Административное право как отрасль права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 23:02, реферат

Описание работы

Административное право как отрасль современного права появилась тогда, когда в правовой системе достаточное место заняли нормы, закрепляющие права личности, гарантии от административного произвола. Реализация в законодательстве идей естественных и неотъемлемых прав гражданина, разделения властей, контроля за государственной администрацией - необходимое условие превращения полицейского права в административное.
Административное право - одна из самых больших и сложных отраслей правовой системы России. Это определяется разнообразием задач, стоящих перед ней. Для каждой из сфер общества необходимы свои административно - правовые нормы, охватывающие их деятельность.

Содержание работы

Введение 3
Административное право как отрасль права Российского права 4
Предмет административного права 6
Заключение 10
Список литературы 11

Файлы: 1 файл

Административное право как отрасоль права.docx

— 28.37 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по  дисциплине: Административное право

На  тему: Административное право как отрасль права

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 3

Административное право как отрасль права Российского права 4

Предмет административного права 6

Заключение 10

Список литературы 11

 

 

 

Введение

Первостепенной  задачей любой правовой науки  является правильное определение и  обоснование ее предмета. Данная проблема актуальна и для административного  права, которое переживает существенные изменения в последние годы. Закрепление  в Конституции Российской Федерации  принципа разделения властей, обособление  института исполнительной власти, выход  на арену в качестве субъекта административного  права коммерческих структур - все  это существенно повысило значение административного права в правовой системе РФ.

Административное  право как одна из отраслей правовой системы Российской Федерации объективно связана с таким социальным явлением, которое в общем виде обычно обозначают как управление.

Таким образом термин латинского происхождения (администрация - управление) стал универсальным средством для характеристики определенного вида деятельности, то есть совокупности действий, направленных на достижение определенных общественно значимых целей. Регулированием отношений, возникающих в процессе этой деятельности и занимается административное право.

Формирование  в нашей стране основ правового  государства требует создания такой  правовой системы, которая не опровергала  бы сама себя в силу внутренних противоречий. Особое значение в этом случае имеет  применение принципа системности права  в целом. Системный подход к структуре  права предполагает четкое определение  функций различных отраслей права. Поэтому в третьем разделе  работы будут рассмотрены задачи и функции административного  права как одного из элементов  правовой системы РФ.

 

Административное право  как отрасль права Российского  права

Административное  право - самостоятельная отрасль  правовой системы России и несет  свои отличительные признаки с учетом своей направленности  и стоящих  перед ней задач.

Административное  право как отрасль современного права  появилась тогда, когда  в правовой системе достаточное  место заняли нормы, закрепляющие права  личности, гарантии от административного  произвола. Реализация в законодательстве идей естественных и неотъемлемых прав гражданина, разделения властей, контроля за государственной администрацией - необходимое условие превращения  полицейского права в административное.

Административное  право - одна из самых больших и  сложных отраслей правовой системы  России. Это определяется разнообразием  задач, стоящих перед ней. Для  каждой из сфер общества необходимы свои административно - правовые нормы, охватывающие их деятельность.

Нет ни одной  сферы жизни общества, в которой  не участвовала бы государственная  администрация. А в ряде сфер - в обороне, государственной безопасности, охране общественного порядка, здравоохранении, народном образовании, транспорте, связи, энергетике - ее роль является решающей. Административное право - очень важная отрасль права, так как роль государственной администрации в России очень велика. От нее зависит эффективность управления и реализация гражданами многих прав.

Отрасли права отличаются друг от друга прежде всего по предмету и методу правового регулирования.

Предмет административного права - совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности исполнительной власти.

В самой  общей форме можно сказать, что  административное право - управленческое право. Оно реализует отношения, возникающие в ходе формирования и функционирования государственной администрации, и “ обслуживает” сферу государственного и муниципального управления.

