Административная ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 20:03, реферат

Описание работы

В целом об ответственности в разных смыслах, гранях и оттенках достаточно полно и неоднократно говорится в Конституции РФ. Например, в преамбуле Конституции говорится об ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями. То есть это ответственность, понимаемая в широких историко-философском, нравственном и патриотическом планах и аспектах. Однако в Конституции я нахожу также развитые конституционно-правовые, гражданско-правовые, уголовно-правовые, экологические правовые и другие аспекты и грани института ответственности, в том числе административно-правовые. Например, ст. 2, в которой говорится, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства, содержит одновременно и такой элемент, как ответственность государства перед гражданином и обществом.

Содержание работы

Введение стр. 3
Понятие административной ответственности стр.6
Законодательная основа административной ответственности стр.11
Административные правонарушения и
наступление административной ответственности стр.13
Виды административных взысканий.
Наложение административных взысканий. стр.18
Административная ответственность юридических лиц стр.32
Административная ответственность должностных лиц стр.35
Заключение стр.37
Список литературы стр.38

Файлы: 1 файл

правоведение реферат.docx

— 60.04 Кб (Скачать файл)

Административные взыскания  применяются весьма широким кругом уполномоченных органов и должностных  лиц исполнительной власти, местного самоуправления, а также судами (судьями). Для сопоставления - при других видах  ответственности применяются: уголовные  наказания - только судом; дисциплинарные взыскания - наделенными дисциплинарной властью органами (администрацией) и должностными лицами, в пределах их компетенции; имущественные санкции, как мера материальной ответственности, - судами общей юрисдикции и арбитражными судами и, в отдельных случаях, в  административном порядке.

Административные взыскания  налагаются уполномоченными органами и должностными лицами на неподчиненных  им правонарушителей. Для сопоставления - дисциплинарные взыскания и меры материальной ответственности применяются  к работникам в основном в порядке  их подчиненности вышестоящим органом, должностным лицом.

Применение административного  взыскания не влечет за собой судимости  и увольнения с работы, а лицо, к которому оно применено, считается  имеющим административное взыскание  только в течение установленного срока. Для сопоставления - при других видах ответственности: лицо, осужденное за совершение преступления, считается  судимым до погашения или снятия судимости; в число дисциплинарных взысканий включено увольнение с  работы, а лицо, к которому применено  дисциплинарное взыскание (кроме увольнения), считается имеющим его только в течение установленного срока.

Дела об административной ответственности рассматриваются, и административные взыскания налагаются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам  об административных правонарушениях. Для сопоставления - при других видах ответственности: уголовные дела - в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством; дисциплинарные дела - в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производства; дела о материальной ответственности - как правило, в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства.

Глава 3. Законодательная основа административной ответственности.

Законодательную основу административной ответственности образует система  нормативных правовых актов, содержащих правовые нормы, устанавливающие административную ответственность.

Административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении (то есть в совместной деятельности и ответственности) Российской Федерации  и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации по предметам  совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с федеральными законами, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

По предметам ведения  Российской Федерации и по предметам  ее совместного ведения с субъектами Федерации законы и иные нормативные  правовые акты не могут противоречить федеральным законам, а в случае такого противоречия действует федеральный закон. То есть, не подлежит применению любой нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации по вопросам административного и административно-процессуального законодательства, если он противоречит какому-либо федеральному закону по этим вопросам.3

В административном праве  основным федеральным нормативным  правовым актом сводного характера (кодификационным актом) является Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (КоАП РСФСР). Введенный в действие с 01.01.85 этот кодекс редактировался затем 57 раз: 20 раз – указами Президиума Верховного Совета РСФСР, 5 раз –  законами РСФСР, 7 раз – законами РФ и 25 раз – Федеральными законами РФ; последняя редакция – Федеральным  законом РФ от 19.07.97 № 108-ФЗ.

Кодекс состоит из Общей  и Особенной частей.

В Общей части определены понятие административного правонарушения, субъекты административной ответственности, виды административных взысканий, общие  правила и сроки наложения  административных взысканий.

В Особенной части дана классификация административных правонарушений с указанием административного  взыскания за каждое.

Кроме того, Кодекс определяет систему органов, уполномоченных рассматривать  дела об административных правонарушениях (раздел III), регламентирует производство по делам об административных правонарушениях (раздел IV) и исполнение постановлений о наложении административных взысканий (раздел V).

Отдельные положения КоАП РСФСР к настоящему времени утратили свою юридическую силу, а некоторые  устарели редакционно, поскольку не соответствуют современному государственному устройству, результатам изменений последних лет в экономической системе страны. Однако формально они до сих пор не отменены и не отредактированы. Кроме того, на территории страны действуют непосредственно и другие, довольно многочисленные положения об административной ответственности, включенные в федеральные законы, но не включенные в КоАП РСФСР. Эти, а также другие факторы, привели к тому, что в настоящее время практика применения мер административной ответственности страдает определенной противоречивостью, а ее законность не всегда поддается однозначной правовой оценке.

Нормы КоАП РСФСР об административной ответственности за административные правонарушения распространяются только на физических лиц.

Положения и нормы, указывающие  и характеризующие виды административных правонарушений юридических лиц, и  круг субъектов этих правонарушений, а также определяющие меру административной ответственности для юридических  лиц, содержатся не в КоАП РСФСР, а  в ряде других законов РФ и законов  и иных нормативных правовых актов  субъектов Российской Федерации, изданных в пределах их компетенции.

Здесь невозможно перечислить  все нормативные правовые акты, содержащие положения об административной ответственности  физических и юридических лиц, ввиду  весьма значительного количества этих актов.

