Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 18:38, контрольная работа
В административном праве из всех многочисленных мер административного принуждения (досмотр, реквизиция, задержание, изъятие и т.д.) только назначение административного наказания влечет наступление административной ответственности. Следовательно, административная ответственность - это реализация административно-правовых санкций, применение уполномоченным органом или должностным лицом административных наказаний к гражданам и юридическим лицам, совершившим правонарушение.
Административная ответственность………………………………стр. 2
Признаки административной ответственности………………....стр. 2
Основные черты административной ответственности…………стр. 3
Список литературы............................................................................стр. 6
Содержание:
Понятие и основные меры административной ответственности.
Административная ответственность.
Административная
В теории права юридическая ответственность
понимается как реализация правовой санкции
в случае правонарушения, применение к
правонарушителю наказания, поскольку
оно есть и в выговоре за нарушение трудовой
дисциплины, и в административном штрафе,
и в лишении свободы, и в гражданско-правовой
неустойке.
При наличии юридического факта - административного
правонарушения - включается механизм
санкции правовой нормы, и санкция из потенциальной
возможности применения наказания преобразуется
в действительное административное наказание.
В административном праве из всех многочисленных
мер административного принуждения (досмотр,
реквизиция, задержание, изъятие и т.д.)
только назначение административного
наказания влечет наступление административной
ответственности. Следовательно, административная
ответственность - это реализация административно-правовых
санкций, применение уполномоченным органом
или должностным лицом административных
наказаний к гражданам и юридическим лицам,
совершившим правонарушение.
Признаки административной ответственности.
Административную
Во-первых, она представляет собой государственное
принуждение, поскольку реализация властных
полномочий осуществляется через органы
государственной власти и органы местного
самоуправления.
Во-вторых, это правовое принуждение, подчиняющееся
общим принципам законности и справедливости
права. Административная ответственность
применяется на основе правовой регламентации
ее объема и пределов, нормативного установления
оснований, содержания и процессуальных
форм реализации конкретных административных
наказаний. Нормы, регулирующие составные
элементы административной ответственности,
в совокупности представляют собой самостоятельный
институт административного права.
В-третьих, она влечет за собой наступление
неблагоприятных последствий для правонарушителей,
предусмотренных санкцией правовой нормы.
По содержанию меры административной
ответственности выражаются в предусмотренных
Кодексом об административных правонарушениях
лишении или ограничении прав и свобод
нарушителей, поскольку иным образом оказать
принудительное воздействие на этих лиц
невозможно. Неблагоприятные последствия
для правонарушителя могут наступать
в виде лишений или ограничений морального
(предупреждение), материального (штраф,
конфискация, возмездное изъятие) или
физического характера (административный
арест).
В-четвертых, в мерах административной
ответственности содержится итоговая
правовая оценка деяния и нарушителя от
имени государства. Именно административное
наказание представляет собой "окончательную,
последнюю инстанцию" в борьбе с правонарушениями,
т.е. решение вопроса по существу, и виновный
в соответствии с характером и общественной
опасностью совершенного подвергается
административному наказанию.
Данный признак юридической ответственности
вообще и административной ответственности
в частности наиболее ярко выражает ее
специфику, а именно: осуждение виновного
поведения от имени государства, государственное
порицание правонарушителя.
В-пятых, юридическая ответственность
всегда рассматривалась в качестве результата
правонарушения, т.е. это ретроспективная,
или негативная, ответственность в отличие
от так называемой положительной (позитивной)
ответственности, которая понимается
как ответственность за порученное дело,
за выполнение поставленной задачи, когда
она совпадает с понятием правовой обязанности
или долга.
Основные черты административной ответственности.
Основные черты административной
ответственности, присущие только данному
институту административного права:
1. Административную ответственность можно
рассматривать как правовую ответственность
за административные правонарушения.
При этом следует учесть, что объектом
посягательства являются отношения в
сфере государственного управления, а
также некоторые другие. Так, административная
ответственность устанавливается за посягательства
на таможенные, налоговые отношения, отношения,
связанные с защитой собственности, с
охраной прав граждан, природы, здоровья
населения, торговли и т.д.
Вместе с тем административная ответственность
применяется за нарушение не каждой нормы
административного права, а тех из них,
которые содержат указание на административную
ответственность.
2. Административная ответственность используется
как важное средство правоохраны, борьбы
с особым видом нарушений - административными
правонарушениями, которые хотя и не так
опасны, как преступления, но совершаются
гораздо чаще. Их опасность заключается
не только в характере самих противоправных
действий или бездействия, но и в значительной
распространенности.
3. Административная ответственность отличается
своим субъектным составом. Субъектами
этого вида ответственности являются
как физические, так и юридические лица
- предприятия, организации.
