Административная ответственность. Основания административной ответственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 16:31, контрольная работа

Описание работы

Прежде всего отметим, что принято выделять три основания административной ответственности:
Нормативное, то есть систему норм, регулирующих ее.
Фактическое, то есть деяние конкретного субъекта, нарушающего правовые предписания.
Процессуальное, то есть акт компетентного субъекта о наложении конкретного взыскания за конкретное административное правонарушение.

Файлы: 1 файл

административное право.docx

— 32.49 Кб (Скачать файл)

 

 

  1. Административная ответственность. Основания административной ответственности

 

С 1 июля 2002 года вступил в силу новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, внесший существенные коррективы в определение границ административной ответственности за различные виды правонарушений.

Прежде всего отметим, что принято выделять три основания административной ответственности:

  1. Нормативное, то есть систему норм, регулирующих ее.
  2. Фактическое, то есть деяние конкретного субъекта, нарушающего правовые предписания.
  3. Процессуальное, то есть акт компетентного субъекта о наложении конкретного взыскания за конкретное административное правонарушение.

Важнейшее основание административной ответственности - административное правонарушение.

Правонарушение  - это разновидность антисоциального, противоправного поведения.        

В юридической литературе понятие «правонарушение» трактуется по-разному.

Более точное и емкое понятие данного явления: «Правонарушение - это общественно опасное, противоправное, виновное деяние (действие или бездействие), совершенное вменяемым, достигшим указанного в законе возраста лицом и влекущее за собой юридическую ответственность». 

Новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях привнес в жизнь нашего общества много нового, чего до настоящего времени не знала современная доктрина российского административного права.     

 

Вступление в силу нового КоАП РФ - событие неординарное в нашем законодательстве. Это второй систематизированный закон, который принял своеобразную эстафету от своего предшественника Кодекса РСФСР об административных правонарушениях 1985 г.      

В течение 90-х годов ХХ в. происходило фактическое «размывание» единого правового поля путем принятия и применения различных нормативных правовых актов,  которые не предназначались для пополнения действующего КОАП РСФСР. По состоянию на 30 декабря 2001 г. общий итог оказался весьма впечатляющим: в действующем КоАП РСФСР насчитывал 291 состав административных правонарушений, в то время как его пределами «обреталось» 285 составов.

Законодатель прямо предусмотрел в новом КоАП РФ административную ответственность юридических лиц, поставив окончательную точку в дискуссии о том, возможна ли административная ответственность юридических лиц.      

Порядок производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренный Кодексом РСФСР об административных правонарушениях 1985 года, не распространялся на производство по делам об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами. Лишь в отдельных законодательных актах, устанавливающих административную ответственность юридических лиц, предусматривалась возможность применения порядка производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренного КоАП РСФСР.      

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях установил единый (как в отношении физических лиц, так и в отношении юридических лиц) порядок производства по делам об административных правонарушениях.      

Кроме того, все виды административных правонарушений и ответственность за них, в том числе и предусмотренные не только федеральными законами, но и другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации, включены в Кодекс.      

В статье 2.1 нового Кодекса об административных правонарушениях дано понятие административного правонарушения, как противоправного, виновного действия (бездействия) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.      

Тем самым, законодатель исключил возможность ситуации, когда административная ответственность могла в нарушение пункта 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации устанавливаться Указами Президента Российской Федерации.      

Что же касается самого правового института административной ответственности, то здесь необходимо отметить следующее.     

Профессор А.Б. Агапов, например, под административной ответственностью понимает разновидность правовой ответственности, субъектами которой являются Российская Федерация и ее регионы, уполномоченные ими юридические лица - органы исполнительной и законодательной власти, суды, наделенные полномочиями в сфере административного правосудия, должностные лица указанных органов, а также физические лица.     

 

Профессор А.П. Алехин, отмечает, что административная ответственность - это вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение.     

В вышеназванных дефинициях подчеркивается, что административная ответственность - это реализация административно-правовых санкций, применение уполномоченным органом или должностным лицом административных взысканий к гражданам и юридическим лицам, совершившим правонарушение.     

В приведенных понятиях отмечается, что административная ответственность применяется уполномоченным органом или должностным лицом.    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Признаки административного  правонарушения

 

Признаки административного правонарушения, закреплённые в праве, в совокупности образуют сложный юридический состав, являющийся единственным основанием административной ответственности правонарушителя.     

