Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 13:25, реферат
Необходимо пояснить содержание термина “административная юрисдикция”. Наиболее часто термин “юрисдикция” воспринимают как очень близкий по содержанию к термину “компетенция”. Это широкое понимание юрисдикции. Юрисдикция в собственном или узком смысле представляет собой деятельность, права и обязанности органов власти, но лишь в той части компетенции, которая связана с разрешением юридических дел и завершается применением мер государственного принуждения к правонарушителям. Под административной юрисдикцией понимается совокупность прав и обязанностей должностного лица (органа) по рассмотрению и разрешению конкретной группы индивидуальных юридических дел в сфере государственного управления, и применению по результатам рассмотрения к правонарушителям мер административного принуждения, преимущественно в виде административного наказания. То есть речь идет об определенном типе правоприменительной деятельности в форме юридического процесса, завершающегося вынесением правоприменительного акта.
8) Меры административной
ответственности применяются в
соответствии с
Отмеченные выше особенности
административной ответственности
касались в основном характеристики
ее материального содержания. Однако
рассматриваемый вид
Следовательно, административная ответственность обладает рядом черт, отличающих ее от других видов ответственности. Но основная особенность административной ответственности состоит в том, что ее основанием является административное правонарушение, а мерами реализации - административные наказания.
Принципы административной ответственности. (схема 7).
Под принципами административной
ответственности понимаются основные
требования, соблюдение которых обязательно
при привлечении к
К ним относятся: законность; ответственность за вину; индивидуальность ответственности (наказания); неотвратимость ответственности; целесообразность ответственности; гласность ответственности. Понятие содержания отдельных принципов.
Принцип законности наряду с
требованием неуклонного
Принцип ответственности
за вину предполагает привлечение к
административной ответственности
лишь лицо, виновно совершившее
Индивидуальность
Принцип неизбежности ответственности означает его неизбежность. Ни одно правонарушении не должно оставаться без реакции со стороны государства. Реальное претворение в практику данного принципа зависит от эффективности деятельности правоприменительных органов. Ст. 3.1 КоАП РФ определила срок, в течение которого может быть наложено административное наказание в 2 месяца (ст. ст. 4.5; 4.6).
Целесообразность предполагает соответствие избираемой в отношении правонарушителя меры воздействия целям административной ответственности (ст. 3.1).
Законодательные основы административной ответственности.
Законодательство об административных
правонарушениях состоит из настоящего
Кодекса и принимаемых в
Настоящий Кодекс основывается
на Конституции Российской Федерации,
общепризнанных принципах и нормах
международного права и международных
договорах Российской Федерации. Если
международным договором
Конституция Российской Федерации
разграничивает полномочия федеральных
органов государственной
По смыслу конституции федеральное административное и административно-процессуальное законодательство имеет форму закона; субъектами федерации могут издаваться не только законы, но и другие акты.
Ответственность за административные правонарушения наступает на основании законодательства, действующего во время и по месту совершения правонарушения.
Акты, смягчающие или отменяющие
ответственность за административные
правонарушения, совершенные до издания
этих актов имеют обратную силу.
Акты, устанавливающие или
Производство по делам об административных правонарушениях ведется на основании законодательства, действующего во время и по месту рассмотрения дела об административном правонарушении.
Однако в законодательстве еще не разрешен вопрос о компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в области установления и реализации ответственности за административные правонарушения. Хотя Кодекс РФ об административных правонарушениях в этой части пока не изменен, тем не менее он вошел в противоречие с Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором. В результате практика весьма противоречива и не поддается однозначной правовой оценке с точки зрения ее законности.
В зависимости от характеристик субъекта правонарушения в настоящее время обозначились две ветви законодательства об административных правонарушениях, распространяющегося на: а) физических лиц; б) коллективные образования - предприятия, учреждения и другие организации.
Специфика структуры КоАП РФ состоит в том, что его составной частью являются нормы, регламентирующие производство по делам об административных правонарушениях, а также исполнение постановлений о назначении административных наказаний (глава 32).
Законодательство об административных правонарушениях коллективных образований также кодифицировано (ст. 2.10).
