Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2015 в 08:27, реферат
Для территорий Китая характерен различный состав нормативных правовых актов, регламентирующих привлечение к административной ответственности за нарушение налогового законодательства. Материковый Китай стремится унифицировать положения об административных наказаниях. В законодательстве Тайваня рассматриваемые положения содержатся в большем количестве нормативных правовых актов, и основное внимание сконцентрировано на понуждении исполнения обязательств посредством многократности наложения штрафов.
Приведенные примеры показывают: арсенал административных наказаний довольно разнообразен. Однако, как и при налоговой проверке, для налогового и таможенного законодательства характерен "дисбаланс внимания" к отдельным субъектам подчинения. Это общая черта правовой регламентации административной ответственности в законодательстве различных территорий Китая. В налоговом законодательстве Тайваня редко упоминаются вопросы административной ответственности опекуна. Такая ответственность опекуна за проступок установлена ст. 111-1 закона Тайваня от 17 февраля 1943 г. "О подоходном налоге" (в редакции от 25 июня 2003 г.) (далее - закон о подоходном налоге). В соответствии с указанной статьей на опекуна налагается штраф, если он неправильно информировал о величине полученного дохода от имущества или сфальсифицировал данные по затратам, необходимым расходам или потерям, в результате чего неправильно посчитал сумму, полученную выгодоприобретателем, либо неточно указал размер облагаемой суммы, чем уменьшил обязательство выгодоприобретателя по уплате налога. Размер штрафа - 5% суммы неправильно посчитанного дохода или неточно указанной суммы, но не менее 15 000 юаней.
В налоговом законодательстве материкового Китая в меньшей степени регламентированы вопросы административной ответственности банков и финансовых организаций, а также представителей налогоплательщиков. Вернее, следует говорить не о степени регламентации, а о количестве соответствующих норм. Ведь даже одной статьи может быть вполне достаточно. Например, ст. 111-1 закона о подоходном налоге состоит из трех абзацев, в каждом из которых подробно прописан конкретный вопрос.
Банкам принадлежит исключительно важная роль в реализации налогового законодательства, формировании государственной казны, несмотря на недостаточный уровень внимания законодателей к вопросам регулирования их деятельности. Нормы, регламентирующие обязанности, права и ответственность банков в данной области, прописаны в налоговом законодательстве. Меры административной ответственности банка и другой финансовой организации определены в ст. 73 закона об управлении взиманием налогов. В соответствии с указанной статьей, если банк или другая финансовая организация отказывается принять проверку налоговыми органами счетов налогоплательщиков и налоговых агентов, а также выполнять решение налоговых органов о приостановке операций по счетам и удержанию сумм налога, на организацию налагается штраф в размере от 100 000 до 500 000 юаней. Кроме того, такие же санкции предусмотрены и за операции по переводу денежных средств со счетов налогоплательщиков после получения письменного уведомления налоговых органов о приостановке операций или закрытии счетов. Статья 73 закона об управлении взиманием налогов является единственной статьей, определяющей административную ответственность как юридических, так и физических лиц. Ведь помимо указанных сумм штрафов на организацию в ней закреплена ответственность непосредственно руководителей и должностных лиц. За вышеназванные нарушения они наказываются штрафом от 1000 до 10 000 юаней.
В остальных случаях при рассмотрении вопросов об административной ответственности для обозначения субъектов используются в первую очередь термины "налогоплательщик" и "налоговый агент".
Вопросы административной ответственности банков и финансовых организаций закреплены также в ст. 92 инструкции. Однако в отличие от ст. 73 закона об управлении взиманием налогов ст. 92 не предусматривает привязки к налогоплательщикам и налоговым агентам. Если банк или финансовая организация не зарегистрирует номер свидетельства о налоговой регистрации на счете налогоплательщика, занимающегося производством или хозяйствованием, либо не укажет номер счета такого налогоплательщика в налоговом свидетельстве о регистрации, налоговые органы должны потребовать исправить нарушение, а также наложить штраф в размере от 2000 до 20 000 юаней либо от 20 000 до 50 000 юаней - при наличии отягчающих обстоятельств.
Приведенная норма свидетельствует: в налоговом законодательстве материкового Китая вопросы привлечения к административной ответственности регламентируются не только законом. Видимо, в материковом Китае иначе понимают предназначение подзаконных актов, в том числе и инструкции. Если бы в законе об управлении взиманием налогов отсутствовали нормы ст. 73, можно было бы согласиться с наличием предписаний ст. 92 инструкции. Иначе сложившуюся ситуацию нельзя признать нормальной. С одной стороны, из содержания ст. 92 закона об управлении взиманием налогов и Уведомления "о вопросах наказаний за нарушения положений о гербовом налоге" заметна попытка сконцентрировать положения об административных наказаниях в ограниченном числе нормативных правовых актов. С другой стороны, ст. 73 названного закона дополняет ст. 92 инструкции. Очевидно, что это - недостаток правового регулирования.
