Содержание
Введение…………………………………………………………………………….31
Понятие административной ответственности………………………………5 1.1
Административная ответственность признаки…………………………5 1.2
Понятие административного правонарушения…………..…………………8 2
Правонарушения и наказания в области
дорожного движения ……………10 2.1Виды административных
наказаний………………………………………….10 2.2
Административные нарушения в области
дорожного движения………….12 3 Назначение
административного наказания…………………………………23
3.1 Порядок назначения административного
наказания……………………..23 3.2 Доказательства………………....................……………………......................28
Заключение…………………………………………………………………...……31 Глоссарий……………………………………………………………………….....34 Список
использованных источников…………………………………................37 Приложение…………………………………………………………………….
Введение
Тема данной работы «Административная
ответственность за нарушение правил
дорожного движения». Эта тема достаточно
интересна и близка каждому человеку.
Выйдя на улицу, идя к месту работы, в магазин
или какое-нибудь другое, передвигаясь
пешком, или на автотранспорте мы являемся
участниками дорожного движения. В связи
с этим мы должны руководствоваться определенными
правилами и нормами регулирующими общественные
отношения в этой сфере. За несоблюдение
этих норм предусмотрена определенная
ответственность в зависимости от величины
общественной опасности или тяжести последствий,
к которым может привести несоблюдение
элементарных требований. В настоящее
время эта тема достаточно актуальна в
связи с тем, что количество автотранспорта
растет достаточно быстро, участники дорожного
движения в силу разных причин, не задумываясь
о последствиях, пренебрегают правилами
дорожного движения и в связи с этим количество
правонарушений в этой сфере становится
больше. Последствием этого является постоянно
растущее количество дорожно-транспортных
происшествий. Государственные органы
ведут активную борьбу с нарушителями,
применяя различные для этого меры, ужесточая
ответственность, используя специальную
технику и средства, внедряя новые технические
средства, позволяющие выявлять и фиксировать
правонарушения в области дорожного движения.
Объектом является комплекс правоотношений,
правила поведения, регулируемые правовыми
нормами. Предметом данной работы является,
общественные отношения в области дорожного
движения. Нормы регулирующие данные отношения.
Отношения, возникающие в случае нарушения
установленных правил дорожного движения
и привлечения к ответственности за нарушения
данных правил. Целью данной работы является
изучение таких понятий как, административная
ответственность и административное правонарушение,
видов правонарушений, способов их выявления
и фиксации, в том числе и с использованием
специальных технических средств, подробное
рассмотрение наказаний наступающих
в случае нарушения правил дорожного движения,
способов доказывания порядка привлечения
к административной ответственности за
нарушения правил дорожного движения.
Для достижения целей необходимо
решить следующие задачи; рассмотреть
такие понятия как, административная
ответственность и административное
правонарушение; определить их признаки
и характерные черты; изучить нормативно-правовые
акты, регулирующие общественные отношения
в области дорожного движения, а так же
предусматривающие ответственность и
регламентирующих деятельность государственных
органов работающих в области выявления
и предупреждения правонарушений, связанных
с дорожным движением. Метод исследования.
В качестве основных методов используемых
при исследовании выступили такие общенаучные
методы как анализ, синтез, индукция, дедукция,
специальные- логический, формально-правовой
и др. Теоретическую основу исследования
составили учебная литература и практические
пособия. Для написания этой работы были
использованы следующие источники:
правовые акты Конституция Российской
федерации; Кодекс Российской Федерации
об административных правонарушениях;
комментарий к Кодексу Российской Федерации
об административных правонарушениях;
федеральный Закон РФ О безопасности дорожного
движения; Правила дорожного движения;
Административный регламент Министерства
внутренних дел Российской Федерации
исполнения государственной функции по
контролю и надзору за соблюдением участниками
дорожного движения требований в области
обеспечения безопасности дорожного движения;
О внесении изменений и дополнений в решения
Правительства Российской Федерации по
вопросам обеспечения безопасности дорожного
движения / Постановление Правительства
Российской Федерации; и д.р. Структурно
работа состоит из введения, трех глав
разделенных на параграфы, заключения,
глоссария, списка использованных источников
и приложений.
1 Понятие административной
ответственности.
1.1 Административная ответственность,
признаки.
Предупреждение преступности
в целом и ее искоренение во
многом зависят от предупреждения преступности.
В зависимости от характера правонарушений
государство устанавливает за их
совершение различные виды юридической
ответственности. Юридическая ответственность,
будучи составной частью правовой системы,
выполняет в ней важные функции.
Она является тем юридическим
средством, которое локализует, блокирует
противоправное поведение и стимулирует
общественно полезные действия людей
в правовой сфере. Юридическая ответственность
всегда связана с государственным
принуждением и характеризуется
определенными неблагоприятными последствиями,
которые виновный обязан претерпеть.
