Тема .1 -34. Административное
право как наука — это составная часть юридической
науки, определяемая как система государственно-управленческих,
административных взглядов, идей, представлений
о законах, регламентирующих отношения
в сфере государственного управления
(исполнительной власти), о его социальной
обусловленности и эффективности, закономерностях,
реформировании и тенденциях развития
административного законодательства,
принципах административного права, истории
и перспективах развития, зарубежном административном
праве.
Позитивно (или догматически)
административно-правовая наука может быть представлена на
основе конституций, обычного права, формальных
законов, правовых положений, а также деятельности
управленческих органов и судебной практики,
в рамках которой интерпретируется позитивно
действующее административное право.
Российская административно-правовая
наука состоит из двух основных частей:
обшей и особенной. Данное разделение
основывается на системе ныне действующего
административного права. В западноевропейских
странах административно-правовая наука
в современном понимании подразделяется
на общую (правовые источники, сущность,
значение и положение управления внутри
государственной деятельности, субъекты
административного права, административно-правовые
основы и обязанности, организация управления,
управленческие действия, административно-правовая
защита) и особенную (публичная служба,
полицейское, коммунальное, строительное,
дорожно-транспортное, промысловое, социальное,
школьное, административно-хозяйственное,
финансовое и налоговое право, право защиты
окружающей природной среды) части.
Предметом административно-правовой
науки является исследование правоотношений
в сфере государственного управления,
применения норм административного права,
действия административно-правовых законодательных
актов, правотворчество самих органов
государственного управления.
Задачами административно-правовой
науки является выявление проблем
административного права, сложностей
в применении его норм, толкование административно-правовых
норм, разработка новых понятий и принципов,
направленных на совершенствование государственной
управленческой деятельности. Итоги научных
изысканий (выводы, рекомендации, предложения,
проекты законов, справки по улучшению
управленческой деятельности и др.) способствуют
повышению эффективности правоприменительной
административно-правовой деятельности
и укрепляют механизм административно-правового
регулирования. Теоретической основой
науки административного права служат
другие науки (философия, наука социального
и государственного управления, общая
теория государства и права, политология
и социология), научные труды отечественных
и зарубежных ученых. Важное значение
для науки административного права имеет
анализ законодательства (федерального
и субъектов РФ) и административного правотворчества
органов исполнительной власти (например,
постановления о системе органов исполнительной
власти и их структуре). Используя методы
научного анализа (исторический, логический,
формально-юридический, социологический,
сравнительно-правовой), наука административного
нрава способна раскрыть проблемы современного
правового регулирования управленческой
деятельности. Развитие этой науки немыслимо
без постоянного изучения практической
деятельности государственных и муниципальных
органов (административной практики),
без проведения социологических исследований
в сфере организации и функционирования
исполнительной власти, государственного
управления и государственных служащих.
Система науки административного
права обусловлена системой административного
права, его структурой, совокупностью
правовых институтов, подотраслей административного
права, норм и логической взаимосвязью
между ними. Вместе с тем система отрасли
административного права характеризуется
меньшим объемом по сравнению с наукой
административного права, так как последняя
исследует не только правовую сторону
управления, но и многие другие проблемы
и отношения.
33. Административное
право, являясь частью правовой
системы России, имеет собственную структуру, оригинальную систему, характеризующуюся
непосредственной связью входящих в нее
административно-правовых институтов
(например, институт правового акта управления),
подотраслей права (например, административно-деликтное,
служебное право) и норм.
Необходимо различать систему административного
права, т. е. совокупность институтов,
подотраслей и норм административного
права, и систему административного
законодательства, представляющую
собой совокупность действующих законодательных
и иных нормативных актов, связанных между
собой и регламентирующих соответствующие
отношения в сфере публичного управления.
Административное право и административное
законодательство — неразрывные понятия;
логика их взаимоотношений обусловливает
дальнейшее совершенствование механизма
административно-правового регулирования.
На протяжении многих десятилетий учеными
предлагается примерно одинаковая система
административного права, состоящая из
двух частей — общей и особенной.
В общей части административного
права рассматриваются основные институты
административного права. Общая часть
включает главные структурные элементы
общего административного права, например:
понятие административного
права;
вопросы предмета, метода и системы административного права;
административно-правовые нормы и отношения;
наука административного права;
субъекты административного
права;
административно-правовой статус
гражданина, органов исполнительной власти,
государственных служащих; правовые акты
управления;
административно-правовые методы
реализации исполнительной власти и административное
принуждение;
административное правонарушение
и административная ответственность;
компетенция органов и должностных
лиц, уполномоченных рассматривать дела
об административных правонарушениях. В соответствии с установившимся
стандартом преподавания административного
права в общую часть административного
права также входят: институт административно-процессуальной
деятельности (сущность и виды административного
процесса, виды административно-процедурных
производств, административная юрисдикция
и производство по делам об административных
правонарушениях); обеспечение законности
в сфере реализации исполнительной власти;
виды государственного контроля (президентский
контроль, контроль законодательных (представительных)
органов власти, контроль в системе исполнительной
власти, судебный контроль); прокурорский надзор; административный надзор; административная юстиция; общественный контроль.