4. По своей сущности административная
ответственность представляет собой воздействие,
оказываемое полномочным органом государства
на лицо, совершившее административное
правонарушение. Цель этого воздействия
состоит в воспитании виновного в духе
уважения к закону и правопорядку, а также
в предупреждении совершения новых правонарушений
как лицами, привлеченными к административной
ответственности, так и другими гражданами.
5. Нарушение административно-правовых
норм влечет за собой применение мер административного
принуждения, одним из видов которых являются
административные наказания. Именно эти
последние, в отличие от мер предупреждения,
пресечения и процессуальных мер обеспечения
производства по делу, применяются в результате
привлечения к административной ответственности.
6. Административную ответственность отличает
порядок ее установления. В соответствии
с п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ административное
и административно-процессуальное законодательство,
а следовательно, и установление административной
ответственности относятся к совместному
ведению Российской Федерации и ее субъектов.
С учетом положений ст. 1.1 КоАП это означает,
что административная ответственность
характеризуется множественностью органов
государственной власти, полномочных
ее устанавливать. К ним в настоящее время
относятся законодательные органы Российской
Федерации и ее субъектов.
Кодекс об административных правонарушениях
предусматривает установление административной
ответственности только этим Кодексом
и принимаемыми в соответствии с ним законами
субъектов РФ об административных правонарушениях.
При этом к ведению Российской Федерации
отнесено установление: общих положений
и принципов законодательства об административных
правонарушениях; перечня видов административных
наказаний и правил их применения; административной
ответственности по вопросам, имеющим
федеральное значение, в том числе административной
ответственности за нарушение правил
и норм, предусмотренных федеральными
законами и иными нормативными правовыми
актами РФ; порядка производства по делам
об административных правонарушениях,
в том числе установление мер обеспечения
производства по делам об административных
правонарушениях; порядка исполнения
постановлений о назначении административных
наказаний.
Значит, нормы права, содержащиеся во вновь
принимаемых федеральных законах и вносящие
изменения или дополнения в действующий
Кодекс об административных правонарушениях,
должны в обязательном порядке вноситься
в данный Кодекс.
Административная ответственность за
правонарушения, носящие региональный
характер (нарушение правил благоустройства
населенных пунктов, общественного порядка
и т.п.), т.е. находящиеся вне предметов
ведения Российской Федерации, может быть
установлена законами субъектов РФ, осуществляющих,
таким образом, собственное правовое регулирование
в данной сфере.
7. Меры административной ответственности
применяются широким кругом уполномоченных
органов и должностных лиц. Все они, реализуя
свои полномочия, назначают правонарушителям
административные наказания. К ним относятся
судьи (мировые судьи), комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав,
многочисленные органы исполнительной
власти. Законами субъектов РФ к ним могут
быть отнесены административные комиссии
и иные коллегиальные органы.
В Кодексе об административных правонарушениях
теперь расширен круг дел, рассматриваемых
судьями. Расширена и их исключительная
компетенция за счет отнесения к их ведению
назначения, помимо административного
ареста, ряда других административных
наказаний: лишения специальных прав,
конфискации, возмездного изъятия ряда
предметов, дисквалификации, административного
выдворения иностранных граждан и лиц
без гражданства за пределы Российской
Федерации.
8. Меры административной ответственности
применяются органами и должностными
лицами в отношении не подчиненных им
по службе нарушителей, не связанных с
ними служебно-трудовыми отношениями.
Данное обстоятельство позволяет отличить
административную ответственность от
дисциплинарной, к которой привлекаются
руководители, рабочие, служащие и вспомогательный
персонал, как правило, в порядке подчиненности
вышестоящим органом или должностным
лицом.
9. Привлечение к административной ответственности
и назначение административного наказания
не влечет для нарушителя судимости и
не является основанием увольнения его
с работы.
10. Административную ответственность
характеризует особый процессуальный
порядок ее реализации. Своей относительной
простотой, оперативностью и экономичностью
он отличается от уголовного и гражданского
судопроизводства.
11. Во всех случаях ответственность за
административные правонарушения наступает
перед государством, которое устанавливает
полномочия органов (должностных лиц)
по рассмотрению дел об этих правонарушениях
и назначению наказаний. Этим обстоятельством
административная ответственность сходна
с уголовной и отличается от дисциплинарной,
а также гражданско-правовой. Ответственность
последних двух видов наступает, главным
образом, перед субъектом договорных и
внедоговорных гражданско-правовых или
трудовых отношений.
12. Важная черта административной ответственности
состоит в том, что ее можно рассматривать
как совокупность материальных и процессуальных
правоотношений, т.е. материально - 0деликтных,
вызванных совершением конкретного правонарушения,
и административно-
Список литературы: