Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 17:14, доклад
Наука административного права является составной частью науки управления. Последняя изучает управленческие отношения, которые носят весьма широкий характер. Наука управления исследует организационные правовые и неправовые общественные отношения в области социального управления, в то время как наука административного права изучает организационную государственную деятельность, которая носит административно-правовой характер.
в) уполномочивающие, или
дозволительные, т.е. такие административно-правовые
предписания, которыми предусматривается
возможность действовать в
В силу этого нет оснований
руководствоваться нередко
Однако невозможно роль права свести исключительно к установлению юридических запретов. Вот почему административно-правовые нормы разрешают определенную свободу выбора того или иного варианта поведения, но непременно в рамках условий, установленных конкретной нормой.
Так, при осуществлении государственного надзора соответствующие контрольно-надзорные органы (должностные лица) не вправе «изобретать» те или иные меры административного воздействия на нарушителей действующих в данной области правил. Они самостоятельны только в выборе одной из предусмотренных административно-правовыми нормами мер такого воздействия. В их числе: требование устранить обнаруженные нарушения, ограничение, приостановление или прекращение работы поднадзорного объекта; предъявление иска в арбитражный суд; отзыв лицензии; привлечение виновных к административной ответственности и т.п. Использование такого рода полномочий является юридической обязанностью этих органов, уклониться от выполнения которой они не вправе;
г) стимулирующие, т.е. такого рода нормы, в которых закреплены соответствующие средства материального или морального воздействия на участников управленческих отношений с целью обеспечить их должное поведение. С помощью таких норм, например, устанавливаются налоговые льготы, применяются меры материального поощрения и т.п. Как правило, данные меры сопутствуют прямым предписаниям или запретам.
Административно-правовые нормы могут, далее, квалифицироваться и по признаку адресата. Соответственно можно выделить нормы, регламентирующие:
• административно-правовой статус граждан;
• организацию и деятельность органов исполнительной власти;
• правовое положение государственных служащих;
• основы функционирования государственных предприятий и учреждений;
• отдельные стороны организации и деятельности различного рода коммерческих структур, включая частные;
• административно-правовой статус общественных объединений.
Возможны и некоторые
иные виды классификации административно-
Классификация административно правовых отношений
Административно-правовые отношения могут быть классифицированы по различным основаниям.
1. По юридическому характеру
административно-правовые
К материальным административно-правовым
отношениям относятся общественные
отношения, возникающие в сфере
управления, регулируемые материальными
нормами административного
Административно-процессуальные
правоотношения — это отношения,
которые складываются в сфере
управления в связи с разрешением
индивидуально-конкретных дел и
регулируются административно-
2. По соотношению прав
и обязанностей участников
Отношения, в которых один из участников подчинен другому, — вертикальные правоотношения. Характерным для вертикальных административно-правовых отношений является то, что они возникают на основе одностороннего волеизъявления, исходящего от наделенного полномочиями органа или должностного лица. Вертикальное административно-правовое отношение может возникнуть помимо, или даже вопреки воле другого субъекта правоотношения. Налицо неравенство сторон в юридическом смысле. Вертикальные отношения наиболее типичны для административного права.
Отношения, в рамках которых участники юридически и фактически равноправны, — горизонтальные правоотношения. Такие отношения складываются между несоподчиненными органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, объединениями, служащими. Горизонтальные административно-правовые отношения могут возникать также между органами государственного управления и их должностными лицами и гражданами. Такие отношения возникают в связи с реализацией гражданами прав в сфере управления. Горизонтальные отношения не очень характерны для сферы государственного управления.
3. По характеру юридических
фактов, порождающих административно-
Административно-правовые отношения
– это общественные отношения, урегулированные
нормами административного
являются публичными правоотношениями, имеющими в своей основе общественный, государственный интерес;
носят властный характер, так
как в процессе возникновения, изменения
и прекращения данных правоотношений
реализуется государственное
являются организационными,
поскольку государственное
в случае нарушения административно-
Административные
Структура административно-правовых отношений:
объект административных правоотношений – то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности участников административно-правовых отношений;
субъект административных правоотношений
совпадает с субъектом
юридические факты, обусловливающие возникновение, изменение и прекращение правовых отношений;
содержание, которое включает в себя субъективные права и юридические обязанности;
метод админстративно-правового регулирования показывает способ взаимодействия субъектов административных правоотношений;
способы защиты административно-правовых отношений (самозащита, административный, судебный).
Виды административно-правовых отношений:
1) по характеру правоотношений:
материальные, основанные на нормах материального права;
процессуальные, возникающие в связи с практической реализацией материальных норм;
2) по виду взаимоотношений, возникающих между субъектами:
горизонтальные – возникают при взаимодействии властных структур между собой в условиях, когда отсутствует соподчиненность;
вертикальные – возникают с случаях, когда одна сторона правоотношений организационно или иным образом подчинена другой либо когда законом предусмотрена обязательность актов управляющего субъекта;
субординационные – основаны на властных правомочиях одного из субъектов в отношении другого (соподчинение);
координационные – властные полномочия используются для эффективной совместной деятельности нескольких управляющих субъектов;
3) по целям:
регулятивные – регулируют
экономические отношения и
охранительные – направлены
на регламентацию мер юридической
ответственности, а также государственно-
Понятие и виды правоприменительных актов
В правоприменительных актах закрепляются, оформляются решения, принятые в процессе применения права.
Акт применения права
– это индивидуально
Признаки актов
1. Не содержат
норму права (издаются на
2. Обращены к конкретно указанным лицам, т.е. персонифицированы;
3. Рассчитаны на однократное применение
4. Издаются уполномоченными на то органами;
5. Имеют точно установленную правовую форму;
6. Реализация этих
актов обеспечена
Виды правоприменительных актов
Правоприменительные акты
* По субъекту принятия различают правоприменительные акты
- органов законодательной власти;
- исполнительной власти;
- судебной власти;
- контрольно-надзорных органов;
- органов местного управления и самоуправления;
- общественных организаций и др.
*По способу принятия:
- принятые коллегиально
- принятые единолично
* По форме акта:
- письменные (приговор, постановление)
- устные (устное
замечание участнику дорожного
движения за незначительное
* По значению:
- основные (приговор)
и вспомогательные (