Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 18:38, реферат
В демократическом государстве формирование и порядок деятельности административной (исполнительной) ветви государственной власти должны быть четко урегулированы юридическими нормами. Административное законодательство является правовой основой построения и эффективного функционирования самой большой, самой активной, самой мощной подсистемы государственного аппарата - исполнительной власти.
1. Введение……………………………………………………………………………….3
2. Предмет административного права………………………………………………….4
3. Сущность административного права………………………………………………...6
4. Метод административного права…………………………………………………….8
5. Место административного права в правовой системе РФ………………………….9
6. Заключение……………………………………………………………………………11
7. Список использованной литературы………………………………………………..12
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СОЧИНСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Кафедра государственного и муниципального управления
К О Н Т Р О Л Ь Н А Я Р А Б О Т А
по дисциплине «Административное право»
на тему «Административное право в правовой системе РФ»
Студентки группы ГМУ-220
Поздняковой Э.И.
Сочи, 2012
Содержание:
В демократическом государстве формирование и порядок деятельности административной (исполнительной) ветви государственной власти должны быть четко урегулированы юридическими нормами. Административное законодательство является правовой основой построения и эффективного функционирования самой большой, самой активной, самой мощной подсистемы государственного аппарата - исполнительной власти.
Создание российской
Административное
право – одна из важнейших отраслей
правовой системы РФ, представляющая собой
совокупность правовых норм, регулирующих
общественные отношения, возникающие
в связи с практической реализацией исполнительной
власти, или, в более широком понимании, –
в процессе осуществления государственно-управленческой
деятельности. Характеризуя это
взаимодействие, необходимо иметь в виду,
что административное право охватывает
своим регулятивным воздействием широкие
области государственной и общественной
жизни, что предопределяется многообразием
практического проявления действующего
в Российской Федерации механизма исполнительной
власти.
Ни одна правовая отрасль не существует
в "чистом" виде. В силу этого вопрос
о взаимоотношении правовых отраслей
имеет существенное значение вообще, а
применительно к административному праву
- в особенности.
Наиболее самостоятельны такие правовые
отрасли, как гражданское, уголовное, административное,
конституционное право. В других случаях
всегда легко обнаружить взаимодействие
норм различных отраслей права и законодательства.
Например, в земельном или финансовом
праве отчетливо проявляется тесное взаимодействие
гражданско-правовых, административно-правовых
и уголовно-правовых норм.
Следствием данной особенности действующей
правовой системы является "проникновение"
административного права в сферу регулятивного
функционирования иных правовых отраслей.
В основе подобного явления - фактическое
наличие управленческих по своей природе
отношений в сферах, относящихся в соответствии
с предметом той или иной отрасли права
к ее регулятивному воздействию. Поэтому
даже в гражданском законодательстве
имеется пусть небольшое, но определенное
число административно-правовых по своей
сути норм.
Административное право - самостоятельная отрасль правовой системы России. Известно, что отрасли права отличаются друг от друга прежде всего по предмету и методу правового регулирования.
Предметом административного права
является совокупность общественных отношений,
складывающихся в процессе организации
и деятельности исполнительной власти.
В законодательстве и юридической литературе
как очень близкие по смыслу используются
следующие понятия: исполнительная власть,
государственное управление, государственная
администрация, административная власть.
Все эти названия связаны с понятием, которое
включает в себя три главных признака:
управленческий (исполнительный, административный)
аппарат (совокупность служащих, органов),
выполняемую им деятельность (управленческую,
исполнительную, административную) и используемую
им при этом управленческую (исполнительно-
В самом общем виде можно сказать, что административное право - это управленческое право. Оно регулирует отношения, возникающие в ходе формирования и функционирования государственной администрации, обслуживает сферу государственного управления. Административно-правовое регулирование производится путем:
а) упорядочения, закрепления, совершенствования существующих общественных отношений;
б) конструирования новых
общественных отношений, соответствующих
требованиям объективных
в) охраны урегулированных нормами административного и других отраслей права' общественных отношений;
г) вытеснения из сферы деятельности
исполнительной власти общественных отношений,
не соответствующих интересам
Эти понятия связаны с властной деятельностью, которая осуществляется под руководством более высокой власти (парламента, монарха и т. д.). Но их смысл не совпадает полностью. Управление - это деятельность, администрация - основной субъект этой деятельности, власть - главный способ ее осуществления. Понятие «государственное управление» прежде всего раскрывает содержание властной деятельности, понятие «государственная администрация» связано с ее субъектом. Понятия «административная власть», «исполнительная власть» не идентичны, но оба соединяют субъектов, деятельность и методы воздействия, часто под ними понимают только власть.