Это могут быть ограничения морального,
имущественного или иного характера.
Особенности названных ограничений
(а значит, и ответственности) состоят
в том, что они наступают в
связи с совершенным противоправным
деянием. Юридическая ответственность
наступает только за совершенное правонарушение.
Правонарушение выступает в качестве
основания юридической ответственности.
Не являются правонарушениями и, соответственно,
не могут выступать в качестве оснований
юридической ответственности деяния,
внешне хотя и сходные с правонарушениями,
но не являющиеся таковыми вследствие
своей общественной значимости. К таковым
действующее законодательство относит
деяния, совершенные в состоянии крайней
необходимости, а также обоснованный риск. Юридическая
ответственность не только возникает
в случае нарушения правовых норм, но и
осуществляется в строгом соответствии
с ними. Иными словами, применение мер
юридической ответственности к правонарушителю
возможно лишь при соблюдении определенного
процедурного, процессуального порядка,
установленного законом. Административная
ответственность, являясь разновидностью
юридической ответственности, обладает
определенными признаками. Признаки административной
ответственности. Административная ответственность,
как правило, наступает в случае нарушения
(неисполнения или ненадлежащего исполнения)
различных административных норм. К их
числу относятся, например правила дорожного
движения и пользования транспортом.
Вместе с тем действующее законодательство
предусматривает возможность привлечения
к административной ответственности также
виновных в нарушении норм иных отраслей
права, например, трудового, экологического
и т.п. Административная ответственность
представляет собой государственное принуждение
в виде применения установленных законом
административных наказаний. В статье
3.1 КоАП сказано, что административное
наказание является установленной государством
мерой ответственности. Применение иных
мер административного принуждения, например,
таких, как задержание правонарушителя,
досмотр вещей и других, не может рассматриваться
как наступление административной ответственности. Основными
целями административной ответственности
является воспитательная, предупредительная,
которые воздействуют, как на самого нарушителя,
так и на других лиц, и предупреждают новые
правонарушения. Административная ответственность
урегулирована нормами административного
права, которые определяют перечни административных
правонарушений, административных наказаний,
органов и должностных лиц, уполномоченных
их применять, детально регулируют порядок
производства по делам данной категории
и в своей совокупности составляют самостоятельный
правовой институт административной ответственности. Основными
нормативными актами, регулирующими административную
ответственность, в том числе и в области
дорожного движения, являются Кодекс РФ
об административных правонарушениях
и принимаемые в соответствии с ним законы
субъектов РФ об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 1.3 КоАП к ведению
РФ отнесено установление: общих положений
и принципов законодательства об административных
правонарушениях; перечня видов административных
наказаний и правил их применения; административной
ответственности по вопросам, имеющим
федеральное значение, в том числе административной
ответственности за нарушение правил
и норм, предусмотренных федеральными
законами и иными нормативными правовыми
актами РФ; порядка производства по делам
об административных правонарушениях,
в том числе установление мер обеспечения
данного производства; порядка исполнения
постановлений о назначении административных
наказаний. Лицо, совершившее административное
правонарушение, подлежит ответственности
на основании закона, действовавшего во
время совершения проступка. Закон, смягчающий
или отменяющий ответственность либо
иным образом улучшающий положение лица,
привлекаемого к ответственности, имеет
обратную силу, т.е. распространяется и
на правонарушения, совершенные до вступления
этого акта в силу. Закон, устанавливающий
или отягчающий административную ответственность
либо иным образом ухудшающий положение
лица, обратной силы не имеет. Основанием
для административной ответственности
являются административные правонарушения.
Их перечень предусмотрен в гл. 5-21 КоАП
РФ. Особенностью административной ответственности
является возможность ее наступления
независимо от наличия вредных последствий
совершенного проступка. Сам факт виновного
нарушения норм, правил, установленных
государством, уже служит юридическим
основанием для административной ответственности.
Этим она отличается от гражданско-правовой
ответственности, которая связана с причинением
материального ущерба. Субъектами административной
ответственности могут быть физические,
юридические, должностные лица. При этом
военнослужащие, сотрудники правоохранительных
органов (ОВД, федеральной службы исполнения
наказаний, таможенных органов, органов
федеральной службы, федеральной службы
по контролю за оборотом наркотических
средств и психотропных веществ), депутаты
законодательных органов и представительных
органов местного самоуправления, судьи
и др. привлекаются к ответственности
в особом порядке. Административная ответственность
применяется в основном во внесудебном
порядке, т.е. непосредственно полномочными
органами исполнительной власти и должностными
лицами, исчерпывающий перечень которых
содержится в КоАП РФ. В некоторых случаях
дела об административных правонарушениях
относятся к исключительной компетенции
судей (судов общей юрисдикции, арбитражных
судов, мировых судей). Применение мер
уголовной и гражданско-правовой ответственности
осуществляется только судом. Между органом,
налагающим административное наказание,
и лицом, привлекаемым к ответственности,
нет отношений служебной подчиненности.
