Административная ответственность в системе правовой ответственности России: теоретический аспект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2015 в 00:15, реферат

Описание работы

Современные правовые государства в своей деятельности стремятся к стабилизации общественных отношений в социуме путем внедрения конструктивных механизмов повышения качества правового регулирования, ликвидации правонарушений и преступлений, что является главной причиной кризиса в стране. Особенно в странах демократии этот вопрос является основным. т.к. в процессе развития государств где чаще всего встает вопрос соблюдения прав и свобод гражданина, без которых современный мир невозможен. Использование прав и свобод должно способствовать раскрытию потенциальных возможностей человека, при этом не наносить ущерб интересам всего общества, что обеспечивает юридическая ответственность

Файлы: 1 файл

Административная ответственность в системе правовой ответственности России.doc

— 45.50 Кб (Скачать файл)

Административная ответственность в системе правовой ответственности России: теоретический аспект

         Современные правовые государства в  своей  деятельности  стремятся  к  стабилизации общественных  отношений в социуме путем внедрения конструктивных механизмов повышения качества правового регулирования, ликвидации правонарушений и преступлений, что является главной причиной кризиса в стране. Особенно в странах  демократии  этот вопрос является основным. т.к. в процессе развития государств где чаще всего встает вопрос соблюдения прав и свобод  гражданина, без которых современный мир невозможен. Использование прав и свобод должно способствовать раскрытию  потенциальных  возможностей   человека,   при этом не наносить  ущерб интересам всего общества, что обеспечивает юридическая ответственность. На  различных уровнях  контроля общественных   отношений правом  становится  стимулятором  правомерного  поведения,  воспитывают чувства нравственного, политического и правового долга  перед обществом  и государством,   повышению   общественно-политической   активности каждого гражданина. В  демократичной России,  где строится правовое  государство,  юридическая ответственность  являются  условием социального контроля,  развития  общественных  отношений,  главной мерой защиты интересов личности, общества и государства1.

          Научный  дискурс по проблемам юридической  ответственности в условиях совершенствования  законодательства приводят к  появлению множества различных  концепций.  При  этом необходимо  учитывать тот факт, что формирование научных теорий шло под  воздействием  динамичного развития общей теории права. Учитывая современное состояние   концепций   юридической ответственности, следует выделить  ряд научных целостных концепций. В теории государства и права феномен юридической  ответственности  очень сложное  и  многогранное,  позволяющее понять природу юридической  ответственности  как  правового института. Данный феномен имеет сугубо правовой характер2. Виды и признаки. Это выявляет актуальность данной темы в современных условиях.

Институт административной ответственности в России формировался и начал развиваться начиная со второй половины XIX века и всегда рассматривался как важнейшая составная часть полицейского, а затем административного права, как механизм осуществления государственного управления в сфере обеспечения общественного порядка и общественной безопасности. Решающее влияние на его развитие оказывали экономические и социальные условия жизни страны, политический режим, уровень культуры населения, философские и правовые взгляды представителей отдельных отраслей науки.

            Определенное влияние на развитие института административной ответственности оказывали фактическое состояние преступности в стране, многочисленные противоправные действия в различных сферах общественной жизни. Указанные факторы оказали влияли и на развитие законодательства об административной ответственности. В условиях советской власти институт административной ответственности призван был отражать в основном потребности государственного управления на различных этапах развития государственности, приоритетом которой являлось обеспечение интересов политического режима, что обусловило игнорирование кодификации законодательства об административной ответственности, особенно его процессуальной составляющей. Само установление норм об административной ответственности было предметом регулирования не законодателя, а органов государственного управления, не говоря уже о формах и методах защиты прав граждан при применении властями мер административного наказания3.

           В новой России в условиях действия Конституции Российской Федерации 1993 года, закрепившей принципиально новые отношения в политической и экономической сферах, новые принципы соотношения публичных и частных интересов, изменения идеологии и практики правового регулирования административной ответственности, возрастает роль этого правового института в разрешении. Несомненно, административная ответственность в современной правоприменительной практике является одной из масых распространенных форм ответственности. Административная ответственность одна из форм юридической ответственности   граждан   и   должностных   лиц   за    совершенные    ими административные правонарушения, которая выражается в  применении  мер административного воздействия виновному. К данному виду ответственности  привлекаются   лица, достигшие  16-ти летнего возраста на момент совершения правонарушения4.

         К административным  правонарушениям  по  законодательству относятся  правонарушения, нарушающие права граждан и пагубно влияющие на  здоровье  населения, общественный  порядок,  состояние  окружающей  среды, памятников истории и  культуры, сельское  хозяйство,  на  транспорте,  в области торговли и финансов, жилищно-бытового хозяйства.

     В мировой практике многих стран мира за административные     правонарушения     налагаются взыскания  в  виде  предупреждений,  штрафов, конфискации средств, послуживших причиной правонарушений лишения  конкретных прав,  применяемых правомочными законом или   должностным лицом. За более сложные проступки предусматриваются исправительные  работы  и административный арест, что является прерогативой5.

          Иностранные граждане, совершившие  правонарушения в равной степени  несут ответственность и могут  быть выдворены за пределы    страны.

