Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 23:24, контрольная работа
Цель контрольной работы: осветить основы статуса граждан РФ и иностранных граждан. Их основные права, свободы и обязанности.
Задачи контрольной работы:
- Раскрыть понятие административно-правового статуса граждан;
- Выявить основы статуса граждан РФ, их основные права, свободы и обязанности;
- Выявить основы статуса иностранных граждан, их основные права, свободы и обязанности.
Введение
1.Понятие и сущность административно-правового статуса граждан4
2.Административно-правовой статус гражданина Российской Федерации8
3.Административно-правовой статус иностранных лиц и лиц без гражданства20
4.Заключение.26
5.Содержание
Содержание.
Введение
1.Понятие и сущность
2.Административно-правовой
3.Административно-правовой
4.Заключение.26
5.Содержание
Введение.
За прошедшее время законодательство Российской Федерации существенно обновилось и стало занимать ведущее положение в регулировании общественных отношений.
Особенно интенсивно развивается конституционное, гражданское, трудовое, административное законодательство, законодательство о выборах, что позволяет по-новому решать, в частности, вопросы правового положения государственных органов, прав и свобод граждан.
Так как предметом
регулирования
В условиях стремления Российской
Федерации к построению правового
государства и устойчивого
Именно поэтому актуальны вопросы статуса гражданина как оного из субъектов административного права.
Административное право – важнейшая отрасль правовой системы любой страны. Эта отрасль публичного права закрепляет права и обязанности граждан и иных невластных субъектов в отношениях с представителями исполнительной власти, организационные основы, систему государственной администрации, полномочия ее структурных единиц, принципы, методы, формы их деятельности. Обладание правами и свободами, на которые не может посягать государство, делает человека, гражданина, самостоятельным субъектом, способным самоутвердиться в качестве достойного члена общества. Вместе с тем отношения личности и государства не исчерпываются обязанностью государства не посягать на права человека.
Российское государство, зафиксировав права человека и гражданина в Конституции, обязуется через деятельность органов государственной власти, управления, суда, прокуратуры, охраны правопорядка осуществлять их реализацию и защиту.
Иностранные лица и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих основаниях с гражданами РФ.
Цель контрольной работы: осветить основы статуса граждан РФ и иностранных граждан. Их основные права, свободы и обязанности.
Задачи контрольной работы:
- Раскрыть понятие
административно-правового
- Выявить основы статуса граждан РФ, их основные права, свободы и обязанности;
- Выявить основы статуса иностранных граждан, их основные права, свободы и обязанности.
Понятие и сущность
административно-правового
Для того чтобы рассматривать граждан, как субъектов правоотношений, необходимо определить, сформулировать суть понятия субъекта правоотношений. Теория права формулирует нам понятие субъект правоотношений как - индивид или организация, которые на основании норм права могут быть участниками правоотношений, носителями субъективных прав и обязанностей[1].
Исходя из природы правоотношений можно выделить две большие категории субъектов, а именно – индивиды (или физические лица) и организации. К физическим лицам, как к участникам правоотношений относятся граждане данного государства, а так же находящиеся на его территории иностранцы и лица без гражданства.
Правовой статус гражданина многогранен и многоаспектен. Можно говорить о конституционно-правовом, административно-правовом, гражданско-правовом, трудовом, экологическом, налоговом, таможенном и иных аспектах статуса гражданина.
Основы статуса гражданина, в том числе его административно-правовая часть, заложены в Конституции Российской Федерации.
Статья 2 Конституции Российской Федерации провозглашает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Этим объясняется первоочередно
Более подробно и детально правовой статус человека и гражданина раскрывается и регламентируется во второй главе конституции.
Административно-правовой статус - это одна из разновидностей
______________________________
[1]Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. - М.: ”Спарк”.1998. - С.293
статуса гражданина (наряду с политическим, трудовым и т.д.), реализация
которого зависит от соответствующих действий органов исполнительной власти и их должностных лиц.
Главная особенность, характеризующая граждан как участников административно-правовых отношений, заключается в том, что они выступают в качестве частных лиц, т.е. реализуют свои личные общегражданские права и обязанности в сфере исполнительной власти, а не правомочия государственных или негосударственных организаций, где они могут работать. Поэтому административно-правовые отношения между соответствующим органом (должностным лицом), выступающим в качестве одной стороны, наделенной государственно-властными полномочиями, и гражданами в качестве другой стороны, не наделенной такими полномочиями, но обладающей определенными правами и обязанностями в сфере исполнительной власти, могут складываться в связи с: реализацией гражданами принадлежащих им по закону прав в сфере исполнительной власти; выполнением возложенных на граждан обязанностей в сфере исполнительной власти; нарушением гражданами своих правовых обязанностей в этой сфере; нарушением органами исполнительной власти или их должностными лицами прав и законных интересов граждан.
