Административно правоввой статус граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 17:51, курсовая работа

Описание работы

Административное право – важнейшая отрасль правовой системы любой страны. Особенно велика его роль в России, где такие факторы, как огромная территория, многонациональный состав населения, традиционно большой объем государственной собственности, исторические державные традиции, обусловили значение административной власти, государственной администрации в жизни общества. Эта отрасль публичного права закрепляет права и обязанности граждан и иных невластных субъектов в отношениях с представителями исполнительной власти, организационные основы, систему государственной администрации, полномочия ее структурных единиц, принципы, методы, формы их деятельности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ 5
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СУБЪЕКТОВ

ГЛАВА 2. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС 8
ГРАЖДАНИНА РФ

ГЛАВА 3. СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ГРАЖДАН 15

ГЛАВА 4. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН 19
4.1. Право гражданина на административную жалобу 19
4.2. Право гражданина на судебную защиту 21


ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27

Файлы: 1 файл

АДМИНИСТРАТИВНО - ПРАВОВОЙ СТАТУС ГРАЖДАН.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

Ежегодно в государственные и общественные организации поступают миллионы обращений граждан. Их можно группировать по содержанию (пенсионные, налоговые и т. д.), авторам (индивидуальные, групповые), форме (устные, письменные), адресатам, делить на первичные и повторные и т. д.

Для уяснения юридических свойств и процедур разрешения все обращения граждан следует поделить на два типа:

1) административные, т. е. рассматриваемые  во внесудебном порядке, в административном процессе;

2) судебные, т. е. рассматриваемые судами  в процессе осуществления правосудия, в порядке уголовного или гражданского судопроизводства. Иными словами, ко второму типу относятся обращения граждан в суд, решения по которым принимаются на основе норм УПК, АПК или ГПК. Все остальные жалобы, рассматриваемые судьями, являются административными.

Так, письма граждан по вопросам несвоевременного исполнения судебных решений, например, о взыскании алиментов, возмещении ущерба поступают в суды, а рассматриваются такие обращения не судом, а судьей, председателем суда в соответствии с нормами административного права. Таким образом, административная и судебная жалобы различаются, главным образом, не по адресату, а по порядку рассмотрения.

Обращения граждан в суд закон называет жалобами и исками, и общее название — судебная жалоба — является в определенной степени условным. Среди них можно выделить жалобы:

    • на административные акты, рассматриваемые в порядке административной юстиции;
    • по делам частного обвинения;
    • кассационные.

Эти жалобы граждан являются юридическими фактами, приводящими в действие механизм правосудия, результат рассмотрения которых — акт правосудия, решающий судьбу возбужденного жалобой уголовного или гражданского дела.

Право гражданина обжаловать акты субъектов власти — атрибут демократического государственного строя. Оно вытекает из особенностей асимметричных, построенных на началах неравенства сторон, отношений. В таких правоотношениях одна из сторон, обладающая властными полномочиями, имеет право решать вопросы. Опыт развития человеческого общества свидетельствует о том, что акты субъектов власти могут быть дефектными, причины которых различны: выбор не самого лучшего варианта, из-за небрежности, пристрастности, некомпетентности, злоупотребление правом и др. Поэтому в интересах дела право одной стороны решать, использовать власть должно быть уравновешено правом другой стороны обжаловать акт, требовать его пересмотра.

Право на жалобу является средством защиты прав и средством укрепления законности, вовлечения граждан в управление. И это одна из форм свободного выражения мнений.

Наряду с названными формами индивидуальной защиты гражданином своих прав, законодательно закреплены, фактически используются и коллективные формы защиты гражданами прав и интересов. Это коллективные жалобы, забастовки, разнообразные формы публичного выражения мнений (демонстрации, митинги, собрания, пикеты) и др.

Право граждан на защиту значительно расширено в 90-х годах. Конституцией РФ закреплено право на международно-правовую защиту, установлен институт уполномоченного по правам человека, право на необходимую оборону получило развитие в праве на оружие, резко увеличились юридические возможности судебного обжалования, возникли новые правозащитные организации.

 

ГЛАВА 4. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН

 

4.1. Право гражданина на административную жалобу

 

Право на административную жалобу является абсолютным, неограниченным, неотчуждаемым правом гражданина. Каждый дееспособный человек может подать ее по любому значимому для него поводу, в любое время. Для реализации этого права не нужно чьего-либо предварительного согласия. Ему корреспондирует абсолютная обязанность субъектов государственной власти разъяснять гражданам их право на обжалование, принимать, регистрировать, рассматривать жалобы, давать ответы заявителям.

Право на жалобу не ограничено по содержанию и по форме. Обжалованы могут быть любые действия, а также бездействие работников государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, расцениваемые как неправильные. Предмет жалобы — не только незаконные, но и нецелесообразные или аморальные деяния. В письмах граждан зачастую речь идет о неправильном использовании свободы усмотрения, несправедливом решении вопросов, отсутствии должной четкости, бестактности, невнимания к критическим замечаниям, использовании устаревших приемов в работе, необоснованном выборе площадок для нового строительства и др.

Предметом жалобы могут быть деяния, ущемляющие права и законные интересы как самого гражданина, так и других лиц. Обращение гражданина может быть направлено на защиту не только чьих-то личных, но и общественных интересов.

Очень широко граждане используют право обжаловать индивидуальные административные акты. Реже встречаются жалобы о незаконности нормативных актов, хотя такие обращения граждан к автору акта или в иной компетентный орган вполне правомерны.

В юридических нормах говорится об обжаловании действий должностных лиц, государственных и общественных органов. Действующее законодательство и сложившаяся практика почти не знают ограничений права граждан на  жалобу по содержанию. По форме жалоба может быть письменной или устной и даже переданной по телефону, радио, индивидуальной и коллективной. Законодательными актами установлено, что граждане вправе направлять жалобы в компетентные органы управления, депутатам, в прокуратуру, общественные и международные организации.

Подача административной жалобы не ограничена каким-либо сроком. В законе отсутствуют и количественные ограничения права на жалобу. По одному и тому же факту гражданин может обращаться много раз в один и тот же, либо в разные органы, одновременно или в разное время.

Общий срок рассмотрения жалоб граждан — один месяц. Из этого правила установлены три исключения.

    1. Заявления и жалобы, не требующие дополнительного изучения и проверки, решаются безотлагательно, но не позднее 15 дней.
    2. Если для разрешения обращения необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, срок производства может быть продлен руководителем организации или его заместителем, но не более, чем на один месяц.
    3. Жалобы военнослужащих и членов их семей разрешаются в централь-

     ных органах в 15-дневный, а в местных — в 7-дневный  срок. В случае 

     необходимости срок  может быть продлен, но не более, чем на 15 дней.

Закон четко определил начало течения срока разрешения жалобы — со дня ее поступления в государственную или общественную организацию, обязанную решить вопрос по существу. А необходимой ясности в определении момента окончания срока нет. Очень часто на практике таковым считают дату направления ответа заявителю или дату, когда начато исполнение. Полезно было бы более четко установить, когда можно считать производство по жалобе законченным, учтя при этом то обстоятельство, что исполнение может потребовать длительного времени.

Право на специальную административную жалобу, чаще всего является еще одним способом защиты прав, оно не конкурирует с правом на общую административную жалобу, а дополняет его.

Специальная жалоба характеризуется следующими признаками:

1) наличием специальных норм, устанавливающих  особый порядок ее рассмотрения;

2) специальными основаниями для  обжалования (приказ руководителя, постановление по делу об административном правонарушении и т. п.), прямо названными в законе;

3) четким определением субъектов права, признанием таковыми, как правило, лишь определенных, лично заинтересованных в деле лиц и их законных представителей;

4) составлением обязательно в  письменной форме, наличием адресатов  жалобы (например, ст. 267 КоАП РСФСР, ст. 411 ТК РФ);

5) специальными сроками подачи  жалобы;

6) процедурными особенностями в  производстве по конкретным видам жалоб;

7) специальными, более краткими, сроками  ее рассмотрения.

