Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 00:08, реферат
Административное правонарушение
ВВЕДЕНИЕ.
Представление об административной ответственности и административном правонарушении является основой для рассмотрения всей проблематики административной юрисдикции. Знание о юридической ответственности и административных правонарушениях имеют как теоретическое, методологическое значение для понимания последующего учебного материала, так и практически-прикладное значение, как основа рассмотрения дел об административных правонарушениях.
Реферат на тему:
Административное правонарушение
ВВЕДЕНИЕ.
Представление об административной ответственности и административном правонарушении является основой для рассмотрения всей проблематики административной юрисдикции. Знание о юридической ответственности и административных правонарушениях имеют как теоретическое, методологическое значение для понимания последующего учебного материала, так и практически-прикладное значение, как основа рассмотрения дел об административных правонарушениях.
ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ЮРИДИЧЕСКИЙ СОСТАВ
АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ.
В
литературе основания административной
ответственности часто
Однако выделение нормативного основания в отличие от фактического не является корректным. По сути дела имеются в виду правовые нормы, устанавливающие административную ответственность, при отсутствии которых она невозможна. Однако их наличие само по себе также исключает привлечение человека к административной ответственности, если им не совершено правонарушение.
Основанием
административной ответственности
является административное правонарушение.
Исключения, подтверждающие данное правило,
могут предусматриваться
В
законодательстве понятие административного
правонарушения было сформулировано в
Основах законодательства Союза
ССР и союзных республик от
23 октября 1980 года. С уточнением оно
воспринято КоАП РФ. Согласно ст. 2.1 Кодекса
административное правонарушение (проступок)
представляет собой посягающее на государственный
или общественный порядок, социалистическую
собственность, права и свободы
граждан, на установленный порядок
управления, противоправное, виновное,
(умышленное или неосторожное) действие
или бездействие, за которое законодательством
предусмотрена административная ответственность.
Административная ответственность
наступает, если правонарушение по своему
характеру не влечет за собой в
соответствии с действующим
Учебное определение административного проступка может быть следующим. Под административным правонарушением понимается общественно-опасное, противоправное, виновное деяние, за которое нормами административного права предусмотрено административное наказание.
Прежде
чем обратиться к анализу его
элементов, кратко остановимся на общих
признаках административного
Вместе с тем административный проступок отличается от других правонарушений специфическими признаками: степенью общественной опасности, административной противоправностью и административной наказуемостью.
Исходным в характеристике правонарушений является понятие деяния. Это акт волевого поведения. Он заключает в себе два аспекта поведения: действие либо бездействие. Действие есть активное невыполнение обязанности, законного требования, а также нарушения запрета (например, нарушение прав охоты, не остановка транспортного средства по требованию уполномоченного должностного лица ГИБДД и т.д.).
Бездействие есть пассивное невыполнение обязанности (например, невыполнение правил пожарной безопасности, непринятие землепользователями мер по борьбе с сорняками и т.д.). Часто одни и те же обязанности могут быть нарушены как действием, так и бездействием (например, нарушение правил охраны водных ресурсов).
Во
всяком правонарушении можно выделить
два аспекта, определяющих характер
и степень общественной
опасности. Характер общественн
Степень
общественной опасности указывает
на интенсивность деяния: действие
или бездействие, размер вреда, другие
качества деяния. Степень общественной
опасности как признак
По нашему мнению, всем правонарушениям присуща определенная степень общественной опасности. Этим и обусловливается государственная борьба с ними, в том числе мерами административной ответственности.
Преступления и административные проступки характеризуются внутренне присущим им объективным качеством - общественной опасностью, то есть основным признаком, суть которого состоит в реальном причинении или возможности причинения общественным отношениям того или иного конкретного определенного вреда.
Материальным
признаком административных проступков,
как и иных правонарушений, выступает
их общественная опасность, которая
и является выражением определенной
степени их антиобщественной сущности.
Именно степень общественной опасности
служит тем критерием, по которому административные
проступки и преступления отличаются
друг от друга. Причем нередко одно
и то же деяние может рассматриваться
как преступление, а при определенных
обстоятельствах - как проступок. При
этом весьма важным является выяснение
количественно-качественного
Общественная
опасность административных правонарушений
может заключаться как в
Когда мы говорим о мелком хулиганстве, хулиганстве, злостном хулиганстве, мы уже оперируем определенными качественными категориями. Подразумеваемая здесь количественная оценка лишь дает представление о качественной определенности деяний, и только анализ конкретных фактов, относящихся к данному виду правонарушений, позволит качественно охарактеризовать общественную опасность анализируемого деяния.
Административная противоправность как признак административного проступка заключается в его запрещенности соответствующей административной нормой под страхом применения к виновному в его совершении мер воздействия, предусмотренных санкцией соответствующей нормы права.
Характер и степень общественной опасности (объективное свойство правонарушения) находит свое юридическое выражение в противоправности деяния, то есть в признаке, в котором законодатель с большей или меньшей степенью полноты фиксирует отраженные, познанные социальные свойства правонарушения и, когда это возможно, наполняет признак противоправности и, когда это возможно, наполняет признак противоправности количественными характеристиками, позволяющими правоприменительному органу правильно квалифицировать конкретное правонарушение. Данный признак обусловливается наличием нормативных оснований ответственности.
Административная наказуемость как признак состоит в угрозе применения и в реальном применении мер государственного принуждения к виновным в совершении административного проступка. Этот признак, как это видно из ст. 2.1 КоАП, указывает, что за совершение административного проступка предусматривается административная ответственность, то есть применение административных наказаний, а не уголовно-правовых и иных мер воздействия.
Наказуемость
как признак любого противоправного
деяния органически включает в себя
два элемента: во-первых, угрозу как
потенциальную возможность
Виновность совершения правонарушения указывает на то, что лицо осознает в достаточной степени данное деяние и его последствия и проявляет к ним определенное волевое отношение, установленное нормой, предусматривающей административную ответственность за это деяние. Деяние является административным правонарушением лишь в том случае, если лицо проявило психическое отношение к нему в форме умысла или неосторожности, имело определенные нормой мотивы и цели. Если лицо в силу интеллектуальных или волевых расстройств, вызванных объективными обстоятельствами, не проявило такого отношения к своему поступку, данное деяние будет обладать формальными признаками административного правонарушения, но административной ответственности и применения наказания не влечет.
Состав административного правонарушения.
Понимание
состава административного
В
законодательстве отсутствует понятие
состава административного
Состав административного проступка, как и иного правонарушения, образуется из следующих элементов: объекта, объективной и субъективной сторон, субъекта.
Объектом административного проступка являются общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления и охраняемые мерами административной ответственности. При этом не все управленческие отношения выступают как объект административного проступка, а лишь те из них, которые регулируются административно-правовыми нормами, обеспеченными санкциями в виде конкретных административных наказаний.
Каждое деяние, образующее административный проступок, посягает на конкретные общественные отношения, складывающиеся в определенных областях общественной жизни.
Для
характеристики объекта административного
проступка важен не родовой, а
специальный объект противоправного
посягательства - то есть конкретные отношения,
которые регулируются и охраняются
административно-правовыми
Для определения состава проступка необходимо установить, что действиями нарушителя причинен вред конкретным общественным отношениям.
Объективную сторону административного проступка характеризует совокупность внешних признаков и обстоятельств поведения нарушителя (наличие противоправного действия или бездействия, противоправных последствий, причиной связи между противоправным действием (бездействием) и наступившими последствиями). При этом для состава административного проступка в отдельных случаях, предусмотренных законом, не требуется наличия всех указанных признаков. Есть административные проступки, которые не сопровождаются причинением вредных последствий материального характера. Они противоправны и вредны объективно, самим фактом совершения запрещенных правом действий - сквернословие или появление в нетрезвом состоянии в общественных местах, нарушение правил паспортной системы и т.д. Для таких проступков характерно и отсутствие причинной связи.