Круг возникающих при этом административно-правовых отношений весьма разнообразен, а происходящие в стране общественные преобразования приводят к значительному расширению и улучшению административно-правового статуса граждан.
Административно-правовое положение граждан определяется объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют административная правоспособность и дееспособность.
Правосубъектность (право-
и дееспособность) граждан, как субъектов
административного права
Административная правоспособно
Чтобы приобрести права и нести обязанности в сфере исполнительной власти, т. е. быть участником административно-правовых отношений, гражданин, как и другие субъекты административного права, должен обладать административной правоспособностью — фактической, обеспеченной государством возможностью иметь субъективные права и выполнять юридические обязанности административно-правового характера. Она возникает с момента рождения и прекращается смертью, не может быть отчуждаема или передаваема другому лицу, невозможен и отказ от нее. Однако правоспособность может быть частично или временно ограничена в случаях и в порядке, определенных законодательством. Например, не все граждане по состоянию здоровья, согласно Федеральному закону от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе»[2], могут быть призваны или поступить на военную службу по контракту (ст. 33).
Статья 44 Уголовного кодекса РФ устанавливает в качестве одного из видов наказаний лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.
Статьей 3.8 КоАП предусмотрена возможность временного лишения гражданина специально предоставленного ему права, например, права
______________________________
[2] СЗ РФ. 1998. № 13. Ст. 1475
управления транспортными средствами Закон РФ от 30 мая2001 г. «О чрезвычайном положении»[3] предусматривает возможность введения чрезвычайного положения, правовой режим которого выражается в возможности ограничения некоторых прав и свобод граждан с указанием предела и срока действия.
Административная правоспособно
По общему правилу, граждане обладают равной административной дееспособностью. Однако по состоянию здоровья (психическое расстройство, слабоумие) некоторые из них могут быть признаны частично или полностью недееспособными. Например, в соответствии со ст. 2.8 КоАП не подлежит административной ответственности лицо, которое во время совершения противоправного действия либо бездействия находилось в состоянии невменяемости.
Дееспособные граждане могут осуществлять субъективные права и обязанности, вступив в конкретные административно-правовые отношения, и быть стороной, обязанной выполнять требования, исходящие от органов исполнительной власти, или реализующей принадлежащие ей права. Конкретные административно-правовые отношения возникают как по собственной инициативе граждан, так и в порядке одностороннего волеизъявления другой стороны, наделенной конкретными полномочиями.
______________________________
[3]Собрание законодательства Российской Федерации, N 23, 04.06.2001
Административно-правовой статус гражданина Российской Федерации.
Административно-правовой статус граждан Российской Федерации составляет важнейшую и органичную часть их общего правового статуса, установленного Конституцией Российской Федерации.
Кроме Конституции Российской
Федерации административно-
Содержание правового статуса граждан Российской Федерации обуславливается также международными правовыми актами. Например, нашим национальным законодательством приняты определенные положения Всеобще декларации прав человека, принятые резолюцией 217 А/III Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года.
Административно-правовой
статус граждан Российской Федерации
составляет важнейшую часть их общего
правового статуса и
Содержание административно-
______________________________
[4]Ведомости РФ. 1993. № 32. Ст. 1227.
[5]СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4029; 1998. № 30. Ст. 3606; 1999. № 26. Ст. 3175
[6]СЗ РФ. 1996. № 3 Ст. 140; 1999. № 51. Ст. 6287.
[7]Ведомости РФ. 1993. № 19. Ст 685; 1995. № 51 Ст. 4970
[8]СЗ РФ. 1998. №22. Ст. 2331; 2000. №1 (Часть II). Ст. 12
- комплекс их прав и обязанностей, закреплённых нормами административного права;
- гарантии реализации этих прав и обязанностей, включая их охрану законом и механизм защиты органами государства и местного самоуправления;
Однако, не все права и обязанности человека и гражданина производны от его конституционного правового статуса. Есть такие, которые находятся за пределами такого статуса и устанавливаются нормативными актами, соответствующими конституционной концепции положения человека и гражданина в Российской Федерации. Например, права и обязанности, связанные с управлением транспортными средствами, приобретением оружия и др.
Информация о работе Административно – правовой статус физических лиц