Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 14:02, реферат
Описание работы
Цель реферата: рассмотреть административное право в зарубежных странах. Задачи: - дать характеристику административного права зарубежных стран (США, Великобритании и Японии) - из всего представленного материала сделать общий вывод.
Административное право - сравнительно
молодая отрасль права. Оно появляется
в западноевропейских странах в эпоху
промышленных революций. Для его возникновения
в качестве самостоятельной отрасли права
было необходимо, чтобы управленческая
деятельность подверглась действию специфических,
административно-правовых норм. До появления
административного права управление регулировалось
общеправовыми нормами, действовавшими
и в отношении всех остальных субъектов
права.
Цель реферата: рассмотреть административное
право в зарубежных странах.
Задачи:
- дать характеристику административного
права зарубежных стран (США, Великобритании
и Японии)
- из всего представленного материала
сделать общий вывод.
Объект исследования:
Предмет исследования:
Административно-правовые системы зарубежных
стран воплотили в себе общие тенденции
развития современной государственности,
а также особенности исторической эволюции
отдельных стран.
Родиной административного права считается
Франция. Более раннему формированию административного
законодательства в этой стране способствовала
Доктрина, в соответствии с которой органы
управления должны быть безоговорочно
отделены от судов, к которым французская
буржуазия не питала доверия.
Административное право стран континентальной
системы представляет собой совокупность
правовых норм, которые регламентируют
прежде всего организацию системы государственного
управления, их взаимоотношения, внутреннюю
структуру и правовой статус. Кроме того,
административно-правовые нормы регулируют
отношения между административными учреждениями
и отдельными гражданами.
В англосаксонских странах административное
право развилось в самостоятельную отрасль
позднее. Долгое время в Великобритании
в отношении органов управления применялись
нормы общего право (common law). С расширением
государственного вмешательства в экономику
и другие сферы общественной жизни развивается
административная деятельность и укрепляется
аппарат административной власти. Этот
процесс сопровождается появлением специфических
норм, относящихся только к деятельности
органов управления.
В англосаксонской системе административно-правовое
нормотворчество сосредоточилось на выработке
процессуальных гарантий прав частных
лиц против произвольных действий государственных
органов. Административистика Великобритании
и США исходит из того, что административное
право не регламентирует организацию
и структуру государственного аппарата,
зато детально регулирует практически
все аспекты отношений частных лиц и административных
органов.
В демократическом государстве формирование
деятельности административной ветви
государственной власти должны быть чётко
урегулированы, юридическими нормами.
Административное законодательство является
правовой основой построения и эффективного
функционирования самой большой, самой
активной, самой мощной подсистемы госаппарата
– исполнительной власти.
Административно
право – важнейшая отрасль правовой системы
любой страны.
Административное право США
Это отрасль права регулирует специфические
общественные отношения, возникающие
в результате осуществления полномочий
государственными учреждениями, порядок
их деятельности, а также отношения, возникающие
в процессе судебного контроля над администрацией.
То есть нормы административного права
регулируют полномочия и структуру административных
учреждений, а также включаются в административное
право и нормы, регулирующие надзор как
вид государственного контроля судебными
органами за деятельностью администраций.
В США особое внимание уделяется так называемому
«внешнему административному праву»,
то есть правовому регулированию осуществления
внешних функций государственного управления,
а не внутриорганизационному аспекту
управления. Главный акцент действия норм
административного права в США сводится
не к тому, что это право создано администрацией(так
называемое у нас исполнительно-распорядительная
деятельность), а основной смысл в том,
что с помощью этих норм права контролируется
сама администрация, так как все ее полномочия
и порядок осуществления регламентирован
административными нормами. Источниками
норм административного права являются:
конституции, законы, судебные решения
и акты административных учреждений (здесь
по тексту слова административный и государственный
равнозначны). Нормами административного
права регулируются отношения о прохождении
гражданской службы и службы в органах
МСУ. Например, с 1946 г. федеральными законами
и нормами административного права была
установлена ответственность федеральной
казны за вред, причиненный государственным
и муниципальным служащим. Начиная с 1960
г. в США шире стали обжаловать решения
административных учреждений в суд. Администрация
в США классифицируется как организация
администрации (то есть учреждение, осуществляющее
внутреннее организационное управление)
это прежде всего: федеральные административные
учреждения; 2)административные учреждения
штатов и учреждений МСУ. Каждый штат разделен
по административно-территориальному
принципу примерно на 3 тысячи графств
и примерно 19 тыс. муниципалитетов (учреждений
МСУ).
Гражданская служба в США (федеральная)
имеет свою правовую историю с 1883 г., когда
был принят закон «О гражданской службе».
Регулирование административной деятельности
осуществляется в двух формах: разработка
и принятие нормативных актов; • рассмотрение
отдельных дел конкретных лиц и вынесение
решений (индивидуальных актов). Принятие
и введение в действие административных
актов в США осуществляется официальными
и неофициальными способами: 1) петиции
коллективные обращения граждан в целях
принятия административных правовых актов.
