Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 12:09, курсовая работа
Целью данной работы стоит раскрытие понятия и основания административной ответственности, по средствам изучения существующей нормативной базы об административной ответственности, признаков, принципов и особенностей административной ответственности.
Данная работа базируется как на современном российском законодательстве об административной ответственности, так и на анализе трудов таких ученых, как Е.В. Додин, Н.Г. Салищева, Л.Л. Попов, А.П. Шергин.
Введение……………………………………………………………………..........3
1. Законодательство об административной ответственности………….............5
2. Административная ответственность…………………………………………8
2.1 Понятие и признаки административной ответственности……………..…..8
2.2 Основания административной ответственности…………………….…..…11
2.3 Цели, функции и стадии административной ответственности……….…15
2.4 Принципы ад¬министративной ответственности ……………………….…18
2.5 Освобождение от административной ответственности и её исключение по действующему российскому законодательству……………………………….23
Заключение……………………………………………………………………...26
Список литературы……………………………………………………………..
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Законодательство об администра
2. Административная ответственность………………………………………
2.1 Понятие и признаки администрат
2.2 Основания административной ответственности…………………….…..…11
2.3 Цели, функции и стадии административной ответственности……….…15
2.4 Принципы административной ответственности ……………………….…18
2.5 Освобождение от административной ответственности
и её исключение по действующему российскому
законодательству……………………………….
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
В современных условиях начала ХХI века административное право как совокупность правовых норм, регулирующих важнейшие общественные отношения во всех сферах государственного управления жизнедеятельностью общества, приобретает все большее значение.
Это связано, во-первых, с теми изменениями, которые происходят в России в последние десятилетия, той ролью, которую призвана играть исполнительная власть как одна из трех ветвей государственной власти.
Во-вторых, с решением конструктивных задач, возникающих в ходе реализации концепции административной реформы, цель которой – создание эффективного механизма (организационного, правового, кадрового, информационного и т.д.) управления государством, реализации в жизнь его политики и законов1.
Административно-правовые нормы касаются жизни каждого человека каждый день, они окружают человека везде, ибо направлены на охрану и защиту их прав и свобод, обеспечение благоприятной среды обитания.
Административная
Ответственность несут
и субъекты, и объекты управления.
Она связана с задачами, функциями,
правами и обязанностями
В связи с введением с 1 июля 2002 г. нового Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) резко обострилась актуальная проблема изучения в юридических вузах и на факультетах страны уже признанного необходимым и изучаемого почти повсеместно специализированного курса — «Административная ответственность».
Целью данной работы стоит раскрытие понятия и основания административной ответственности, по средствам изучения существующей нормативной базы об административной ответственности, признаков, принципов и особенностей административной ответственности.
Данная работа базируется как на современном российском законодательстве об административной ответственности, так и на анализе трудов таких ученых, как Е.В. Додин, Н.Г. Салищева, Л.Л. Попов, А.П. Шергин.
1. Законодательство об административной ответственности.
В соответствии со статьей 1.1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из данного кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Законодательство об административной ответственности – система норм права, закрепленных в КоАП и законах субъектов РФ об административных правонарушениях, устанавливающих принципы и основания административной ответственности, условия и порядок привлечения лица, совершившего административное правонарушение, к административной ответственности2.
Система законодательства об административных правонарушениях состоит:
1. КоАП;
2. законы субъектов
РФ об административных
К ведению Российской
Федерации в области
1. общих положений
и принципов законодательства
об административных
2. перечня видов
3. административной
4. порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;
5. порядка исполнения
постановлений о назначении
Задачи законодательства об административных правонарушениях:
– защита личности;
– охрана прав и свобод человека и гражданина;
– охрана здоровья граждан;
– охрана санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
– защита общественной нравственности;
– охрана окружающей среды;
– охрана установленного порядка осуществления государственной
– власти;
– защита общественного порядка и общественной безопасности;
– защита собственности;
– защита законных экономических интересов физических и юридических лиц;
– защита общества и государства;
– предупреждение административных правонарушений.
Действие законодательства об административной ответственности различается:
– во времени;
– в пространстве;
– по кругу лиц.
Действие законодательства об административной ответственности во времени:
1. лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во времени совершения административного правонарушения;
2. закон, смягчающий
или отменяющий
3. закон, устанавливающий
или отягчающий
Действие законодательства об административной ответственности в пространстве.
Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит административной ответственности на основании закона, действующего по месту совершения административного правонарушения.
Действие законодательства об административной ответственности по кругу лиц может быть:
1. общего действия (распространяется на все субъекты);
2. специального действия.
При этом выделяются виды специальных субъектов:
– несовершеннолетние;
– должностные лица;
– военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов;
– иностранные граждане и лица без гражданства;
– юридические лица Российской Федерации;
– индивидуальные предприниматели;
– иные лица, в отношении которых предусмотрены
какие-либо статутные особенности (родители,
лица их замещающие, ранее при
влеченные к административной ответственности).
2. Административная
2.1 Понятие и признаки административной ответственности.
Административная
Основные признаками (характерные черты) административной ответственности можно свести к следующему:
- во-первых, она является составной частью административного принуждения как вида государственного принуждения и обладает всеми его качествами (в частности, осуществляется органами государственной власти и, отчасти, местного самоуправления в рамках внеслужебного подчинения и т. п.);
- во-вторых, фактическим основанием административной ответственности является административное правонарушение, тогда как уголовной — преступление, дисциплинарной — дисциплинарный проступок, материальной — причинение материального вреда (ущерба), или гражданско-правовой деликт;
- в-третьих, в отличие от других видов юридической ответственности, из которых не все имеют свою собственную отраслевую нормативно-правовую базу или имеют ее не в полном объеме (в частности, дисциплинарная ответственность ее вообще не имеет, а уголовная и гражданско-правовая реализуются через нормы уголовно-процессуального права, гражданско-процессуального права и арбитражный процесс соответственно), административная ответственность урегулирована нормами именно административного права, которые содержат как исчерпывающие перечни административных правонарушений, видов административных наказаний и субъектов, правомочных их налагать, так и детально регулируют этот процесс и в своей совокупности составляют нормативную основу административной ответственности;
- в-четвертых, субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица, тогда как уголовной и дисциплинарной — только физические лица;
- пятых, процедура (процесс) привлечения к административной ответственности более проста, оперативна и экономична по сравнению с аналогичными проявлениями иных видов юридической ответственности (в частности, уголовной и гражданско-правовой), хотя и содержит при этом все необходимые гарантии законности его проведения и осуществления права на защиту (причем защиту не только судебную, как в случае с уголовным и гражданским процессом);
- в-шестых, административное наказание как мера административной ответственности всегда назначается органом или должностным лицом на неподчиненных ему субъектов, что существенно в этом плане отличает ее от дисциплинарной ответственности, которая (как и ответственность административная) регулируется в большинстве своем нормами административного права;
- в-седьмых, административное наказание как мера административной ответственности может назначаться широким кругом уполномоченных на это субъектов (глава 23 КоАП РФ предусматривает в качестве таковых более 50 видов несудебных органов, а также судей — и это только федеральный уровень), тогда как дисциплинарные взыскания могут назначаться только органами и должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью (в пределах их компетенции), уголовные наказания — только судом, меры гражданско-правовой и материальной ответственности — в большинстве своем также только в судебном порядке (за исключением ряда случаев решения вопроса о материальной ответственности в административном порядке);
- в-восьмых, практическая реализация административной ответственности не влечет за собой судимости, что существенно отличает ее в этом плане от ответственности уголовной и сближает с ответственностью дисциплинарной, где так же, как и при административной ответственности, лицо считается подвергнутым взысканию (наказанию) в течение установленного срока (один год, хотя методика его отсчета все же разная).
Несмотря на имеющиеся отличия административной ответственности от других видов юридической ответственности, следует отметить, что общим для всех для них является то, что основанием возникновения любого вида юридической ответственности всегда является тот или иной вид правонарушения (административного, дисциплинарного, уголовного и пр.). Но это не только правонарушение, перечень таких оснований более широк.
2.2 Основания административной ответственности.
Так, основаниями административной ответственности следует считать совокупность факторов, наличие которых может повлечь за собой данный вид юридической ответственности5. Среди таковых принято выделять следующие: