Административно правовые нормы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 00:12, лекция

Описание работы

Административно-правовые нормы это общеобязательное, структурно-организованное, государственно-властное веление, содержащееся в нормативном правовом акте, регулирующее общественные отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в иных сферах жизнедеятельности общества.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (5).docx

— 18.01 Кб (Скачать файл)

Билет 20

Административно-правовые нормы это общеобязательное, структурно-организованное, государственно-властное веление, содержащееся в нормативном правовом акте, регулирующее общественные отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в иных сферах жизнедеятельности общества.

Особенности административно-правовых норм:

являются разновидностью юридических норм;

объектом регулирования  выступают особого рода общественные отношения – управленческие;

административно-правовые нормы – средство реализации публичных  интересов в сфере государственного управления;

устанавливаются органами государственной власти, местного самоуправления, администрацией предприятий, учреждений, организаций;

содержатся в нормативных  правовых актах различной юридической  силы (законах и подзаконных нормативных  правовых актах);

имеют представительно-обязывающий  характер;

обеспечиваются мерами государственного принуждения;

преследуют цель обеспечения должного управленческого  порядка;

во многих случаях  регулируют общественные отношения, составляющие предмет иных отраслей права (финансового, земельного, экологического, трудового  и др.).

Структура административно-правовой нормы – ее внутреннее строение, совокупность логически обусловленных элементов. Элементы структуры административно-правовой нормы:

гипотеза– часть административно-правовой нормы, указывающая на условия, при наступлении которых норма начинает действовать;

диспозиция –  часть административно-правовой нормы, содержащая правила должного поведения  субъектов управления;

санкция – часть  административно-правовой нормы, указывающая  на последствия, наступающие в результате нарушения диспозиции.

Выделяют следующие  виды административно-правовых норм.

1. По предмету правового регулирования: материальные – закрепляющие юридический статус управленческих отношений, их непосредственно регулирующие; процессуальные – определяющие условия и порядок реализации материальных административно-правовых норм.

2. По функциям права: регулятивные – регулирующие позитивные управленческие отношения; охранительные – регулирующие управленческие отношения, связанные с их защитой и вытеснением отношений, чуждых данному обществу.

3. По методу правового регулирования: императивные – содержат категорические требования в отношении варианта поведения в сфере управления; диспозитивные – дающие возможность участникам управленческих отношений выбирать вариант поведения исходя из имеющейся юридической альтернативы; рекомендательные, с помощью которых участникам управленческих отношений предлагается наиболее эффективный (целесообразный) вариант решения стоящих перед ними задач; поощрительные, содержащие меры поощрения, применяемые к участникам управленческих отношений при наличии в их действиях факта заслуги.

4. По содержанию предписания: управомочивающие – нормы, в которых закрепляются субъективные права участников управленческих отношений, выражается юридическая возможность адресата действовать в рамках установленных требований по своему усмотрению; обязывающие – нормы, закрепляющие юридические обязанности участников управленческих отношений, предписывающие определенные варианты поведения; запрещающие – нормы, содержащие юридические запреты на совершение определенных действий в сфере государственного управления.

5. По адресату: регламентирующие организацию и деятельность органов исполнительной власти; административно-правовой статус государственных служащих; организацию и деятельность государственных предприятий и учреждений; отдельные вопросы функционирования негосударственных (коммерческих) структур; административно-правовой статус общественных объединений и их служащих; административно-правовой статус граждан.

6. По действию в пространстве: федеральные – действующие в пределах Российской Федерации; региональные (окружные) – действующие в пределах региона Российской Федерации (федерального округа); субъектов РФ – действующие в пределах субъекта РФ; муниципальные – действующие в пределах муниципального образования; локальные – действующие в пределах учреждения, предприятия, организации.

7. По действию во времени: срочные – нормы, для которых определен срок действия; бессрочные – нормы без указания срока действия, действующие до момента фактической или юридической отмены; чрезвычайные – нормы, вступающие в действие при наступлении определенных обстоятельств.

8. По кругу лиц общего действия – регламентирующие деятельность всех или большинства субъектов управленческих отношений; специальные – распространяющие действия на отдельные категории, группы субъектов управленческих отношений (пенсионеров, студентов, вынужденных переселенцев и др.).

9. По юридической силе: законодательные – содержащиеся в нормативных правовых актах высшей юридической силы; подзаконные – содержащиеся в подзаконных нормативных правовых актах.

10. По характеру юридической защиты: охраняемые в судебном порядке; охраняемые во внесудебном (административном) порядке.

Реализация административно-правовых норм – это практическое претворение предписаний административно-правовой нормы в правомерное поведение участников управленческих отношений.

Формы (виды) реализации административно-правовых норм: исполнение, соблюдение, использование, применение.

Исполнение - форма реализации предписывающих административно-правовых норм, состоящая в реализации возложенных на субъектов управленческих отношений юридических обязанностей.

Соблюдение - форма реализации запрещающих административно-правовых норм, когда субъекты управленческих отношений должны воздержаться от определенных вариантов поведения под угрозой наказания.

Использование - форма реализации управомочивающих административно-правовых норм, когда субъекты управленческих отношений своим активным поведением реализуют имеющиеся у них субъективные права.

Применение - особая форма реализации административно-правовых норм, состоящая в разрешении управомочивающим субъектом конкретного управленческого дела с вынесением индивидуальных юридических актов.

  2 вопрос. 

Административно-правовой статус гражданина – это составная часть правового статуса личности, закрепленного Конституцией РФ и иными нормативно-правовыми актами.

Административно-правовые гарантии – это механизм обеспечения реализации совокупности прав, обязанностей и ответственности субъектов административного правоотношения.

Виды административно-правовых гарантий:

экономические;

политические;

идеологические;

организационные;

юридические.

Способы защиты субъективных права и свобод:

самозащита;

судебная защита;

внесудебная защита.

Граждане вправе обратиться за защитой нарушенных прав и интересов в вышестоящие  органы и к вышестоящим должностным  лицам в порядке их подчиненности.

При этом:

граждане имеют  право обращаться лично, а также  направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные  органы, органы местного самоуправления и должностным лицам;

граждане реализуют  право на обращение свободно и  добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц;

рассмотрение обращений  граждан осуществляется бесплатно.

Формы обращения  граждан за защитой:

предложение – рекомендация гражданина по совершенствованию законов  и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов  и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению  социально-экономической и иных сфер деятельности государства и  общества;

заявление представляет собой просьбу гражданина о содействии в реализации его конституционных  прав и свобод или конституционных  прав и свобод других лиц, либо сообщение  о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках  в работе государственных органов, органов местного самоуправления и  должностных лиц, либо критика деятельности этих органов и должностных лиц;

жалоба – это  просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов его  либо других лиц.

Каждый гражданин  имеет право получить, а должностные  лица, государственные и муниципальные  служащие обязаны ему предоставить возможность ознакомления с документами  и материалами, непосредственно  затрагивающими его права и свободы, если нет установленных федеральным  законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и  материалах.

Гражданин вправе обжаловать как названные действия (решения), так и послужившую основанием для совершения действий (принятия решений) информацию, либо то и другое одновременно.

К официальной информации относятся сведения в письменной или устной форме, повлиявшие на осуществление  прав и свобод гражданина и представленные в адрес государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных  лиц, государственных служащих, совершивших  действия (принявших решения), с установленным  авторством данной информации, если она  признается судом как основание  для совершения действий (принятия решений).

Обращение граждан  за защитой в суд можно разделить  на два вида: исковое заявление; заявление.  
 
 


Информация о работе Административно правовые нормы