Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 20:22, курсовая работа
Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что административно-правовая ответственность является наиболее распространенной формой публично-правовой юридической ответственности. Это связано с тем, что данная форма ответственности носит универсальный характер: она установлена за широкий круг правонарушений, которые могут выражаться в несоблюдении правовых норм, относящихся к различным отраслям права, что придает административной ответственности межотраслевой характер.
Введение
1. Административная ответственность как правовой институт: общая характеристика
1.1 Понятие, особенности и признаки административной ответственности
1.2 Цели, функции и стадии административной ответственности
1.3 Принципы административной ответственности
2. Особенности института административной ответственности
2.1 Обстоятельства, исключающие административную ответственность
2.2 Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность
Заключение
Список литературы
Причем законодатель выделяет два критерия невменяемости: медицинский и юридический.
Медицинский
критерий невменяемости указывает
на различные формы болезненных
расстройств психической
Юридический критерий невменяемости заключается в отсутствии у лица способности осознавать фактический характер и противоправность своих действий или бездействия (это интеллектуальный аспект), а также руководить ими (это волевой аспект).
Обстоятельствами непреодолимой силы признаются обстоятельства, не зависящие от воли и желания лица, но которые преодолеть он просто не в силе, и они становятся на пути исполнения им взятых на себя обязательств и ведут к совершению правонарушения. К таковым относятся: стихийные бедствия, землетрясения, наводнения и иные природные явления, в ряде случаев аварии и пр.
Необходимая
оборона и крайняя
Необходимая оборона -- это защита гражданином своих прав и законных интересов, а также прав и законных интересов другого лица, общества или государства от противоправного посягательства независимо от возможности избежать его либо обратиться за помощью в этом к другим лицам или органам власти. Как такового института необходимой обороны КоАП РФ напрямую не предусматривает.
Крайняя необходимость -- это причинение лицом вреда, охраняемым законом интересам в целях устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества и государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем вред предотвращенный. Институт крайней необходимости регламентирован в ст. 2.7 КоАП РФ. Причем в данной статье КоАП РФ не конкретизируется, о каком лице (физическом или юридическом) идет речь, поэтому представляется, что наличие обстоятельств крайней необходимости может быть признано уполномоченным органом или должностным лицом и при совершении противоправного деяния юридическим лицом.
Исходя из принципа законности, юридическая ответственность может быть наложена на конкретное лицо только при наличии в его действиях либо бездействии признаков состава конкретного правонарушения, т. е. объекта противоправного посягательства, объективной стороны противоправного деяния, субъекта правонарушения и его отношения к содеянному -- субъективной стороны правонарушения. И для того, чтобы застраховать людей и их коллективы от необоснованных обвинений в совершении правонарушений в законодательстве стран с демократическим характером общества, в том числе и в России, выработан принцип не ответственности, именуемый презумпцией невиновности.
Применительно к институту административной ответственности этот принцип сформулирован в ст. 1.5 КоАП РФ:
1) лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина;
2)
лицо, в отношении которого ведется
производство по делу об
3)
лицо, привлекаемое к
4)
неустранимые сомнения в
2.2 Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность
Одним
из важнейших принципов
Смягчение
ответственности за административное
правонарушение означает смягчение
наказания в пределах санкции
той статьи Особенной части КоАП
РФ, которой установлена
Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность (перечислены в ст. 4.2 КоАП РФ), признаются:
1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
2)
предотвращение лицом,
3)
совершение административного
4)
совершение административного
5)
совершение административного
Приведенный выше перечень смягчающих административную ответственность обстоятельств не является исчерпывающим, что следует из положений ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ, где сказано, что «судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях». В качестве таковых, например, может выступать преклонный возраст нарушителя и пр.
Наряду с обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, в КоАП РФ (ст. 4.3) предусмотрены и условия (обстоятельства), при наличии которых возможно усиление степени административной ответственности в пределах санкции статьи Особенной части КоАП РФ, предусматривающей ответственность за то или иное конкретное правонарушение.
Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются:
1)
продолжение противоправного
2)
повторное совершение
3)
вовлечение
4)
совершение административного
5)
совершение административного
6)
совершение административного
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Административная ответственность является необходимым стимулятором правомерного поведения, содействует воспитанию чувства нравственного и правового долга перед обществом и государством, повышению общественно-политической активности каждого гражданина. Ответственность несут и субъекты, и объекты управления. Она связана с задачами, функциями, правами и обязанностями каждого из них. Применительно к органам управления и должностным лицам она тесно связана с компетенцией. Когда принимается решение, должно быть совершенно ясно, кто несет за него ответственность. И точно так же должно быть ясно, кто несет ответственность, если назревшее решение не принимается или затягивается. Эти положения приобрели еще большую актуальность в современных условиях, на крутом переломе в жизни страны, когда поставлена цель достичь качественно нового состояния общества. Все административное законодательство выдвигает на первый план законные интересы человека и гражданина, обеспечение и защиту его прав и свобод, закрепленных Конституцией.
В заключении хотелось бы отметить, что гражданин с его разнообразными интересами и запросами во все возрастающей степени получает административно-правовую поддержку со стороны исполнительных органов общей и правоохранительной компетенции. Образно говоря, он повседневно «общается» именно с нормами административного права, находя в них необходимый ответ на волнующие его вопросы, а также защиту от посягательств на свой правовой статус.
БИБЛИОГРАФИЯ
1.
Конституция Российской
2.
Кодекс об административных
3. Указ Президента РФ от 17 мая 2000 г. № 867 (в редакции от 29 апреля 2002 г)
4. Агапов А.Б. Административное право: учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004.
5. Агапов А.Б. Административная ответственность : учебник. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Эксмо, 2007.
6.
Административное право:
7.
Административная
8.
Алехин А.П., Кармолицкий А.А.
9. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право : учебник. - 3-е изд., пересмотр. и доп. - М.: Норма, 2008.
10. Шиндяпина М.Д. Стадии юридической ответственности: учебник. - М., 2006