Административное право как отрасль права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 16:25, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы будет являться подробное рассмотрение, что же представляет собой административное право как отрасль права, каковы его особенности, система, источники, кто является субъектами административного права.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Административное право как отрасль права 5
1.1. Понятие, предмет и метод административного права 5
1.2. Система административного права 8
1.3. Источники административного права 11
Глава 2. Административно-правовые отношения 17
2.1. Понятие и особенности административно-правовых отношений 17
2.2. Административно-правовые нормы и институты 20
2.3. Субъекты административно-правовых отношений 24
Глава 3. Административное право как отрасль российского права 28
Заключение 34
Библиографический список 36

Файлы: 1 файл

Курсовая. Административное право как отрасль права.doc

— 240.00 Кб (Скачать файл)

ОМСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЮРИДИЧЕСКИЙ  ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра государственного и муниципального права

 

 

 

 

 

«Административное право как отрасль права»

 

 

 

Курсовая работа

студентка 3 курса заочной ускоренной формы обучения

группы ЮЮБ-143-У

Симоненко И.В.

Научный руководитель:

д.ю.н., профессор Головко В.В.

 

 

ОМСК-2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Административное право - самостоятельная отрасль правовой системы России, которая отличается от других прежде всего по предмету и методу правового регулирования. Административное право призвано регулировать особую разновидность общественных отношений, главным признаком которых является то, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, т.е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти. Административное право представляет собой одну из самых сложных, крупных базовых отраслей российского права, так как деятельность органов государственного управления затрагивает интересы практически всех субъектов общественных отношений.

Термин «администрировать», «администрация» имеют латинское происхождение. В переводе на русский язык они обозначают «управление», «руководство». Администратор - это управляющий.

Человеческое общество всегда нуждалось в управленческом, упорядочивающем общественные отношения и поведение людей воздействии. В этих целях общество создавало субъекты управленческого воздействия, к которым относится, прежде всего, государство, общественные формирования, органы местного самоуправления, а также иные структуры, обеспечивающие управление на уровне семейно-родовых  и иных неформальных отношений.

Целью данной работы будет являться подробное рассмотрение, что же представляет собой административное право как отрасль права, каковы его особенности, система, источники, кто является субъектами административного права.

Перед нами стоят следующие задачи:

-​ рассмотреть понятие и предмет, а также систему административного права;

-​ выявить особенности административного права;

-​ рассмотреть источники административного права;

-​ уделить внимание административно-правовым отношениям, в том числе понятию и субъектам;

-​ рассмотреть административно-правовые нормы и институты.

Объектом исследования является административное право.

Предметом исследования является определение места административного права как отрасли права в общей системе отраслей.

В научной литературе достаточно подробно рассмотрено административное право и его особенности, описаны источники и система административного права, выделены субъекты. Понятие и особенности административного права рассмотрены в работах А.П. Алехина, Д.П. Бахрах, С.А. Новикова, А.П. Солдатова, Ю.А. Тихомирова и др.

Теоретическую и методологическую основу данной работы составили труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов, посвященные данной теме. Основными методологическими принципами при подготовке курсовой работы явились: объективность, всесторонность, историзм.

При изучении правовых отношений как особого вида общественных отношений использовались следующие источники информации: методическая разработка для написания рефератов, учебники и учебные пособия, справочники, виртуальные библиотеки, сайты Интернета, сайты политических журналов и электронные энциклопедии.

Данная работа состоит из трех глав. В первой главе будут рассмотрены содержание понятия и предмет административного права, а также его особенности, система и источники. Во второй главе будут изучены административно-правовые отношения, их понятие, нормы и институты, а также их субъекты. В заключительной третьей главе будет рассмотренно административное право как отрасль российского права, и его особенности, характерные для России.

 

Глава 1. Административное право как отрасль права

 

1.1. Понятие, предмет и метод административного права

Административное право – отрасль российского права, система юридических норм, регулирующая общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации задач и функций органов государственной власти, местного самоуправления при осуществлении исполнительно-распорядительной деятельности, а также отношения внутриорганизационного характера на предприятиях, в учреждениях, организациях1.

Признаки отрасли административного права:

  • является одной из основополагающих отраслей публичного права;
  • представляет собой совокупность юридических норм;
  • имеет обособленный предмет правового регулирования – управленческие отношения, возникающие как в сфере государственного управления, так и в других сферах;
  • имеет свой метод правового регулирования;
  • обладает внутренней согласованностью, состоит из определенных элементов;
  • имеет внешнее выражение, т. е. закрепляется в определенных формах-источниках.

Критерии деления права на отрасли составляют предмет, метод, наличие обособленной нормативной правовой базы2.

Предмет административного права – общественные отношения, которые урегулированы нормами административного права.

В предмет административного права входят 3 области правоотношений, а именно3:

1) управленческие правоотношения – представляют собой исполнительно-распорядительную деятельность. В рамках данных правоотношений непосредственно реализуются цели, задачи, функции, полномочия исполнительной власти;

2) организационные правоотношения – вспомогательные. Организационные правоотношения реализуются в процессе формирования состава государственных органов, распределения между ними прав, обязанностей и ответственности в целом при формировании структуры управления;

3) контрольные правоотношения – как и любой другой вид деятельности, осуществление государственного управления контролируется специализированными органами. В какой-то мере контрольные полномочия характерны для любого государственного органа, но для некоторых органов данная функция является основной.4 Методом административно-правового регулирования является совокупность средств и способов воздействия на управленческие отношения, на поведение их участников.