Дела об административной ответственности преимущественно  рассматриваются: админ. комиссиями районных,  городских,  поселковых  и сельских администраций; КДН; районными (городскими) судами; ОВД и иными правоохранительными органами6.

         В Российской федерации Кодексом об административных    правонарушениях установлена законность расследования и разбора дел об административных правонарушениях. Так,  административными комиссиями   рассматриваются дела о бесхозном использовании земель, незаконной порубке деревьев, повреждении линии  ЛЭП  и т.д.;  Правоохранительные органы уполномочены рассматривать факты о нарушении паспортного  режима,  ПДД и т.д. Налагать административные взыскания правомочны должностные лица органов пожарного надзора, железнодорожного, морского,  речного,  воздушного транспорта7.

           Органы правомочные налагать  административные взыскания  уполномочены  не  налагать взыскания,  а лишь  вынести устное предупреждение, направленное  нарушителю,  или  передать дело на рассмотрение трудового коллектива8.

          Административная  ответственность — это особый вид юридической ответственности, которой присущи все признаки последней (она наступает на основе норм права, за нарушение правовых норм, конкретизируется юрисдикционными актами компетентных органов, связана с государственным принуждением. С другой стороны, административная ответственность является составной частью административного принуждения и обладает всеми его качествами (осуществляется в рамках внеслужебного подчинения и др.). Д.Н. Бахрах называет следующие ее специфические признаки: 1. Основанием административной ответственности является административное нарушение (правонарушение или вообще неправомерное деяние). Единственное исключение из этого правила установлено ст. 50 УК РСФСР, предусмотревшей привлечение к административной ответственности лица, совершившего деяние, содержащее признаки преступления. 2. Она состоит в применении к субъектам административных взысканий. В ст. 23 КоАП РСФСР установлено, что «административное взыскание является мерой ответственности». Поскольку административные проступки менее вредны, чем преступления, административные взыскания менее суровы, чем уголовные наказания. 3. К административной ответственности привлекают органы, которым такое право предоставлено законодательством. Все они являются субъектами функциональной власти, реализуя которую, они налагают административные взыскания. В настоящее время субъектами административной юрисдикции являются межмуниципальные (районные) суды, судьи, многие органы исполнительной власти9.

4. Законодательством установлен  особый порядок привлечения к  административной ответственности. Он отличается сравнительной  простотой, что создает условия  для его оперативности и экономичности, но в то же время содержит необходимые гарантии законности, осуществления права на защиту.

5. Она урегулирована нормами  административного права, которые  содержат исчерпывающие перечни  административных нарушений, административных  взысканий и органов, уполномоченных  их применять, детально регулируют этот вид производства и в своей совокупности составляют нормативную основу административной ответственности10.

            Таким образом, подводя итоги, следует отметить, что в системе юридической ответственность в российском обществе административная ответственность очень важна, когда в сложный период для страны, многие граждане склонны совершить правонарушение в условиях отсутствия порядка, трансформируются мировоззренческие установки, ориентации. Несмотря на то, что административная ответственность является одним из инструментов всей правоприменительной политики РФ, этот тип ответственности является сегодня существенным институтом права, регулирующим сложные и опасные общественные отношения и является своеобразным "буфером" между противоправным деянием и правомерным поведением.

 

 

 

                       Список источников и литературы

1.Малеин, Н.С. Современные проблемы юридической ответственности // Государство и право. 2011. - № 6. - С. 23-32.

2.Баранов, В.М. Теория юридической ответственности/ В.М. Баранов. – Нижний Новгород: Юридическая литература, 1998. - 154с.

3.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. – М.: Проспект, 2009. – 352 с.

4.Цыбулевская О.И., Милушева Т.В. Теория государства и права/ О.И. Цыбулевская, Т.В. Милушева. – Саратов: Приволжское кн. изд-во, 2002. – 160 с.

5.Лучин В.С. Ответственность в механизме реализации Конституции // Право и жизнь. - 2012. - № 1. - С. 30-49; № 2. - С. 9-29.

6.Государственное право Российской Федерации. Учебник. / Под ред. О.Е. Кутафина. М.: Омега, 1996. -с.98

1 Цыбулевская О.И., Милушева Т.В. Теория государства и права/ О.И. Цыбулевская, Т.В. Милушева. – Саратов: Приволжское кн. изд-во, 2002. – 160 с.

2 Баранов, В.М. Теория юридической ответственности/ В.М. Баранов. – Нижний Новгород: Юридическая литература, 1998. с.123

3 Там же

4 Государственное право Российской Федерации. Учебник. / Под ред. О.Е. Кутафина. М.: Омега, 1996. -с.98

5 Там же

6 Лучин В.С. Ответственность в механизме реализации Конституции // Право и жизнь. - 2012. - № 1. - С. 30

7 Гражданско-процессуальный кодекс Российской Федерации. – М.: ИНФРА-М, 2008.-с. 18

8 Там же

9 Там же

10 Лучин В.С. Ответственность в механизме реализации Конституции // Право и жизнь. - 2012. - № 1. - С. 38


Информация о работе Административная ответственность в системе правовой ответственности России: теоретический аспект