Административное право в таблицах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 16:44, шпаргалка

Описание работы

Административное право — одна из важнейших отраслей правовой системы Российской Федерации, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с практической реализацией исполнительной власти или в более широком понимании — в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности.

Содержание работы

ЧАСТЬ I. Основные институты административного права
Глава 1. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА, КАК НАУКА И КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Глава 2. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ
Глава 3. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Глава 4. ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Глава 5. ГРАЖДАНЕ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Глава 6. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ
Глава 7. ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Глава 8. ПРЕДПРИЯТИЯ, УЧРЕЖДЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ, ТОВАРИЩЕСТВА, ОБЩЕСТВА, ФОНДЫ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Глава 9. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Глава 10. УПРАВЛЕНИЕ КАК ОБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
Глава 11. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Глава 12. МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Глава 13. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Глава 14. АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ
Глава 15. ЗАКОННОСТЬ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Глава 16. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС
Глава 17. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
ЧАСТЬ II. Организация государственного управления
Глава 18. УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРОЙ
Глава 19. УПРАВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ
Глава 20. УПРАВЛЕНИЕ В АДМИНИСТРАТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ

Файлы: 1 файл

AP_v_skhemakh_i_tablitsakh.doc

— 3.51 Мб (Скачать файл)

7. Административно-правовые гарантии  прав граждан

Административно-правовые гарантии прав граждан

Экономические

Обусловлены состоянием и развитием промышленности, сельского хозяйства в стране, устойчивой финансовой и денежной системой, признанием и защитой равным образом частной, государственной, муниципальной и иной форм собственности, обеспечением условий для свободного перемещения товаров, услуг, уровнем благосостояния населения.

Политические

Проявляются в политической стабильности в обществе, в эффективной деятельности органов государственной власти, в создании условий для реализации гражданами своего права на управление делами государства, в стимулировании их политической активности, а также наличии многопартийности, наличии общественных объединением.

Идеологические

Определяются состоянием духовно-нравственной культуры общества, уровнем политической и правовой культуры граждан, уровнем их правового сознания, развитием социальных норм в обществе, их качеством, уровнем общественного порядка.

Организационные

Включают в себя деятельность различных органов по охране прав индивида: судебных органов, прокуратуры, органов внутренних дел и юстиции, адвокатуры, нотариата, многочисленных контролирующих, надзирающих и инспектирующих органов (Главного контрольного управления Президента РФ, Счетной палаты, образуемой парламентом Российской Федерации, органов исполнительной власти)17

Юридические (правовые)

Закон

  • в полной мере должен соответствовать экономическому и политическому развитию общества;
  • должен защищать основы конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов личности, обеспечивать оборон у страны и безопасность государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).

Внесудебные

Фактически выполняет вся система органов исполнительной власти, местного самоуправления и их должностных лиц. Все эти органы, осуществляя исполнение законов и подзаконных актов, для того и образованы, чтобы обеспечивать реализацию прав и интересов граждан и создавать все условия для свободного пользования гражданами своими правами, своевременно пресекать любые действия, нарушающие эти права и свободы, восстанавливать нарушенные права и применять к нарушителям соответствующие меры административного воздействия.

Судебные

Конституция РФ устанавливает, что права и свободы человека и гражданина обеспечиваются правосудием. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Суды рассматривают дела по различным видам правонарушений, осуществляют контроль над соблюдением органами исполнительной власти и их должностными лицами прав и свобод граждан, а также созданием условий для выполнения ими своих обязанностей.

Роль судов в обеспечении административно-правовых гарантий граждан

В отличие от КоАП РСФСР в новом Кодексе РФ об административных правонарушениях увеличился перечень дел об административных правонарушениях, рассмотрение которых является прерогативой судьи (ч. 1 ст. 23.1). К их исключительной компетенции относится более 170 составов административных правонарушений. Кроме того, в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях им могут быть переданы дела, которые находились на рассмотрении других органов (ч. 2 ст. 23.1) или органов, которые упразднены (ч. 1 ст. 22.3).

На основании Кодекса РФ об административных правонарушениях только судьи могут назначать все виды административных наказаний. Никакие другие органы не вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, если за их совершение следует административное наказание в виде административного ареста, лишения специального права, административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, возмездного изъятия и конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения и дисквалификации. В Кодексе содержится довольно много составов правонарушений, которые влекут перечисленные меры административного наказания.