Переход к рыночным отношениям,
появление хозяйствующих
Тем не менее законодательство об административной ответственности организаций еще не представляет собой систему, сложившуюся на основе четкой концепции законодателя. Как отмечено, действуют пока лишь от- дельные акты либо их нормы, содержащиеся в разных законах.
Действующим законодательством
субъектами административной ответственности
признаются, как правило, организации,
имеющие статус юридического лица.
Из этого правила есть частные
и конкретные исключения (например,
филиалы предприятий могут
Признаки субъекта административного правонарушения в виде организаций фокусируются в деяниях тех или иных физических лиц, должностных. Если деяния обезличены, то есть не обозначены лица, которые могут быть признаны виновными в совершении административного правонарушения, вина коллективного образования определяется по противоправным последствиям его деятельности. Например, когда речь идет об умышленном нарушении организацией законодательства, его норм, субъектами такого нарушения являются должностные лица или иные его работники. Субъектами такого правонарушения могут быть признаны одновременно соответствующие должностные лица и организация в целом.
Субъектами многих видов правонарушений признаются юридические лица, исключая их должностных лиц, загрязнения земель химическими и радиоактивными веществами и других нарушений земельного законодательства, правонарушений в области строительства.
В настоящее время организации признаются субъектами нарушения, влекущих административную ответственность, в основном земельного, налогового законодательства, законодательства об охране окружающей среды, правонарушений в области строительства. Виды правонарушений, а иногда их понятие, конкретизируется в законодательстве, устанавливающим за них административную ответственность. Так, под правонарушением в области понимается несоблюдение обязательных требований государственных стандартов, технических условий, строительных норм и правил, проектов, других нормативных актов в области строительства, влекущие снижение и потерю прочности, устойчивости, надежности зданий, строений, сооружений, их частей и т.д.
Коллективные образования
не всегда являются субъектами только
специфических для них
Основной мерой
ОГРАНИЧЕНИЯ И ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ.
Существуют обстоятельства ограничивающие, освобождающие и смягчающие административную ответственность (схема 9). Закон не раскрывает этих понятий. К обстоятельствам ограничивающим административную ответственность (схема10) относятся обстоятельства, которые учитываются органом административной юрисдикции при вынесении постановления и назначении административного наказания. Они не освобождают от ответственности, т.е. в отношении лица производятся все действия, предусмотренные по делам об административных правонарушениях. Такие обстоятельства ограничивают возможности органа административной юрисдикции применить все возможные в санкции наказания и меры пресечения. К таким обстоятельствам относятся: возраст правонарушителя, его физическое состояние (инвалидность, беременность), особый правовой статус (депутат, прокурор, судья, военнослужащий и др.), основной вид профессиональной деятельности (занятие охотой).
К обстоятельствам освобождающим от административной ответственности (схема 11) относятся обстоятельства, при возникновении которых производство по делу об административной правонарушении прекращается (не начинается), а на правонарушителя наказание не налагается. Такие обстоятельства указаны в ст. 24.5 КоАП. К таким обстоятельствам относятся дипломатический иммунитет иностранного гражданина об административной юрисдикции Российской Федерации.
Следует иметь ввиду, что существуют еще и смягчающие обстоятельства ограничивающие ответственность. Они указаны в статьях 4.2; 4.3 КоАП. Они также носят обязательный характер для правоприменителя и влияют на выбор вида и размера наказания.
Существует несколько оснований освобождения от административной ответственности. Если придерживаться формального юридического подхода, то терминология “освобождение от юридической ответственности” содержится в двух статьях КоАП.
Основания, условия и последствия
освобождения от административной ответственности
за совершение административного
Основанием освобождения от административной ответственности в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ является характер правонарушения и личность правонарушителя. Закон не раскрывает содержание этих понятий, но логично, что ими могут быть различные обстоятельства, смягчающие ответственность за административные правонарушения (ст. 4.2 КоАП РФ), в личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение.
Условиями освобождения от административной ответственности по этой статье являются: наличие в действиях (бездействие) нарушителя состава административного правонарушения; целесообразность применения к лицу, совершившему его, меры общественного воздействия); принятие решения об освобождении от административной ответственности органом (должностным лицом), уполномоченным решать дело о данном правонарушении.
Информация о работе Административная ответственность понятие и особенности