Положения об административной ответственности представителя налогоплательщика содержатся в ст. 98 инструкции. Так, если в нарушение налоговых законов и административных узаконений представитель налогоплательщика не уплачивает или недоплачивает сумму налога, подлежащую уплате налогоплательщиком, помимо уплаты налогоплательщиком недоимки и неустойки на представителя налогоплательщика налагается штраф в размере от 50% до трехкратной суммы недоимки.
Проводимая в материковом Китае унификация положений об административных наказаниях составляет одно из отличий правовой регламентации вопросов, связанных с привлечением к административной ответственности, по праву материкового Китая и Тайваня. На Тайване рассматриваемые положения содержатся в большем количестве нормативных правовых актов. Подобная ситуация характерна для Гонконга и Макао*(3). К правовым системам названных территорий подходит принцип: для каждого налога - отдельное нормативное предписание об административной ответственности. При этом следует указать, что применительно к праву Гонконга вопросы административной ответственности решены сложно и неоднозначно, начиная с терминологии. Так, в налоговом законодательстве Гонконга используется лишь термин "нарушение", в том числе в предписаниях о лишении свободы. В связи с этим трудно разграничить проступок и преступление. Не способствует уяснению вопроса и ориентир в виде штрафов, поскольку такие санкции могут применяться в качестве и административного, и уголовного наказания.
Общей чертой для административной и уголовной ответственности на всех территориях Китая является не только "дисбаланс внимания", но и отсутствие в законодательстве упоминаний об ответственности отдельных субъектов подчинения. В качестве примера можно указать на плательщиков особых видов налогов или, точнее, на положения, направленные против так называемого обмана особых видов налогов*(4). Отсутствие в законодательстве соответствующих положений обусловлено разными причинами.
Так, в Гонконге и Макао не применяются особые виды налогов (пошлин) и соответственно отсутствовало специальное законодательство. Однако после обнародования на территории Макао (26 февраля 1996 г.) Соглашения об учреждении всемирной торговой организации (Марракеш, 15 апреля 1994 г.) и заключительного акта Уругвайского раунда переговоров эти договоренности включены в правовую систему Макао. Они действуют на территории Макао на тех же условиях и имеют ту же юридическую силу, что и национальное законодательство, и составляют автономный источник права Макао.
В материковом Китае и Тайване особые виды налогов постепенно занимают подобающее им место, разрабатываются положения по их правовому регулированию. Однако анализ нормативных предписаний различного уровня и отраслевой принадлежности показал, что они еще далеки от совершенства. Наглядное тому подтверждение - положение ст. 55 Правил КНР от 31 октября 2001 г. "Об антидемпинге", согласно которому Министерство внешней торговли и экономического сотрудничества и Комитет по экономике и торговле могут предпринимать шаги по предотвращению уклонения от антидемпинговых мер. Похожая норма включена в ст. 54 Правил КНР от 31 октября 2001 г. "Об антисубсидиях". На этом правовая регламентация заканчивается.
Таким образом, некоторые аспекты такого существенного условия налогообложения, как юридическая ответственность,- вне рамок правового регулирования.
Итак, для территорий Китая характерен различный состав нормативных правовых актов, регламентирующих привлечение к административной ответственности. Материковый Китай стремится унифицировать положения об административных наказаниях. Подтверждением тому - применение штрафов в законе об управлении взиманием налогов, где использованы различные варианты исчисления штрафов.
В законодательстве Тайваня основное внимание сконцентрировано на понуждении исполнения обязательств, например посредством многократности наложения штрафов. Общим для законодательства материкового Китая и Тайваня служат схожие виды административных наказаний, а в некоторых случаях можно говорить об общих особенностях назначения наказаний - например, за отдельные проступки не предусмотрено применение административных наказаний ни налоговым, ни таможенным законодательством. При характеристике элементов состава налоговых правонарушений следует отметить отсутствие в законе об управлении взиманием налогов упоминаний вины как одного из условий оценки деяния участника налоговых правоотношений, дающего основание для наложения административного наказания.
Р.А. Шепенко,
д-р юрид. наук, профессор МГИМО
"Ваш налоговый адвокат", N 3, май-июнь 2006 г.
──────────────────────────────
*(1) The Fundamental Principles of Taxation in the Light of Modern Developments: (The Newmarch Lectures for 1919) / By J. Stamp. L.: Macmillan. - 1921. - P. 170.
*(2) В материковом Китае применяются специальные счета по налогу на добавленную стоимость. См.: Шепенко Р.А. Налоговое право Китая: взимание и ответственность. - М.: Волтерс Клувер, 2005. - С. 245.
*(3) См.: Шепенко Р.А. Налоговое право Гонконга. - М.: Вузовская книга, 2003.- С. 286-293.
*(4) Под обманом понимаются сборочные операции, доработка и т.п. См.: Шепенко Р.А. антидемпинговый процесс. - М.: Дело, 2002. - С. 420-438.