Дела об административных правонарушениях помимо судей районных судов, мировых судей, гарнизонных военных судов, рассматривают также судьи арбитражных судов (дела об административных правонарушениях в сфере предпринимательской деятельности).

Особое место среди судебных гарантий прав и обязанностей граждан занимает деятельность Конституционного Суда РФ. Он разрешает дела по жалобам граждан, запросам должностных лиц органов исполнительной власти, законодательных органов о соответствии Конституции РФ конкретных норм (статей), конкретных правовых актов (законов, указов Президента РФ, правительственных актов и др.), связанных с конституционными правами, свободами и обязанностями граждан.


 

8. Уполномоченный по правам человека  в Российской Федерации

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации18

Основные направления деятельности

  • способствует восстановлению нарушенных прав;
  • способствует совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;
  • способствует развитию международного сотрудничества в области прав человека;
  • способствует правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты;
  • дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотр компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

Рассмотрение жалоб19

  • граждан Российской Федерации;
  • лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации;
  • иностранных граждан, находящихся на территории Российской Федерации.

Решения в отношении принятия жалобы:

  • принять жалобу к рассмотрению;
  • разъяснить заявителю, какие средства тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;
  • передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу;
  • отказать в принятии жалобы к рассмотрению.

Действия уполномоченного по правам человека по результату рассмотрения жалобы

  • обращение в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участие в процессе в установленных законом формах;
  • обращение в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;
  • обращение в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи;
  • обращение в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

Права

  • рассматривать жалобы граждан о нарушении их законных прав;
  • по собственной инициативе принять соответствующие меры в пределах предоставленной ему компетенции в случае массовых или грубых нарушений прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты;
  • обращаться к компетентным государственным органам или должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению;
  • беспрепятственно посещать все органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать различные организации, воинские части, общественные объединения;
  • запрашивать и получать сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы, от государственных и негосударственных органов;
  • получать объяснения должностных лиц и государственных служащих, исключая судей, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;
  • рассматривать жалобы на решения палат Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации.

9. Обращения граждан

Обращения граждан20

Понятие

Обращение — это изложенное в письменной или устной форме предложение (замечание), заявление (ходатайство) или жалоба.

Виды

Предложение

Обращение граждан в государственные или общественные органы, не связанные с каким-либо нарушением, имеющее целью привлечь внимание на несовершенство регулирования, организации или деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и других органов с указанием на пути их устранения.

Заявление

Обращение гражданина в указанные органы с просьбой об удовлетворении тех или иных прав, свобод или законных интересов граждан, не связанных с нарушением, либо информирование о злоупотреблениях, нарушениях законности и иных нарушениях, которые не затрагивают непосредственно права и интересы заявителя.

Жалоба

Обращение в государственные или иные официальные органы, к должностным лицам по поводу нарушенного права или законного интереса гражданина.

Ходатайство

Обращение гражданина в орган государственной власти, орган местного самоуправления и другие органы о признании за ним определенного статуса, прав, гарантий, льгот с предоставлением соответствующего документа.

Общее право жалобы21

  • содержит в себе право на административное обжалование и право на судебное обжалование;
  • могут быть обжалованы акты и действия любого государственного органа власти и органа местного самоуправления и их должностного лица;
  • обращение с жалобой на действия (решения), нарушившие права и свободы, подается непосредственно в суд (где она будет рассмотрена по правилам гражданского судопроизводства) либо вышестоящий в порядке подчиненности государственный орган, орган местного самоуправления, учреждение, предприятие и объединение, общественное объединение, должностному лицу, государственному служащему;
  • жалоба подается либо в суд по месту жительства гражданина, права которого нарушены, либо в суд по месту нахождения органа (должностного лица), действиями которого были нарушены права гражданина;
  • гражданин может обратиться в суд с жалобой в течение трех месяцев с того дня, когда ему стало известно о нарушении его прав. Кроме того, он наделен правом подать жалобу в суд в течение месяца со дня, когда ему стало известно об отказе в удовлетворении жалобы вышестоящим органом (должностным лицом) или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

Право на специальную жалобу

  • субъектами обжалования могут быть только лично заинтересованные в деле лица и их законные представители;
  • специальная жалоба дополняет право на общую административную жалобу;
  • специальное право жалобы связано с особенностями правового статуса граждан, имеющих право на обращение с такой жалобой (например, военнослужащий).

