ответственности.

Дискуссионным является вопрос о выделении  в качестве самостоятельного вида юридической  ответственности финансовой (налоговой) ответственности. Полями сражения при  этом были периодические издания, законодательные  органы федерального уровня и субъектов  федерации, залы судебных заседаний. Позиция  одних заключалась в том, что  налоговая ответственность (финансовая ответственность) является самостоятельным  видом юридической ответственности. Этого же мнения придерживался и  законодатель, в результате чего в  налоговом законодательстве применялись  следующие понятия - "финансовая ответственность", "налоговое  правонарушение" и "налоговая  ответственность" и дополнительно  отсылочные нормы в части применения мер административной ответственности, если таковые предусмотрены КоАП. Выполняя фискальные задачи, законодатель постарался завуалировать административную ответственность за налоговые правонарушения, применяя понятие налоговые санкции. Это позволяло в упрощенном порядке (с позиции силы) решать вопросы привлечения к ответственности налогоплательщиков.Другая точка зрения сводилась к тому, что правовая природа налогового правонарушения не отличается от природы административного правонарушения, поэтому ответственность за их совершение должна квалифицироваться как административная ответственность. Так, например, Л.А. Калинина отмечала: «Если рассматривать финансовую и налоговую ответственность как разновидность административной, то, очевидно, что принятие того или иного отраслевого закона, в том числе и кодифицированного, которым регулируется указанная сфера общественных отношений, не влечет возникновения нового подвида юридической ответственности. В противном случае следует признавать предпринимательскую, земельную, бюджетную, экологическую, аграрную, таможенную ответственность».

На наш взгляд, правы те авторы, которые не выделяют налоговую (финансовую) ответственность в качестве самостоятельного вида юридической ответственности.Вряд ли можно поставить под сомнение, что именно институт административной ответственности является средством защиты в налоговых правоотношениях, в которых присутствует и административный контроль, и надзор. Принимаемые в налоговых отношениях меры административного принуждения имеют целью, прежде всего, предупреждение и пресечение налоговых правонарушений, а также соблюдение установленного законом порядка управления.

Соглашаясь с точкой зрения С.Г. Пепеляева, изложенной им в Комментарии  к главе 15 части первой НК РФ. «Термин  «налоговая ответственность» применен законодателем в п. 2 ст.108 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ) как синоним  понятия «ответственность за совершение налогового правонарушения». Взыскания, установленные главой 16 НК РФ «Виды  налоговых правонарушений и ответственность  за их совершение», являются мерами административной ответственности. «Основанием такой ответственности служит налоговое правонарушение как вид административного проступка. Специфических мер воздействия за нарушения налогового законодательства НК РФ не предусмотрено. Эти меры сводятся к применению типичного административного взыскания – штрафа».К разрешению спора о правовой природе налоговых взысканий в виде штрафа был привлечен и Конституционный Суд России, который в Определении Конституционного Суда РФ от 05 июля 2001 г. N 130-О. По запросу Омского областного суда о проверке конституционности положения пункта 12 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации", занял позицию тех юристов, которые не признают налоговую ответственность как новый вид юридической ответственности. Конституционный Суд России указал, что санкции за налоговые правонарушения являются административно-правовыми, т. е. имеет место административно-правовая ответственность за налоговые правонарушения – «штрафные санкции, применяемые налоговыми органами за нарушение норм законодательства, направленного на обеспечение фискальных интересов государства, относятся к мерам взыскания административно-правового характера (за административные правонарушения) и осуществляются в рамках административной юрисдикции, а потому правосудие по такого рода делам, по смыслу статьи 118 (часть 2) и 126 Конституции Российской Федерации, осуществляется посредством административного судопроизводства».

В заключение данного параграфа  необходимо отметить, что к характерным  особенностям административной ответственности  можно отнести следующее:

- административная ответственность  налагается за административные  правонарушения;

- административная ответственность  всегда представляет собой следствие  противоправного действия (бездействия)  юридического или физического  лица;

- административная ответственность  по преимуществу наступает вследствие  правонарушений в сфере общегосударственных,  а не частноправовых интересов.

Основанием административной ответственности  является административное правонарушение.

 

2.Виды правонарушений и наказаний юридических лиц за административные правонарушения.

К административным правонарушениям  юридических лиц относятся в  основном правонарушения, связанные  с их предпринимательской и иной организационно–хозяйственной деятельностью.

Это административные правонарушения в следующих областях:

- в области охраны собственности;

- в области охраны окружающей  природной среды и природопользования;

- в промышленности, строительстве  и энергетике;

- в сельском хозяйстве, ветеринарии  и мелиорации земель;

- в области связи и информации;

- в области предпринимательской  деятельности;

- в области финансов, налогов  и сборов, рынка ценных бумаг;

- нарушения таможенных правил  и другие установленные иными  законодательными актами.

В качестве основания классификации  административных правонарушений юридических  лиц по видам представляется содержание обязанностей юридических лиц в  различных областях государственного регулирования, за виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение которых  к юридическим лицам применяются  административные взыскания.

Административные правонарушения юридических лиц подразделяются на следующие виды:

- административные правонарушения  юридических лиц против правопорядка;

- административные правонарушения юридических лиц против порядка управления;

- административные правонарушения  юридических лиц в отдельных  областях государственного управления.

При этом административные правонарушения юридических лиц против правопoрядка и порядка управления носят универсальный характер, так как они могут быть совершены юридическими лицами во всех областях государственного регулирования. В большинстве сфер государственного регулирования наряду с административной ответственностью юридических лиц за правонарушения против правопорядка и порядка управления, устанавливается административная ответственность юридических лиц за правонарушения, которые могут быть совершены ими только в данных конкретных областях государственного управления.

За совершение административных правонарушений юридическим лицом могут устанавливаться  и применяться следующие административные наказания:

А) предупреждение (официальное порицание  юридического лица, выносится в письменной форме (ст. 3.4 КоАП РФ));

Б) административный штраф

Для юридических лиц не превышает  одного миллиона рублей и не менее  ста рублей.

Штраф может выражаться в величине, кратной:

- стоимости предмета административного  правонарушения на момент окончания  или пресечения административного  правонарушения. При этом размер  административного штрафа не  может превышать трехкратный  размер стоимости предмета административного  правонарушения либо соответствующей  суммы или стоимости;

- сумме неуплаченных и подлежащих  уплате на момент окончания  или пресечения административного  правонарушения налогов, сборов  или таможенных пошлин, либо сумме  незаконной валютной операции  и т.п.;

- сумме выручки правонарушителя  от реализации товара (работы, услуги), за календарный год, если правонарушитель  не осуществлял деятельность  по реализации товара (работы, услуги) в предшествующем календарном  году. При этом административный  штраф не может превышать одну  двадцать пятую совокупного размера  суммы выручки от реализации  товара (работ, услуг) за календарный  год;

- сумме выручки правонарушителя  от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения  регулируемых государством цен  за весь период, в течение которого  совершалось правонарушение, но  не более одного года. При этом  административный штраф не может  превышать двукратную величину излишне полученной выручки за весь период регулирования (ст. 3.5 КоАП РФ);

В) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного  правонарушения (ст. 3.6 КоАП РФ);

Г) конфискация орудия совершения или предмета административного  правонарушения (принудительное безвозмездное  обращение в федеральную собственность  или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых  из оборота вещей, конфискация назначается  судьей (ст. 3.7 КоАП РФ)).

Вид и размер административного  наказания налагается на юридическое  лицо с учетом характера конкретного  правонарушения, имущественного и финансового  положения юридического лица, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность, по общим правилам назначения административного  наказания (ст. 4.1. КoАП РФ).

Информация о работе Административная ответственность как вид юридической ответственности