Административная ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 20:22, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что административно-правовая ответственность является наиболее распространенной формой публично-правовой юридической ответственности. Это связано с тем, что данная форма ответственности носит универсальный характер: она установлена за широкий круг правонарушений, которые могут выражаться в несоблюдении правовых норм, относящихся к различным отраслям права, что придает административной ответственности межотраслевой характер.

Содержание работы

Введение
1. Административная ответственность как правовой институт: общая характеристика
1.1 Понятие, особенности и признаки административной ответственности
1.2 Цели, функции и стадии административной ответственности
1.3 Принципы административной ответственности
2. Особенности института административной ответственности
2.1 Обстоятельства, исключающие административную ответственность
2.2 Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 101.00 Кб (Скачать файл)

     Причем  законодатель выделяет два критерия невменяемости: медицинский и юридический.

     Медицинский критерий невменяемости указывает  на различные формы болезненных  расстройств психической деятельности человека.

     Юридический критерий невменяемости заключается в отсутствии у лица способности осознавать фактический характер и противоправность своих действий или бездействия (это интеллектуальный аспект), а также руководить ими (это волевой аспект).

     Обстоятельствами  непреодолимой силы признаются обстоятельства, не зависящие от воли и желания лица, но которые преодолеть он просто не в силе, и они становятся на пути исполнения им взятых на себя обязательств и ведут к совершению правонарушения. К таковым относятся: стихийные бедствия, землетрясения, наводнения и иные природные явления, в ряде случаев аварии и пр.

     Необходимая оборона и крайняя необходимость -- это в некотором роде оценочные  характеристики, зачастую во многом зависящие  от обстоятельств конкретного правонарушения, хотя и достаточно глубоко в теоретическом плане исследованные. Так, например, можно ли считать совершением административного правонарушения в состоянии крайней необходимости, когда умирающий от голода человек ворует продукты в магазине и тем самым совершает правонарушение -- мелкое хищение? Подлежит ли такой человек административной ответственности по ст. 7.27 КоАП РФ или нет? Однозначно ответить трудно.

     Необходимая оборона -- это защита гражданином  своих прав и законных интересов, а также прав и законных интересов  другого лица, общества или государства от противоправного посягательства независимо от возможности избежать его либо обратиться за помощью в этом к другим лицам или органам власти. Как такового института необходимой обороны КоАП РФ напрямую не предусматривает.

     Крайняя необходимость -- это причинение лицом  вреда, охраняемым законом интересам  в целях устранения опасности, непосредственно  угрожающей личности и правам данного  лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества и  государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем вред предотвращенный. Институт крайней необходимости регламентирован в ст. 2.7 КоАП РФ. Причем в данной статье КоАП РФ не конкретизируется, о каком лице (физическом или юридическом) идет речь, поэтому представляется, что наличие обстоятельств крайней необходимости может быть признано уполномоченным органом или должностным лицом и при совершении противоправного деяния юридическим лицом.

     Исходя  из принципа законности, юридическая ответственность может быть наложена на конкретное лицо только при наличии в его действиях либо бездействии признаков состава конкретного правонарушения, т. е. объекта противоправного посягательства, объективной стороны противоправного деяния, субъекта правонарушения и его отношения к содеянному -- субъективной стороны правонарушения. И для того, чтобы застраховать людей и их коллективы от необоснованных обвинений в совершении правонарушений в законодательстве стран с демократическим характером общества, в том числе и в России, выработан принцип не ответственности, именуемый презумпцией невиновности.

     Применительно к институту административной ответственности  этот принцип сформулирован в  ст. 1.5 КоАП РФ:

     1) лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина;

     2) лицо, в отношении которого ведется  производство по делу об административном  правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело;

     3) лицо, привлекаемое к административной  ответственности, не обязано доказывать  свою невиновность;

     4) неустранимые сомнения в виновности  лица, привлекаемого к административной  ответственности, толкуются в  пользу этого лица.

     2.2 Обстоятельства, смягчающие  и отягчающие административную  ответственность

     Одним из важнейших принципов административной, как и любой другой юридической ответственности, является ее целесообразность, главным проявлением которой является индивидуализация наказания. Во многом этому способствует наличие в КоАП РФ законодательно закрепленных перечней признаков (обстоятельств), смягчающих и отягчающих административную ответственность и позволяющих правоприменителю более точно квалифицировать степень общественной опасности проступка и, как следствие, применить к правонарушителю менее суровое или более суровое наказание в рамках санкции соответствующей нормы Особенной части КоАП РФ.