9Следует иметь в виду, что срок временного пребывания иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать 90 суток. Указанный срок может быть продлен решением Министерства иностранных дел РФ или Министерства внутренних дел РФ или его территориальными органами.

10 Что касается ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства, пользующихся привилегиями и иммунитетом, то в отношении этой категории граждан и лиц каждое государство самостоятельно устанавливает пределы их ответственности. Так, на основании Кодекса РФ об административных правонарушениях вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации и совершившего на территории Российской Федерации административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права.

11 Административное выдворение понимается как вид административного наказания, а депортация — как мера пресечения.

12 Лица, покинувшие государство своей гражданской принадлежности по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, не могут быть признаны беженцами.

13 Лицо признается беженцем на срок до трех лет. В дальнейшем этот срок может продлеваться каждый последующий год. В случае отказа в признании данного лица беженцем это лицо обязано покинуть территорию Российской Федерации.

14 Паспортную систему можно рассматривать и как совокупность общественных отношений, возникающих между различными государственными органами (органами внутренних дел, военкоматами, органами загса, медицинскими учреждениями, жилищно-коммунальными и иными организациями, занимающимися регистрационным учетом граждан) и гражданами в связи с выдачей им паспортов (видов на жительство) и регистрационным учетом по месту жительства и месту пребывания.

15 Запрещается вносить в паспорт сведения, отметки и записи, не предусмотренные Положением о паспорте гражданина Российской Федерации. В случае внесения в паспорт подобных сведений, отметок и записей паспорт будет являться недействительным.

16 Правила осуществления регистрационного учета регулируются Законом РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

17 Все эти органы на основе и во исполнение законов и в силу возложенных на них полномочий осуществляют практическую реализацию прав и интересов граждан в различных областях государственного управления: в экономике, социально-культурной и административно-политической сферах.

18 Правовой статус Уполномоченного по правам человека определен Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».

19 Уполномоченный по правам человека рассматривает не все жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, а только те, которые заявитель уже обжаловал в судебном либо административном порядке и не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

20 Право на подачу индивидуальных и коллективных обращений в органы государственной власти и органы местного самоуправления закреплено в ст. 33 Конституции РФ.

21 Основными актами, регламентирующими вопросы, касающиеся общего права на административное обжалование, являются Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. (с изм. и доп.) «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» и Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 (с изм. и доп.) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Глава 6. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ

1. Законодательные основы государственной  службы

Законодательные основы государственной службы

Конституционные основы государственной службы в РФ

Конституция РФ устанавливает равный доступ к государственной службе, все граждане Российской Федерации, получившие соответствующее образование и подготовку, вправе претендовать на замещение должности государственного служащего и иметь возможность участвовать в делах государства (ч. 4 ст. 32).

Конституция РФ содержит ограничения замещения должности государственной службы. Они касаются депутатов Государственной Думы, которым запрещается находиться на государственной службе (ч. 3 ст. 97). Поэтому лица, занимающие в государственной гражданской службе, военной службе или в правоохранительной службе любые посты, должны после избрания уйти в отставку на весь срок действия депутатского мандата. Конституция РФ относит федеральную государственную службу к ведению Российской Федерации (п. «т» ст. 71).

Федеральный уровень нормативных правовых актов

Многие нормативные правовые акты распространяют свое действие на субъекты Федерации (например, нормы трудового законодательства. В соответствии с федеральными законами от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» и от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственная служба субъектов Федерации стала «полноправным» объектом правового регулирования данных законов).

Специальный уровень нормативных правовых актов

Регулирует нормы, применимые к военной службе и службе в правоохранительных органах (например, федеральные законы от 28 марта 1998 г. № 54-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (с изм. и доп.) и от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (с изм. и доп.), Закон РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» (с изм. и доп.).

Указы Президента РФ

  • утверждают перечни должностей федеральной государственной службы;
  • утверждают перечни типовых воинских должностей и должностей правоохранительной службы, реестры должностей федеральной государственной гражданской службы;
  • утверждают порядок сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими, порядок проведения аттестации государственных гражданских служащих.
  • (Указы Президента РФ от 11 октября 2004 г. № 1294 «Об утверждении перечня государственных должностей федеральной государственной службы категорий «б» и «в» в Аппарате Правительства Российской Федерации», от 1 февраля 2005 г. № 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации», от 1 февраля 2005 г. № 111 «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)» и от 1 февраля 2005 г. № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации».)

Информация о работе Административное право в таблицах