Виновный организационно не подчинен
органу (должностному лицу), наделенному
административно-юрисдикционными полномочиями.
Это одно из существенных отличий административной
ответственности от дисциплинарной. Законодательством
установлен особый порядок привлечения
к административной ответственности -
производство по делам об административных
правонарушениях (раздел IV КоАП). Он отличается
простотой, что позволяет оперативно реагировать
на совершение административных проступков
и в то же время обеспечить соблюдение
прав человека. Меры административной
ответственности менее суровы по сравнению
с уголовной ответственностью, и не влекут
судимости даже в тех случаях, когда применяются
судом. Таким образом, под административной
ответственностью понимается применение,
реализация государственными органами
(должностными лицами) административных
наказаний к лицам, совершившим административные
правонарушения, на основе и в порядке,
установленных законодательством.
1.2 Понятие административного
правонарушения.
Административным правонарушением
признается виновное действие (бездействие)
физического или юридического лица,
за которое кодексом об административных
правонарушениях или законами субъектов
Российской Федерации об административных
правонарушениях установлена административная
ответственность. Можно выделить три признака
административного правонарушения противоправность,
виновность, наказуемость. Состав административного
правонарушения. Под составом административного
правонарушения следует понимать установленную
правом совокупность признаков, при наличии
которых конкретное деяние становится
административным правонарушением. Наличие
состава правонарушения в том или ином
деянии служит единственным основанием
наступления административной ответственности.
Однотипные признаки состава правонарушения
образуют в совокупности элементы состава
административного правонарушения. К
этим элементам состава административного
правонарушения следует относить. Объект
- соответствующие общественные отношения,
на нормальное функционирование которых
посягает правонарушение(обычно - безопасность
дорожного движения), Объективная сторона
- конкретные действия, нарушающие установленные
правила. Субъект - конкретное вменяемое
физическое лицо, достигшее 16 лет. Субъективная
сторона - отношение лица к совершенному
им деянию, то есть наличие вины в форме
умысла или неосторожности. Здесь следует
обратить внимание, что состав правонарушения
является не просто теорией или чем-то
формальным. Знание его структуры очень
важно для правильного определения в конечном
счете, является деяние правонарушением
или нет. С точки зрения защиты можно подчеркнуть
тот факт, что при производстве по административным
делам. делам соответствующие должностные
лица в подавляющем своем большинстве
не мотивируют должным образом, а то и
вовсе не отражают субъективную сторону
состава правонарушения. А, если умысел,
к примеру, был направлен не на то, что
вменяется в вину, то речь должна идти
или об освобождении от ответственности
или о переквалификации действий.
2 Правонарушения и наказания
в области дорожного движения.
2.1 Виды административных наказаний.
За совершение административных
правонарушений предусмотрены следующие
административные наказания:
предупреждение; административный
штраф; лишение специального права,
предоставленного физическому лицу;
административный арест; возмездное изъятие
орудия совершения или предмета административного
правонарушения; конфискация орудия
совершения или предмета административного
правонарушения.
Предупреждение, административный
штраф, лишение специального права,
предоставленного физическому лицу,
административный арест, дисквалификация
и административное приостановление
деятельности могут устанавливаться
и применяться только в качестве
основных административных наказаний.
Возмездное изъятие орудия
совершения или предмета административного
правонарушения, конфискация орудия
совершения или предмета административного
правонарушения, а также административное
выдворение за пределы Российской Федерации
иностранного гражданина или лица без
гражданства может устанавливаться
и применяться в качестве как
основного, так и дополнительного
административного наказания.
За одно административное
правонарушение может быть назначено
основное либо основное и дополнительное
административное наказание из
наказаний, указанных в санкции
применяемой статьи Кодекса об
административных правонарушениях или
закона субъекта Российской Федерации
об административной ответственности.