Например, в ст. 79 Устава города Москвы
предусмотрены обращения и петиции граждан
в органы власти или к их должностным лицам.
Инициативная группа в составе не менее
50 человек регистрирует гражданскую инициативу
в городской Думе и получает официальный
образец подписного листа. Предложения,
содержащиеся в петиции, вносятся в повестку
заседаний городской Думы без голосования,
а также направляются городской Думой
Мэру города Москвы.
1) Дума и Мэр принимают по
ним решения в пределах своих
полномочий в двухмесячный срок
со дня официального внесения
петиции;
2) потом идет оповещение и
подготовка акта;
3) представление гражданам свободный
доступ к материалам учреждений,
касающихся их прав и законных
интересов;
4) граждан консультируют по вопросам
деятельности учреждений;
5) открыто (публично) ведется обсуждение
принимаемого акта учреждения (органа
государственного управления);
6) обязательная регистрация и
опубликование актов учреждений;
7) отсрочка вступления в действие
актов учреждений при наличии
оснований, высказанных гражданами.
Все эти официальные и неофициальные
способы обеспечивают и гарантируют права
и законные интересы граждан. Согласно
поправке № 1 к Конституции США граждане
имеют право официально обращаться к Правительству
США с петицией о прекращении злоупотреблений
в административных учреждениях. В течение
30 дней Правительство США должно ответить
по существу, либо отклонить петицию, либо
принять к слушанию, то есть определить
время, место и характер нормативной процедуры
рассмотрения петиции, ссылки на акт и
его цель. С 1872 г. административно-правовые
акты в США стали опубликовываться.
С этого времени появилась самостоятельная
административная юстиция, так называемая
квазисудебная деятельность, то есть многофункциональная
внесудебная (то есть административная)
деятельность. Особую роль в организации
управленческой деятельности американских
учреждений играет административная процедура.
Как сказал член Верховного Суда США Ф.
Франкфуртер (1943 г.), «История свободы была
обязана во многом истории соблюдения
процедурных гарантий». Большую роль в
этом процессе сыграли принципы гласности
и доступности административного процесса.
Административно-процессуальными нормами
был четко установлен порядок ответа на
запрос частного лица в учреждение и выдача
ему документов в течение 10 рабочих дней.
Отказ может быть обжалован в суде в течение
20 рабочих дней. Строгое соблюдение сроков
и разрешение по существу самого дела,
в результате которого виновному должностному
лицу учреждения может быть вынесен штраф
до 5 ты сяч долларов. Широко используются
досудебные совещания или консультации,
например, с целью упрощения рассмотрения
вопросов для суда; изменения текста в
заявлении; возможность признания предоставленных
фактов и документов; ограничение числа
экспертов и сроков экспертиз — все это
вместе гарантирует надежную защиту прав
и законных интересов граждан, обращающихся
в суд. До 1946 г. административные решения
принимались различными должностными
лицами, после же только специалистами
по этим вопросам или жалобам. Особое значение
имеет судебный контроль над решениями
и действиями администраций учреждений.
Например, в 1980 г. из 10 тыс. поданых гражданами
жалоб примерно 20% было удовлетворено
по существу. Суды осуществляют контроль
в двух формах:
1) статутный (законный);
2) нестатутный - в основном, неправомерные
приказы администрации. Основной акцент
в административном праве США делается
на вопросах административно-правового
регулирования статуса учреждений и их
должностных лиц в осуществлении своих
управленческих функций и задач и осуществление
судебного и общественного контроля за
деятельностью администраций учреждений.
Административное право Великобритании
Особенностью административного права
Великобритании является то, что его до
конца 18 века вообще не признавали. Это,
в основном, объяснялось спецификой системы
управления страной. Верховенство законодательной
власти (парламента), разделение полномочий
между администрацией и судами, ответственность
министров и полное господство права.
Англичане считают, что сфера деятельности
министров - это принятие и осуществление
только политических решений. Сфера же
судебной деятельности наоборот — не
политика, а только право. Министры в своей
сфере и объеме полномочий представляют
политику государства. Они отвечают за
свои действия и действия своих подчиненных.
В конце 18 века А. Дай-си сформулировал
следующие требования к министрам: недопущение
злоупотреблений со стороны администрации
своей властью; подчинение всех законам
и судам; защита прав и свобод граждан
судами (несмотря на то, что там нет конституции
как единого документа и боль- шая роль
принадлежит обычаям или общественному
праву. Источниками административного
права являются: законы; обычаи и судебные
прецеденты. Среди конституционных законов
к источникам относятся: Закон (Акт) «О
хабеас», «Корпус 1679 г.» и «Закон (Билль)
о правах 1689 г.». Эти законы налагают на
административную власть обязанность
уважать и соблюдать права граждан на
жизнь, свободу и собственность. К источникам
также относятся и обычные законы: 10 законов
о МСУ, принятых в 1972 г. с изменениями и
дополнениями в 1985 г.; Закон об актах делегирования
законодательства в 1946 г., устанавливающий
порядок применения опубликованных административных
нормативных актов, изданных по уполномочию
Парламента; Закон о Трибуналах и расследованиях,
принятый в 1958 г., и замененный в 1971 г. общим
законом; Законы об исках к короне (1947 г.),
где административную ответственность
за вред, нанесенный гражданам, несет федеральная
казна. По-прежнему большую роль в защите
прав граждан имеют обычаи и судебные
прецеденты. Источниками административного
права являются: приказы короны в Совете;
циркуляры, инструкции, приказы и иные
нормативные акты министерств и ведомств,
а также акты администраций органов МСУ.