Один из таких актов - Таможенный кодекс Российской Федерации, в котором  административной ответственности  посвящено немало статей, например, статьи главы 63, имеющей название "Административные правонарушения, посягающие на нормальную деятельность таможенных органов Российской Федерации, ответственность за такие правонарушения, производство по делам о них и рассмотрение этих дел".

То есть, действие статей Кодекса, определяющих виды административных взысканий, общие правила и сроки  наложения этих взысканий, регламент  производства по делам об административных правонарушениях и исполнения постановлений  о наложении административных взысканий, распространяется и на те административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена другими законами РФ и законами, и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.4

 

Глава 4. Административное правонарушение и наступление административной ответственности.

 

Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, государственную или общественную собственность, права и свободы  граждан, на установленный порядок  управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством  предусмотрена административная ответственность.5

Классификация административных правонарушений, принятая в Кодексе  РСФСР об административных правонарушениях  дана в главах и статьях Особенной  части Кодекса.

Всякое правонарушение есть, прежде всего, определенное действие либо бездействие.

Действие в данном случае представляет собой акт активного  противоправного поведения - активное невыполнение обязанности, нарушение  запрета и т.д. Например, занятие предпринимательской деятельностью, в отношении которой имеется специальное запрещение; включение искаженных данных в декларацию о доходах; искажение бухгалтерского отчета юридического лица; сокрытие (занижение) прибыли (дохода); воспрепятствование должностным лицам федеральных органов налоговой полиции в реализации их права на вход и обследование любых производственных, складских, торговых и иных помещений, используемых налогоплательщиком для извлечения доходов (прибыли).

Бездействие признается противоправным деянием, если представляет собой пассивное  невыполнение обязанности, требуемой  законодательством. Например, непредставление  гражданином декларации о своих  доходах в случае, когда законодательство требует ее представления; непредставление  юридическим лицом компетентным органам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением  и уплатой налогов и других платежей в бюджет.

Нередко одни и те же обязанности  могут быть нарушены как действием, так и бездействием. Например, продажа  подакцизных товаров без маркировки марками установленных образцов в случаях, когда эта маркировка обязательна; продажа юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями  товаров без документов, содержащих сведения об изготовителе, поставщике или продавце.

Административная ответственность  за правонарушения наступает, если эти  нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с  действующим законодательством  уголовной ответственности.6

Поэтому здесь уместно  обратить внимание на различие между  данным выше понятием административного  проступка и понятием преступления, под которым понимается виновно  совершенное общественно опасное  деяние (действие, бездействие), запрещенное  Уголовным кодексом РФ под угрозой  наказания (ч. 1 ст. 14 УК РФ). Главная отличительная  черта определения административного  проступка (в сравнении с преступлением) - отсутствие в нем указания на общественную опасность административного правонарушения. Но, по существу, административный проступок  также является общественно опасным, хотя и отличается от преступления по степени этой опасности. Поэтому  при решении вопроса об отнесении  правонарушения к административному  проступку или преступлению иногда требуется тщательный сравнительный  анализ соответствующих положений  административного и уголовного законодательств.

Как следует из определения  административного правонарушения, одним из обязательных признаков  его является наличие вины правонарушителя (право регулирует только волевое  поведение людей и рассчитано на ситуации, где у человека есть выбор поведения).

При этом законодательство различает административные правонарушения совершенные умышленно и совершенные  по неосторожности, хотя виновность деяния присутствует в обоих случаях.

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало  противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его  вредные последствия и желало их или сознательно допускало  их наступление.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных  последствий своего действия либо бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.7

Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности  на основании законодательства об административной ответственности, действующего во время  и по месту совершения правонарушения.8

Акты, смягчающие или отменяющие ответственность за административные правонарушения, имеют обратную силу, то есть распространяются и на правонарушения, совершенные до издания этих актов.

Акты, устанавливающие или  усиливающие ответственность за административные правонарушения, обратной силы не имеют.

Производство по делам  об административных правонарушениях  ведется на основании законодательства, действующего во время и по месту  рассмотрения дела о правонарушении.9

Лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено  от административной ответственности, если с учетом характера совершенного правонарушения и личности правонарушителя  к нему целесообразно применить  меру общественного воздействия.

При малозначительности совершенного административного правонарушения орган (должностное лицо), уполномоченный решать дело, может освободить нарушителя от административной ответственности  и ограничиться устным замечанием.10

Не подлежит административной ответственности:

- лицо, не достигшее к  моменту совершения административного  правонарушения 16-летнего возраста;

- лицо, хотя и совершившее  действие, предусмотренное нормативными  актами, устанавливающими административную  ответственность за административные  правонарушения, но действовавшее  в состоянии крайней необходимости,  то есть для устранения опасности,  угрожающей государственному или  общественному порядку, государственной  или общественной собственности,  правам и свободам граждан,  установленному порядку управления, если эта опасность при данных  обстоятельствах не могла быть  устранена другими средствами  и если причиненный вред является  менее значительным, чем предотвращенный вред;

- лицо, хотя и совершившее  действие, предусмотренное нормативными  актами, устанавливающими административную  ответственность за административные  правонарушения, но действовавшее  в состоянии необходимой обороны,  то есть при защите государственного  или общественного порядка, государственной  или общественной собственности,  прав и свобод граждан, установленного  порядка управления от противоправного  посягательства путем причинения  посягающему вреда, если при  этом не было допущено превышения  пределов необходимой обороны; 

Информация о работе Административная ответственность