Рассмотрим подробно те виды наказаний,
которые применяются за нарушения правил
дорожного движения. Предупреждение - мера
административного наказания, выраженная
в официальном порицании физического
или юридического лица. Предупреждение
выносится в письменной форме. Административный
штраф является денежным взысканием, выражается
в рублях и устанавливается для граждан
в размере, не превышающем пяти тысяч рублей;
для должностных лиц - пятидесяти тысяч
рублей; для юридических лиц - одного миллиона
рублей. Размер административного штрафа
не может быть менее ста рублей. Возмездное
изъятие орудия совершения или предмета
административного правонарушения. Возмездным
изъятием орудия совершения или предмета
административного правонарушения является
их принудительное изъятие и последующая
реализация с передачей бывшему собственнику
вырученной суммы за вычетом расходов
на реализацию изъятого предмета. Возмездное
изъятие назначается судьей. Конфискация
орудия совершения или предмета административного
правонарушения . Конфискацией орудия
совершения или предмета административного
правонарушения является принудительное
безвозмездное обращение в федеральную
собственность или в собственность субъекта
Российской Федерации не изъятых из оборота
вещей. Конфискация назначается судьей. Не
является конфискацией изъятие из незаконного
владения лица, совершившего административное
правонарушение, орудия совершения или
предмета административного правонарушения:
подлежащих в соответствии с федеральным
законом возвращению их законному собственнику;
изъятых из оборота либо находившихся
в противоправном владении лица, совершившего
административное правонарушение, по
иным причинам и на этом основании подлежащих
обращению в собственность государства
или уничтожению. Лишение специального
права. Лишение физического лица, совершившего
административное правонарушение, ранее
предоставленного ему специального права
устанавливается за грубое или систематическое
нарушение порядка пользования этим правом
в случаях, предусмотренных статьями Особенной
части настоящего Кодекса. Лишение специального
права назначается судьей. Срок лишения
специального права не может быть менее
одного месяца и более трех лет. Лишение
специального права в виде права управления
транспортным средством не может применяться
к лицу, которое пользуется транспортным
средством в связи с инвалидностью, за
исключением предусмотренных частями
1 и 3 статьи 12.8, статьей 12.26, частью 2 статьи
12.27 Кодекса об административных правонарушениях,
случаев управления транспортным средством
в состоянии опьянения, уклонения от прохождения
в установленном порядке медицинского
освидетельствования на состояние опьянения,
а также оставления указанным лицом в
нарушение установленных правил места
дорожно-транспортного происшествия,
участником которого он являлся. Административный
арест заключается в содержании нарушителя
в условиях изоляции от общества и устанавливается
на срок до пятнадцати суток. Административный
арест назначается судьей. Административный
арест устанавливается и назначается
лишь в исключительных случаях за отдельные
виды административных правонарушений
и не может применяться к беременным женщинам,
женщинам, имеющим детей в возрасте до
четырнадцати лет, лицам, не достигшим
возраста восемнадцати лет, инвалидам
I и II групп, военнослужащим, гражданам,
призванным на военные сборы.
Срок административного
задержания включается в срок административного
ареста.
2.2 Административные нарушения
в области дорожного движения
Управление транспортным
средством, не зарегистрированным в
установленном порядке, транспортным
средством, не прошедшим государственного
технического осмотра
Управление транспортным
средством, не зарегистрированным в установленном
порядке, управление транспортным средством,
не прошедшим государственного технического
осмотра. Управление транспортным средством
с нарушением правил установки на нем
государственных регистрационных знаков Управление
зарегистрированным транспортным средством
с нечитаемыми, нестандартными или установленными
с нарушением требований государственного
стандарта государственными регистрационными
знаками. Управление транспортным средством
без государственных регистрационных
знаков -
Установка на транспортном
средстве заведомо подложных
государственных регистрационных знаков
Управление транспортным
средством с заведомо подложными
государственными регистрационными знаками.
Управление транспортным средством водителем,
не имеющим при себе документов, предусмотренных
правилами дорожного движения. Управление
транспортным средством водителем, не
имеющим при себе документов на право
управления им, регистрационных документов
на транспортное средство, а равно документов,
подтверждающих право владения, пользования
или распоряжения управляемым им транспортным
средством в отсутствие его владельца.
Управление транспортным
средством водителем, не имеющим
при себе талона о прохождении
государственного технического осмотра,
страхового полиса обязательного страхования
гражданской ответственности владельцев
транспортного средства.
Передача управления транспортным
средством лицу, не имеющему при
себе документов на право управления им.
Нарушение правил установки
на транспортном средстве устройств
для подачи специальных световых
или звуковых сигналов либо
незаконное нанесение специальных
цветографических схем автомобилей
оперативных служб
Установка на передней части
транспортного средства световых приборов
с огнями красного цвета или световозвращающих
приспособлений красного цвета, а равно
световых приборов, цвет огней и
режим работы которых не соответствуют
требованиям Основных положений
по допуску транспортных средств
к эксплуатации.
Установка на транспортном
средстве без соответствующего разрешения
устройств для подачи специальных
световых или звуковых сигналов (за
исключением охранной сигнализации).