В теории административного права под составом административного правонарушения понимается единство установленных КоАП объективных и субъективных признаков, характеризующих конкретное общественно опасное деяние как административное правонарушение.     

К объективным элементам состава относятся: объект посягательства, т.е. регулируемые и охраняемые административным правом общественные отношения, и объективная сторона административного проступка - это внешние признаки, характеризующие противоправное действие или бездействие, результат посягательства, причинную связь между деянием и наступившими последствиями, место, время, обстановка, способ, орудия и средства совершенного административного правонарушения.     

Общим объектом административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в области государственного управления и регулируемые нормами административного, а в ряде случаев конституционного, экологического, таможенного, трудового, земельного, финансового и других отраслей права. В качестве родового объекта административного проступка выступают: личность, права и свободы граждан; общественная безопасность; собственность; государственный и общественный порядок; отношения в сфере экономики; установленный порядок управления.     

Объективная сторона состава характеризует проступок как антиобщественный акт внешнего поведения нарушителя нормы права, влекущий административную ответственность и выражающийся в действии или бездействии и наступившем результате.

 

Содержание объективной стороны характеризуют и такие квалифицирующие признаки, как повторность, неоднократность, злостность, систематичность противоправного посягательства, длящееся правонарушение.     

Субъектом правонарушения является тот, кто его совершил, лицо, в деянии которого имелся описанный в законе проступок.

Как уже было отмечено выше, к принципиально новым моментам правового регулирования административных правоотношений относятся следующие:      

1) важнейшей новизной  является то, что на основании  КоАП РФ к административной  ответственности теперь привлекаются  также и юридические лица.

2) п.1 ст.1.4 КоАП декларируется  принцип равенства перед законом  юридических лиц.

3) согласно ст.1.5 КоАП РФ  в рамках административных правоотношений  действует презумпции невиновности, что имеет важное практическое  значение, поскольку теперь:

- лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело;

- лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность;

- неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В связи с введением в административные правоотношения такого субъекта, как юридическое лицо, были скорректированы и многие нормы административного права. Так, на основании п.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.      

Кроме того, согласно п.3 ст.2.1 КоАП РФ появилась норма о том, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.    

Административной ответственности, согласно п.1. ст.2.3. КоАП РФ подлежит лицо, достигшее к моменту совершения правонарушения возраста шестнадцати лет.       

Законодатель также указал, что с учетом конкретных обстоятельств и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних (п.2. ст.2.3. КоАП РФ).     

Субъективная сторона правонарушения - это совокупность признаков, характеризующих психическое отношение лица к содеянному. Ее ядром является вина, которая может существовать в форме умысла  или неосторожности (ст.2.2. КоАП РФ). Наличие умышленной вины служит, как правило, основанием для наложения на виновного более строгого взыскания.     

Что касается должностных лиц, то они, согласно ст.2.4.КоАП, подлежат ответственности в случае совершения административных правонарушений в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.     

 

Ответственность военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов несут ответственность в соответствии с дисциплинарными уставами и специальными нормативными правовыми актами (ст.2.5. КоАП РФ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Цели и виды административного наказания

 

В статье 3.1 КоАП указаны следующие цели административного наказания:

1. Административное наказание  является установленной государством  мерой ответственности за совершение  административного правонарушения  и применяется в целях предупреждения  совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

2. Административное наказание  не может иметь своей целью  унижение человеческого достоинства  физического лица, совершившего  административное правонарушение, или причинение ему физических  страданий, а также нанесение  вреда деловой репутации юридического лица.

КоАП  в ст. 3.2 содержит перечень видов административных наказаний:

1) предупреждение;

2) административный штраф; 

3) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

4) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

5) административный арест;

6) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

7) дисквалификация;

8) административное приостановление деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников

 

  1. Конституция РФ от 12.12.1993 г. //Российская газета № 7 от 21.01.2009.
  2. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 31.12.2001 г. № 195-ФЗ //Российская газета № 256 от 31.12.2001
  3. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях от 20.06.1984 //Ведомости ВС РСФСР № 27 1984 г.
  4. Овсянко Д.М. Административное право в схемах и определениях: учебное пособие. М.: Юристъ, 2009.
  5. Пиголкин А.С. Общая теория права. М., 1995
  6. Попов Л.Л. Административное право России: учебник. М.: Проспект, 2009.
  7. Хропанюк В.Н. Теория государства и права, М., 1996.

 

 


Информация о работе Административная ответственность. Основания административной ответственности