     Смягчение ответственности за административное правонарушение означает смягчение  наказания в пределах санкции  той статьи Особенной части КоАП РФ, которой установлена ответственность  за данный вид проступка.

     Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность (перечислены в ст. 4.2 КоАП РФ), признаются:

     1) раскаяние лица, совершившего административное  правонарушение;

     2) предотвращение лицом, совершившим  административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;

     3) совершение административного правонарушения  в состоянии сильного душевного  волнения (аффекта) либо при стечении  тяжелых личных или семейных обстоятельств;

     4) совершение административного правонарушения  несовершеннолетним;

     5) совершение административного правонарушения  беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

     Приведенный выше перечень смягчающих административную ответственность обстоятельств не является исчерпывающим, что следует из положений ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ, где сказано, что «судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях». В качестве таковых, например, может выступать преклонный возраст нарушителя и пр.

     Наряду  с обстоятельствами, смягчающими  административную ответственность, в КоАП РФ (ст. 4.3) предусмотрены и условия (обстоятельства), при наличии которых возможно усиление степени административной ответственности в пределах санкции статьи Особенной части КоАП РФ, предусматривающей ответственность за то или иное конкретное правонарушение.

     Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются:

     1) продолжение противоправного поведения,  несмотря на требование уполномоченных  на то лиц прекратить его;

     2) повторное совершение однородного  административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию и по нему не истек годичный срок со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания, предусмотренный ст. 4.6 КоАП РФ;

     3) вовлечение несовершеннолетнего  в совершение административного  правонарушения;

     4) совершение административного правонарушения  группой лиц;

     5) совершение административного правонарушения  в условиях стихийного бедствия  или при других чрезвычайных обстоятельствах;

     6) совершение административного правонарушения  в состоянии опьянения.

      

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Административная  ответственность является необходимым  стимулятором правомерного поведения, содействует воспитанию чувства  нравственного и правового долга перед обществом и государством, повышению общественно-политической активности каждого гражданина. Ответственность несут и субъекты, и объекты управления. Она связана с задачами, функциями, правами и обязанностями каждого из них. Применительно к органам управления и должностным лицам она тесно связана с компетенцией. Когда принимается решение, должно быть совершенно ясно, кто несет за него ответственность. И точно так же должно быть ясно, кто несет ответственность, если назревшее решение не принимается или затягивается. Эти положения приобрели еще большую актуальность в современных условиях, на крутом переломе в жизни страны, когда поставлена цель достичь качественно нового состояния общества. Все административное законодательство выдвигает на первый план законные интересы человека и гражданина, обеспечение и защиту его прав и свобод, закрепленных Конституцией.

     В заключении хотелось бы отметить, что  гражданин с его разнообразными интересами и запросами во все  возрастающей степени получает административно-правовую поддержку со стороны исполнительных органов общей и правоохранительной компетенции. Образно говоря, он повседневно «общается» именно с нормами административного права, находя в них необходимый ответ на волнующие его вопросы, а также защиту от посягательств на свой правовой статус.

      

     БИБЛИОГРАФИЯ

     1. Конституция Российской Федерации  [Текст]: - М. : Норма, 2008.

     2. Кодекс об административных правонарушениях  [Текст]: кодекс от 20 декабря 2001 г.№195-ФЗ (в ред. от 10. 11. 2009 г.)// Собрание  законодательства РФ - 2002 г - №1.

     3. Указ Президента РФ от 17 мая  2000 г. № 867 (в редакции от 29 апреля 2002 г)

     4. Агапов А.Б. Административное  право: учебник. - М.: Издательско-торговая  корпорация «Дашков и К», 2004.

     5. Агапов А.Б. Административная  ответственность : учебник. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Эксмо, 2007.

     6. Административное право: учебник  / под ред. Л.Л. Попова. - М.: Юристъ, 2004.

     7. Административная ответственность  / под ред. Н.М. Конина. - М.: Норма, 2009.

     8. Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Зерцало-М, 2009. - Т. 1. - 2009.

     9. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов  Ю.Н. Административное право : учебник. - 3-е изд., пересмотр. и  доп. - М.: Норма, 2008.

     10. Шиндяпина М.Д. Стадии юридической ответственности: учебник. - М., 2006


Информация о работе Административная ответственность