Организация администрации Формально
власть принадлежит короне, возглавляющей
весь административный аппарат страны.
Центральными административными органами
помимо короны является премьер-министр,
кабинет, правительство, Тайный Совет,
министерства и ведомства. Премьер-министр
является главным советником короны с
1721 г. Он занимает ключевое положение в
системе исполнительной власти, потому
что он является лидером партии большинства
в парламенте. Он сам назначает министров
и возглавляет правительство, руководит
кабинетом, министерствами и ведомствами.
Решает вопросы о составе кабинета, числе
министерских постов, назначает главных
руководителей 16 483 министерств, ведомств,
высших судей, высшее командование вооруженных
сил и иных должностных лиц государства.
(Поэтому совершенно безграмотно в наших
средствах массовой информации председателя
Правительства РФ называют Премьер-министром,
так как полномочия Премьер- министра
выше полномочий Президента страны). Кабинет,
образованный в конце 17 века имеет в наше
время 20 членов. Премьер-министр руководит
кабинетом в который входят: премьер-министр,
лорд- канцлер (председатель палаты лордов),
канцлер казначейства (министр финансов),
государственные секретари (министры)
внутренних дел, иностранных, обороны,
промышленности, торговли и др.
Созывает и ведет заседание кабинета
Премьер-министр. Протокол на заседании
обычно не ведется. Важные решения кабинета
оформляются законопроектом и направляются
в палату общин или в виде приказов короны
в Тайный Совет. Другие решения для министров
рекомендуются. В отличие от правительства
Тайный Совет при Короне (насчитывает
около 300 членов) принимает управленческие
решения. В его состав входят все министры
кабинета и другие министры, судьи Апелляционного
суда, архиепископы английской церкви,
почетные члены и приглашаются 3 советника
правительства. На Тайном Совете решения
оформляются в виде приказов короны в
Совете, то есть принимаются нормативно-правовые
акты и индивидуальные акты. Суды признают
лишь приказы короны в Совете, которые
не выходят за пределы компетенции королевской
власти или за рамки законов, делегирующих
полномочия короне. Министерства и ведомства
чаще всего функционируют как публичные
корпорации. Особенность британской администрации:
наличие территориальных министерств:
по делам Шотландии, Уэлса и Ирландии.
Министерства и ведомства Великобритании
являются публичными (то есть выражающими
интересы большинства граждан государства)
юридическими лицами, к ним могут быть
предъявлены иски в судебном порядке.
Управление в сфере народного хозяйства
осуществляют министерства и публичные
(тот же смысл отражения интересов большинства
в организации) корпорации. Частный сектор
мягко регулируется нормами административного
права. Используется социальное (общественное)
регулирование в сфере:
1) землепользования;
2) оказание денежной помощи физическим
и юридическим лицам;
3) оказание нефинансовой помощи.
Кроме того, государство оказывает социальную
денежную помощь в виде: национального
страхования; возмещение вреда; помощь
бедным с 1975 г.; помощь матерям, вдовам,
безработным, больным, пенсионерам по
старости и др. Особые изменения в процессе
реформирования системы органов исполнительной
власти в Великобритании происходят за
последние 30 лет. До конца 20 века система
органов исполнительной власти состояла
из двух подсистем министерств и государственных
корпораций. Несмотря на появления третьего
звена в системе управления в форме «регулирующих
агентств», осуществляющих контроль за
деятельностью государственных корпораций
и состоящих наполовину из правительственных
чиновников (остальные представители
научных кругов), численность государственных
служащих за последние 25 лет сократилась
на 30%, при этом управляемость системой
улучшилась. Кабинет министров больше
занимается вопросами внутренней и внешней
политики государства. Коренное изменение
системы государственного управления
в Великобритании происходит в отношении
ее составных частей: Шотландии, Северной
Ирландии (Ольстер) и Уэлса. С 1997 г. исполнительная
власть реформируется с передачей многих
функций государственного управления
этим составным частям. В настоящее время
все составные части Великобритании имеют
свои законодательные органы и правительства.
В части осуществления внешних государственных
функций управления они по объему функций
государственного управления превосходят
Англию. Наибольших прав добилась Шотландия.
Региональные органы государственной
власти с 2000 г. избираются муниципальными
советами из числа муниципальных активистов
всех уровней.