Выделяют следующие методы административного права5:

1) метод власти-подчинения, согласно которому один участник административных правоотношений подчиняется другому, а другой осуществляет управление первым и вправе давать ему обязательные для исполнения указания;

2) метод рекомендации, при котором обязательных для исполнения указаний не дается, но предлагается вариант поведения, наиболее благоприятный в определенной ситуации;

3) метод согласования характерен лишь для субъектов, не находящихся в подчинении друг у друга, но при этом они могут быть неравноправны, например согласование порядка работы между двумя государственными органами, должностными лицами, разными по правовому статусу;

4) метод равенства – в некоторых источниках называется как подвид метода согласования, особенностью которого является то, что данный метод применяется лишь между равноправными лицами;

5) метод дозволения – юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению;

6) метод запрета – возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.

 Воздействие административного  права на общественные отношения6:

  • регулирует отношения во всех сферах общественных отношений – в экономике, административно-политической, социально-культурной и т. д.;
  • определяет систему и структуру органов, задействованных в общественных отношениях;
  • устанавливает правила поведения граждан, должностных лиц, организаций и других субъектов (правила в сфере торговли, дорожного движения, строительства и т. д.);
  • за нарушение установленных правил нормами административного права предусматривается ответственность, закрепляется порядок привлечения к ответственности, порядок обжалования решений и т. д.

Таким образом, право само по себе не может быть реализовано без применения соответствующих способов и средств его обеспечения, поэтому органы исполнительной власти, государственного управления, их уполномоченные должностные лица, осуществляя повседневные функции и задачи государственного управления и правового регулирования, наделяются государственно-властными полномочиями стимулировать добровольное исполнение управленческих решений или применять меры государственного принуждения.

 

1.2. Система административного права

Административное право, являясь частью правовой системы России, имеет собственную структуру, оригинальную систему, характеризующуюся непосредственной связью входящих в нее административно-правовых институтов (например, институт правового акта управления), подотраслей права (например, административно-деликтное, служебное право) и норм7.

Необходимо различать систему административного права, т. е. совокупность институтов, подотраслей и норм административного права, и систему административного законодательства, представляющую собой совокупность действующих законодательных и иных нормативных актов, связанных между собой и регламентирующих соответствующие отношения в сфере публичного управления.8 Административное право и административное законодательство — неразрывные понятия; логика их взаимоотношений обусловливает дальнейшее совершенствование механизма административно-правового регулирования.

На протяжении многих десятилетий учеными предлагается примерно одинаковая система административного права, состоящая из двух частей — общей и особенной9.

В общей части административного права рассматриваются основные институты административного права. Общая часть включает главные структурные элементы общего административного права, например:

  • понятие административного права;
  • вопросы предмета, метода и системы административного права;
  • административно-правовые нормы и отношения;
  • наука административного права;
  • субъекты административного права;
  • административно-правовой статус гражданина, органов исполнительной власти, государственных служащих; правовые акты управления;
  • административно-правовые методы реализации исполнительной власти и административное принуждение;
  • административное правонарушение и административная ответственность;
  • компетенция органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.

В соответствии с установившимся стандартом преподавания административного права в общую часть административного права также входят10: институт административно-процессуальной деятельности (сущность и виды административного процесса, виды административно-процедурных производств, административная юрисдикция и производство по делам об административных правонарушениях);11 обеспечение законности в сфере реализации исполнительной власти; виды государственного контроля (президентский контроль, контроль законодательных (представительных) органов власти, контроль в системе исполнительной власти, судебный контроль); прокурорский надзор; административный надзор; административная юстиция; общественный контроль.

В системе общей части административного права целесообразно выделить четыре основных элемента12:

  1. институты и нормы административного права, регламентирующие отношения в сфере организации и функционирования исполнительной власти, государственного управления (организация и принципы управления, формы и методы управленческой деятельности, государственная служба, государственное управление в установленной сфере деятельности, управление в межотраслевых сферах, в социально-культурной области и экономической сфере;
  2. управление наукой, здравоохранением, образованием, транспортом, обороной, безопасностью, внутренними и внешними делами государства, статистикой, стандартизацией, сертификацией и т. д.), т. е. так называемое организационное административное право или институты и нормы, входящие в управленческое право;
  3. правовые нормы, регламентирующие процесс управления (управленческий процесс, управленческие процедуры, административное нормотворчество, принятие нормативных и индивидуальных правовых актов);
  4. нормы, устанавливающие порядок судебной зашиты прав и свобод граждан от действий и решений публичного управления (административная юстиция или административное судопроизводство);
  5. институты и нормы административно-деликтного права, которые регулируют виды, меры административного принуждения и порядок их применения; определяют органы и должностных лиц, рассматривающих дела об административных правонарушениях; устанавливают принципы производства по делам об административных правонарушениях.

Информация о работе Административное право как отрасль права