В системе общей части административного
права целесообразно выделить четыре
основных элемента:
институты и нормы административного права, регламентирующие отношения в сфере организации и функционирования исполнительной власти, государственного управления (организация и принципы управления, формы и методы управленческой деятельности, государственная служба, государственное управление в установленной сфере деятельности, управление в межотраслевых сферах, в социально-культурной области и экономической сфере;
управление наукой, здравоохранением,
образованием, транспортом, обороной,
безопасностью, внутренними и внешними
делами государства, статистикой, стандартизацией,
сертификацией и т. д.), т. е. так называемое
организационное административное право
или институты и нормы, входящие в управленческое право;
правовые нормы, регламентирующие
процесс управления (управленческий процесс,
управленческие процедуры, административное
нормотворчество, принятие нормативных
и индивидуальных правовых актов);
нормы, устанавливающие порядок
судебной зашиты прав и свобод граждан
от действий и решений публичного управления
(административная юстиция или административное
судопроизводство);
институты и нормы административно-деликтного права, которые регулируют виды, меры
административного принуждения и порядок
их применения; определяют органы и должностных
лиц, рассматривающих дела об административных
правонарушениях; устанавливают принципы
производства по делам об административных
правонарушениях.
Особенная часть включает главы о системе государственного
управления в трех важнейших сферах: управление
экономической сферой, управление социально-культурной
сферой, управление административно-политической
сферой.
В особенной части административного
права рассматриваются организация государственного
управления, вопросы соотношения компетенции
Российской Федерации и ее субъектов в
области организации государственного
управления; понятие регионального управления;
межотраслевое государственное управление
и его организационные формы; соотношение
государственного управления и государственного
регулирования; воздействие проводимой
в Россииадминистративной
реформы на формирование системы и
структуры федеральных органов исполнительной
власти.
Часть отрасли административного права,
которая состоит из норм, воздействующих
на определенный вид однородных общественных
отношений, называется административно-правовым
институтом. Данный институт представляет
собой совокупность норм, по объему и масштабу
действия сравнительно меньшую, чем отрасль
права. Институты административного права
могут быть:
отраслевыми (например, институт правового акта управления) и межотраслевыми (институт административной ответственности);
материальными (институт административно-правовых форм управления) и процедурными (институт прохождения государственной службы, производства по делам об административных правонарушениях);
регулятивными (институт государственной службы) и охранительными (институт административного принуждения);
простыми (институт аттестации государственных служащих) и сложными (институт государственной службы, институт юридической ответственности должностных лиц).
Административное право может быть материальным (устанавливающим
основные положения, административно-правовой
статус субъектов управления и административного
права, а также права, обязанности, запреты,
ограничения, ответственность) и процессуальным (регламентирующим
порядок реализации материальных норм
административного права).
Административное право подразделяется
также на внешнее и внутреннее. Внешнее административное
право регулирует отношения (правоотношения)
между управляющим государством (органами
управления, учреждениями), с одной стороны,
и гражданами, организациями — с другой.
Внешнее административное право — это
наиболее важная часть административного
права, включающая такие институты, как
институт административного акта, институт
административного договора, институт
государственной службы, институт административной
ответственности, институт принуждения,
применяемого в отношении физических
или юридических лиц.
Внутреннее административное право регулирует
правоотношения между государством, его
органами и структурными подразделениями.
В рамках этого права также осуществляется
управленческая деятельность, принимаются
акты управления, реализуется правовой
статус данных субъектов, однако они не
вступают в отношения внешнего характера.
35. Соотношение административного
права с другими отраслями права
Сущность административного
права: является публичным правом, призванным
обеспечить публичный интерес, регулируя
отношения, связанные с управлением общественными
процессами; нормы административного
права обеспечивают интересы общества,
государства, коллективов, права и интересы
граждан и т. д.; составляет основу правового
регулирования разнообразных общественных
отношений. Взаимодействие с
конституционным правом: конституционное
право устанавливает исходные положения
для всех отраслей права, в том числе административного.
На основании норм конституционного права
административное право своими нормами
обеспечивает реализацию конституционных
принципов в сфере государственно-управленческой
деятельности, определяет компетенцию
органов исполнительной власти, конкретизирует
механизм реализации прав и свобод граждан
и т. д. Взаимодействие с
финансовым правом: финансовое право
регулирует общественные отношения, возникающие,
изменяющиеся и прекращающиеся в процессе
финансовой деятельности государства.
Административное право, в свою очередь,
определяет порядок и правовой статус
органов, осуществляющих данную деятельность. Взаимодействие с трудовым
правом: целый ряд трудовых отношений
возникает на основании односторонних
административных актов, которым предшествуют
соглашения (контракты) об условиях работы.
Административный акт требуется при прекращении
трудовых отношений, оформлении отпуска,
больничного и т. д. Взаимодействие с
гражданским правом: в ряде случаев
регулируют сходные имущественные отношения,
но путем применения различных методов
правового регулирования. В основе гражданского
права лежит метод равенства сторон, в
административном праве – метод одностороннего
предписания. Отличие от других отраслей
права: по предмету, методам и функциям;
частное право основано на принципе равенства
участвующих в отношении субъектов. Административное
право – это всегда отношения двух субъектов,
один из которых обладает властными полномочиями.
Многие отрасли права, в настоящее время
признаваемые самостоятельными, ранее
выделялись лишь в качестве подотраслей
административного права; после того как
их предмет был полностью сформирован,
произошло выделение подотраслей административного
права в самостоятельные отрасли российской
системы права: земельное, аграрное, экологическое
и т. д. Воздействие административного
права на общественные отношения: регулирует
отношения во всех сферах общественных
отношений – в экономике, административно-политической,
социально-культурной и т. д.; определяет
систему и структуру органов, задействованных
в общественных отношениях; устанавливает
правила поведения граждан, должностных
лиц, организаций и других субъектов(правила
в сфере торговли, дорожного движения,
строительства и т. д.); за нарушение установленных
правил нормами административного права
предусматривается ответственность, закрепляется
порядок привлечения к ответственности,
порядок обжалования решений и т. д.