Управление  существует во всех сферах общественной жизни, эта деятельность велика по объему и разнообразна по содержанию. Во многих случаях управленческая деятельность настолько специфична, настолько  связана с особым видов управляемой деятельности, что ее регламентируют нормы не административного, а других отраслей права. Так, управленческая деятельность администрации предприятий, учреждений в отношении их работников реализует трудовое право, дознание и предварительное расследование - уголовно - процессуальное право, управленческие отношения, связанные с финансами, - финансовое право. Поэтому в определении предмета административного права необходимо сделать уточнение: оно регулирует все управленческие отношения, за исключением тех, которые закреплены другими отраслями права РФ.

Административное  право призвано регулировать те общественные отношения, которые возникают, складываются, развиваются  и прекращаются в  сфере управления. Все подобного  рода общественные отношения так или иначе связаны с процессом осуществления исполнительно - распорядительной деятельностью общественного государства. А это означает, что административное право свое регулирующее воздействие оказывает на те виды общественных отношений, которые возникают непосредственно в связи с осуществлением задач государственного управления, с практической деятельностью органов государственного управления по руководству хозяйственным, социально - культурным и административно - политическим строительством. Вместе с тем эти общественные отношения возникают по поводу осуществления органами государственного управления исполнительно - распорядительных функций. Следовательно, предмет административного права составляют фактически управленческие общественные отношения.

Правовое  регулирование общественных отношений  в сфере государственного управления осуществляется путем установления закрепленных в нормах административного  права правил поведения, юридически обязательных для всех участников регулируемых отношений.

Устанавливая  такие правила, государство по существу создает определенный правовой режим  реализации управленческих функций  и возникающих в этой связи  отношений. Конкретное общественное отношение  является управленческим, а потому и подпадает под регламентирующее воздействие административного  права в следующих случаях.

 

Предмет административного  права

Административное  право - самостоятельная отрасль  правовой системы России, которая  отличается от других прежде всего по предмету и методу правового регулирования. Административное право призвано регулировать особую разновидность общественных отношений, главным признаком которых является то, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, т.е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти.1 

Следовательно, предметом административного права является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности исполнительной власти.

Однако,  следует сразу оговориться, что административное право не является единственной отраслью права, охватывающей общественные отношения в сфере действия системы исполнительной власти, хотя “ее нормы и имеют здесь безусловный авторитет”2.  Какие же именно отношения входят в область интересов административного права? 

 Исполнительная  власть и ее органы выполняют  огромный объем работы в сфере  управления государственными делами. Поэтому в российском законодательстве и юридической литературе для определения сферы действия административного права используются такие близкие по смыслу понятия как исполнительная власть, государственное и муниципальное  управление, государственная администрация, административная власть. Все они обозначают понятие, которое складывается из трех основных компонентов. Это: 1) управленческий аппарат (совокупность служащих, административных органов); 2) исполняемая им деятельность (административная, исполнительно-распорядительная) и 3) используемая им при этом власть.3

Таким образом, административное право регулирует отношения, возникающие в ходе формирования и функционирования государственной  администрации, оно обслуживает  сферу государственного и муниципального управления.

 Административно-правовое  регулирование производится посредством:

а) упорядочения, закрепления, совершенствования существующих общественных отношений;

б) формирования новых общественных отношений, соответствующих  объективным законам развития общества, положениям Конституции РФ;

в) охраны общественных отношений, регулируемых нормами административного и  других отраслей права;

г) вытеснения из сферы государственного управления общественных отношений, не соответствующих  интересам граждан, общества, государства.

Под понятием государственной администрации  главным образом подразумеваются: а) властная деятельность аппарата управления, исполнительно-распорядительных органов; б) внутриорганизационная деятельность руководителей иных государственных  и муниципальных органов (премьер-министра, прокуроров, председателя суда); г) деятельность судей при рассмотрении ими мелких дел (о мелком хулиганстве, неповиновении  и т.п.), предполагающих реализацию не судебной, а административной власти; г) деятельность иных формирований, осуществляющих административный контроль на основании предоставленных им государством полномочий.