 

4.2. Право гражданина  на судебную защиту

 

Судебный порядок рассмотрения жалоб является надежным способом охраны прав граждан, особенно в тех случаях, когда их права и интересы нарушаются неправомерными действиями должностных лиц. Это обусловлено тем, что дела рассматриваются свободными от ведомственных влияний и интересов судьями, которые независимы, обладают необходимой для разбирательства дел квалификацией, а сама процедура судебного разбирательства наилучшим образом приспособлена для выявления истины.

Жалоба подается в суд по месту жительства гражданина, заявитель лично участвует в рассмотрении дела и может активно защищать свои интересы, в судебном разбирательстве он выступает стороной, равноправной с другой стороной по делу, которой является субъект власти, чьи действия обжалуются.

Судебный надзор за законностью административной деятельности представляет собой вид государственного контроля. Его специфика состоит в том, что проверка законности действий органов власти осуществляется органом правосудия только в ходе разбирательства конкретных уголовных, гражданских или административных дел, в особом, процессуальном порядке. В отличие от органов прокуратуры, суды проверяют законность действий органов власти только при разрешении гражданских дел по жалобам, искам и при рассмотрении уголовных дел. Суд не может провести проверку актов по своей инициативе4.

Отличие судебного надзора от контроля, осуществляемого исполнительными органами, состоит и в том, что суд проверяет законность властного акта, а субъекты административной власти часто проверяют и законность, и целесообразность действий. Субъекты контроля наделены широкими возможностями для реагирования на нарушение законности, а суд вправе только отменить или изменить незаконный акт, взыскать ущерб, вынести частное определение или возбудить уголовное дело. Надзор является разновидностью контроля, он состоит в проверке только законности действий, его можно понимать как контроль за законностью.

Рассмотрение судами жалоб граждан на акты должностных лиц и органов исполнительной власти — это административная юстиция или правосудие по административным делам. Административная юстиция в Российской Федерации характеризуется следующими особенностями: 1) это — разрешение спора между гражданином и субъектом власти о законности действий последнего; 2) споры разрешаются обычными судами; 3) порядок рассмотрения дел регламентируется нормами ГПК РСФСР и АПК РФ.

В настоящее время следует различать два способа судебного обжалования: 1) по общему праву и 2) на основе специальных норм. Соответственно есть общие и специальные судебные жалобы.

Судебные жалобы граждан можно различать и по адресатам: в суды общей юрисдикции, в арбитражные и конституционные (уставные) суды.

Обжалование по общему праву в суды общей юрисдикции регламентируется Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 14 декабря 1995 г.).

В соответствии с законом каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий, общественных объединений, должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

Гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в районный, городской суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности органу, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу. Он (оно) обязан рассмотреть жалобу в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано, или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.

По закону жалоба может быть подана гражданином, права которого нарушены, или его представителем, а также по просьбе гражданина уполномоченным представителем общественной организации, трудового коллектива.

Жалоба направляется по усмотрению гражданина либо в суд по месту его жительства, либо в суд по месту нахождения ответчика.

В таком же порядке военнослужащий вправе обратиться в военный суд с жалобой на действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающих его права и свободы.

Приняв жалобу к рассмотрению, суд по просьбе гражданина или по своей инициативе вправе приостановить исполнение обжалуемого действия (решения).

Установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требование гражданина, отменяет применение к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы.

Если обжалуемое действие (решение) суд признает законным, не нарушающим прав и свобод гражданина, он отказывает в удовлетворении жалобы.

Граждане могут обращаться в Конституционный Суд РФ в соответствии со ст. 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», принятого 24 июня 1994г. 5 Статьи 96—100 данного закона урегулировали особенности рассмотрения дел по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан.

Информация о работе Административно правоввой статус граждан