Сущность административного
Административное право
Такое понимание сущности административного права было общепринятым на протяжении десятилетий. Однако в современных условиях сущность административного права должна быть дополнена вторым и, может быть, самым важным элементом. Административное право теперь все в большей мере призвано регулировать общественные отношения, возникающие между личностью и государством, между гражданином и органами исполнительной власти, обеспечивая реализацию и охрану прав и свобод граждан в сфере государственного управления, их защиту от возможного произвола, ущемления или ограничения этих прав и свобод со стороны того или иного чиновника государственного аппарата.
В основе разделения отраслей права
лежит предмет правового
Воздействие административного права на общественные отношения:
Методом административно-правового регулирования является совокупность средств и способов воздействия на управленческие отношения, на поведение их участников.
Методы административного
Административное право с учетом
особенностей государственно-управленческой
деятельности как правовой формы реализации
исполнительной власти охватывает своим
регулятивным воздействием чрезвычайно
широкий круг общественных отношений
управленческого типа. Тем самым отчетливо
проявляется многообразие административно-правового
регулирования. Например, финансовое право
регулирует строго ограниченные рамками
его предмета общественные отношения.
Административное право таких строгих
границ не имеет. Соответственно трудно
найти какой-либо специальный вопрос,
который можно было бы называть чисто
административно-правовым, т.е. не затрагивающим
интересы иных правовых отраслей. Фактически
нас "окружают" со всех сторон нормы
прежде всего административного права.
Как ни парадоксален с внешней стороны
подобный вывод, он имеет под собой прочные
основания. Если, например, говорить в
этом плане о гражданине, то наиболее широки
и многообразны его административная
право- и дееспособность: рождение, обучение,
практическая работа, взаимоотношения
с социальными, коммунальными, медицинскими,
транспортными, правоохранительными и
т.п. службами - все это неизбежно испытывает
на себе соответствующее регулятивное
воздействие административного права.
Конечно, это не исключает такое же воздействие
на поведение граждан и со стороны других
отраслей права. Однако они строго ориентированы
(например, гражданско-правовая сделка,
налоговые обязанности и права), что в
целом не является отличительным признаком
административного права.
Сфера государственного управления не
изолирована от действия норм других отраслей
права, которыми регулируются возникающие
в ней общественные отношения, не охватываемые
предметом административного права. Так
возникает взаимодействие различных правовых
отраслей.
Наиболее тесно административное право
взаимодействует с конституционным (государственным)
правом. Будучи ведущей отраслью российского
права, конституционное право закрепляет
основные принципы организации и функционирования
исполнительной власти, место ее субъектов
в государственном механизме, правовые
основы их формирования, взаимоотношений
с субъектами других ветвей единой государственной
власти (ст. ст. 10, 11, 71 - 72, 77, 83 - 88, 102 - 103, 110
- 117, 125 Конституции РФ); права и свободы
человека и гражданина, значительная часть
которых практически реализуется в сфере
государственного управления (ст. ст. 85,
103, 111, 117) и т.п. Многие стороны организации
и деятельности механизма исполнительной
власти определяются федеральными и иными
законодательными нормами. Административное
право исходные начала берет в нормах
конституционного права, детализирует
и конкретизирует их, определяя правовой
механизм реализации прав и свобод граждан,
компетенции различных звеньев системы
исполнительной власти; административно-правовой
статус конкретных участников управленческих
общественных отношений и административно-правовые
средства его защиты; формы и методы государственно-управленческой
деятельности, основы ее отраслевой и
межотраслевой, региональной и местной
организации и т.п.
Гражданское и административное право
нередко с внешней стороны регулируют
сходные общественные отношения имущественного
характера, ориентируясь на преобладающее
значение тех или иных элементов метода
правового регулирования (на началах договора
либо административного предписания).
Аналогично решается вопрос о соотношении
трудового и административного права.
Трудовые отношения - основной предмет
трудового права - возникают, как правило,
на основе односторонних административных
актов, которым предшествуют соглашения,
в том числе и контракты, об условиях будущей
работы. Правовой акт полномочного должностного
лица требуется и для прекращения трудовых
отношений, для юридического оформления
субъективных прав, связанных с трудовой
деятельностью (отпуск, выход на пенсию
и т.п.). Особенно тесно взаимодействие
норм административного и трудового права
при регулировании государственно-служебных
отношений.
Наиболее сложно проведение граней между,
например, административным правом и такими
отраслями, как финансовое, земельное
право. Механизм их соотношения таков,
что фактически значительная часть отношений,
отнесенных к предмету названных отраслей,
регулируется нормами административного
права и свойственными ему правовыми средствами.
Границы действия норм уголовного и административного
права определяются характером и направленностью
соответствующих запретов (преступление
или административное правонарушение).
Определенные связи можно обнаружить
между гражданско-процессуальной, уголовно-процессуальной
и административно-процессуальной отраслями
российского права. В частности, Гражданский
процессуальный кодекс предусматривает
рассмотрение дел, возникающих из административно-правовых
отношений (например, рассмотрение жалоб
на действия административных органов
или должностных лиц).
Информация о работе Административное право в правовой системе РФ