Содержание  деятельности органов управления весьма разнообразно. Осуществляя свои функции, исполнительная власть вступает в определенные взаимоотношения с гражданами, юридическими лицами, общественными организациями, регулируя таким образом деятельность обеих сторон связей: как управляющих, так и управляемых. Примером тому служат правила дорожного движения, санитарные нормы и т. п. Иногда функции управления могут быть столь специфичны, что регламентируются нормами не административного, а других отраслей права, например, трудового, уголовно-процессуального, финансового.

 Следовательно,  можно ограничить предмет административного  права, уточнив, что оно регулирует  только те общественные отношения,  которые не закреплены за другими  отраслями действующего права.

Таким образом, предмет административного  права можно условно подразделить на две части: 1) внутри аппаратные отношения  и 2) взаимоотношения органов административной власти с гражданами, юридическими лицами и государством.

 Следовательно,  предметом административного права  являются отношения, возникающие  в процессе образования и деятельности  органов исполнительной власти, а также отношения между нею  и иными субъектами административного  права. 

Можно определить следующие основные цели административно-правового регулирования4: 1) создание условий для эффективной деятельности исполнительной власти как важного инструмента обеспечения потребностей граждан, общества, государства; 2) обеспечение демократической правовой организации исполнительной власти; 3) создание в сфере управления условий для реализации гражданами и их объединениями предоставленных им прав и свобод; 4) обеспечение защиты граждан и общества от административного произвола, злоупотреблений, некомпетентности и т. п. служащих государственного аппарата. 

В зависимости  от конкретных условий возникновения  управленческих отношений можно  также выделить внутренние и внешние функции административно-правового регулирования:

а) внутренние или внутрисистемные - это отношения, связанные с формированием управленческих структур, определением способов взаимодействия между ними и их подразделениями, с распределением обязанностей, прав и ответственности между работниками аппарата управления и т. п. Сторонами в этих отношениях выступают соподчиненные исполнительные органы, а также должностные лица;

б) внешние отношения - это отношения, связанные с непосредственным воздействием на объекты, не входящие в систему исполнительной власти - на граждан, общественные отношения, коммерческие структуры, в том числе - частные, и т.п.

 Наука административного права  различает, таким образом, индивидуальных  и коллективных субъектов права,  речь о которых пойдет ниже.

В рамках своего предмета административное право создает определенный правовой режим организации и деятельности субъектов исполнительной власти (в  соответствии с их конституционным  назначением), а также поведения  всех иных участников регулируемых управленческих отношений. В этом заключается основное проявление служебной роли данной отрасли  российского права, ее регулятивная функция. Ей сопутствует и другая функция - правоохранительная (юрисдикционная), обеспечивающая как соблюдение установленного правового режима, так и защиту законных прав и интересов сторон в рамках регулируемых управленческих отношений.

 

Заключение

Система российского административного  права еще далека от совершенства: многие аспекты деятельности исполнительной власти еще не имеют четкой научной  основы и правовой регламентации, изданные нормативные акты и созданные  государственные институты еще  не обладают необходимой стабильностью  и долговечностью в условиях быстро меняющихся реалий нашей жизни.

В то же время, несмотря на значительную активизацию  в последнее время правотворчества  в сфере административного законодательства, его развитие, по мнению российских правоведов, идет противоречиво и  медленно. Оно сдерживается такими “внешними” факторами как явная  недооценка управления на всех уровнях, чрезмерные надежды на рыночную саморегуляцию.

 Однако  есть основания надеяться, что  комплексное развитие всех сфер  административно-правового регулирования  и ускоренное развитие науки  административного правоведения  способны приблизить эту отрасль  российского права к общепринятым  международным нормам, способным  эффективно работать и в российских  условиях.

Информация о работе Административное право как отрасль права