- Предмет
административного права.
Предмет административного
права – общественные отношения в сфере
государственного управления, а также
управленческие отношения, возникающие
в иных сферах жизнедеятельности общества.
Виды управленческих отношений,
регулируемых нормами административного
права:
По субъектному признаку:
- между соподчиненными субъектами
государственного управления (вертикальные
отношения);
- между субъектами исполнительной
власти, не находящимися в состоянии
соподчинения (горизонтальные отношения);
- между субъектами исполнительной
власти и исполнительными органами
местного самоуправления;
- между субъектами исполнительной
власти и общественными объединениями;
- между субъектами исполнительной
власти и государственными служащими;
- между субъектами исполнительной
власти и гражданами;
- между субъектами исполнительной
власти и иными субъектами.
По признаку государственно-территориального
устройства:
- между центральными органами
федеральной исполнительной власти
и исполнительными органами субъектов
федерации;
- между органами исполнительной
власти субъектов федерации;
- между органами исполнительной
власти субъектов федерации и исполнительными
органами местного самоуправления.
В зависимости от
направления действия:
- внешние отношения, отношения
в связи с реализацией полномочий органов
исполнительной власти вовне;
- внутренние отношения, т.е.
внутриорганизационные, внутрисистемные
отношения.
- Система
государственных органов исполнительной
власти.
Государственный аппарат Российского государства обладает
всеми признаками, характеризующими его
как целостную систему. Он состоит из нескольких
элементов (определенной совокупности
органов государственной власти, иных
органов государства), которые, в свою
очередь, сами являются самостоятельными
системами. Кроме того, государственному
аппарату присущи единство, внутренняя
согласованность структурных элементов
(подразделений). Эти свойства придают
ему стройность структуры, организованность
и упорядоченность. Если система вообще
есть упорядоченное определенным образом
множество элементов, взаимосвязанных
между собой и образующих некоторое целостное
единство, то государственный аппарат
представляет собой именно такую систему.
Система органов государственной
власти — это обусловленная функциями
государства и национальными традициями
совокупность органов государственной
власти и их подразделение на отдельные
виды.
Система органов государственной
власти в России базируется на определенных
принципах, выражающих сущность государственной
организации, ее содержание.
Таковыми принципами являются:
единство системы; разделение властей;
демократизм. Эти принципы закреплены
в Конституции РФ.
Единство системы органов государственной
власти обусловлено государственной волей
народа. Конституция РФ, принятая на референдуме,
закрепляет систему органов государственной
власти и их наименования (ст. 11). В ней
также определено, что носителем суверенитета
и единственным источником власти в Российской
Федерации является ее многонациональный
народ (ст. 3). Он осуществляет свою власть
непосредственно, а также через органы
государственной власти и органы местного
самоуправления.
Разделение властей — теоретическая и законодательная
основа системы органов государственной
власти государства. В теории конституционного
права этот принцип рассматривается в
широком смысле — в качестве основы конституционного
строя и подлинной свободы человека, показателя
демократичности государства. Конституция
РФ закрепляет, что государственная власть
в Российской Федерации осуществляется
на основе разделения на законодательную,
исполнительную и судебную. Органы законодательной,
исполнительной и судебной власти самостоятельны
(ст. 10).
Принцип разделения властей
базируется на функциях государства, которое,
осуществляя свое социальное предназначение,
создает для этого специальные органы
и наделяет их соответствующей компетенцией.
Разделение властей проявляется и в запрете
для органа осуществлять функции, принадлежащие
другому органу государственной власти.
Необходимы также взаимный контроль и
ограничение власти. При соблюдении названных
условий система органов государственной
власти будет работать слаженно.
Демократическая сущность Российского государства
определяет целевую программу деятельности
всей системы органов государственной
власти. Каждый орган государства и их
система в целом призваны служить интересам
человека и общества. При этом общечеловеческие
ценности должны иметь приоритетное значение
перед ценностями региональными, этническими
или групповыми. Демократизм системы органов
государственной власти государства проявляется
и в порядке их формирования, и в принципах
деятельности. В современных условиях
наиболее демократичным способом создания
того или иного органа государственной
власти являются свободные выборы. Демократизм
системы органов государственной власти
выражается и в отчетности должностных
лиц государственных органов, депутатов
перед избирателями, населением. Конституционное
законодательство предусматривает правовую
ответственность органов государственной
власти и должностных лиц перед населением.
Так, законодательно закреплена возможность
отзыва избирателями депутатов, выборных
должностных лиц.
3. Методы
государственного управления.
Метод управления представляет
собой правовое средство, которое используется
для достижения целей, решения задач и
осуществления функций государственной
управленческой деятельности.
Категории формы и
метода управления необходимо рассматривать
в неразрывной связи. Следует отметить,
что если форму управления можно достаточно
ясно продемонстрировать, показать ее
правовое содержание и основное назначение,
то методы управления характеризуются
"размытостью" содержания, меньшей
степенью правовой регламентации.
Основные черты методов государственного управления:
1) реализуются в процессе
управленческой деятельности;
2) органически связаны
с целевым назначением определенного
вида управленческой деятельности;
3) выражают управленческое
воздействие субъекта государственного
управления на объект управления;
4) выступают средством
реализации субъектом управления
своих полномочий в рамках
компетенции;
5) адресованы конкретному
объекту управления;
6) связаны с характеристикой
(состоянием) объекта управленческого
воздействия;
7) являются оптимальным
способом достижения поставленных
управленческих целей в сложившихся
условиях;
8) нуждаются в правовом
опосредовании.
9) имеют масштабную (территориальную
и временную) привязку.
По характеру воздействия бывают прямые (административные)
и косвенные (неадминистративные) методы
государственного управления. Универсальными
методами государственного управления
признаются убеждение, поощрение и принуждение.
Задача № 1.
Гражданин КНР, имеющий статус временно
проживающего в России, был зарегистрирован
в г. Новосибирске. Ему была предложена
работа в новосибирской компании. При
этом место работы иностранного гражданина
находилось в Кемеровской области (г. Новокузнецк).
Гражданин КНР прибыл к месту работы, но
в миграционном органе зарегистрироваться
по новому месту жительства не смог. Миграционный
орган мотивировал свой отказ тем, что
при получении разрешения на временное
проживание гражданину КНР было разрешено
проживание лишь в пределах Новосибирской
области, а самостоятельный переезд на
территорию другого субъекта Российской
Федерации законодательством запрещен.
Иностранный гражданин мотивировал свои
действия нормами Конституции РФ о свободе
передвижения в России, а также об уравнивании
статуса российских граждан и иностранцев.
1. Дайте правовую оценку действиям
миграционного органа и иностранного
гражданина. Нарушил ли иностранный
гражданин российское иммиграционное
законодательство, содержаться ли
в его действиях признаки административного
правонарушения.
2. Охарактеризуйте статус временно
проживающего иностранного гражданина.
РЕШЕНИЕ.
- Местом жительства
иностранного гражданина признается жилое
помещение, по адресу которого он зарегистрирован
в порядке, установленном Федеральным
законом от 18.07.2006 №109-ФЗ «О миграционном
учете иностранных граждан и лиц без гражданства
в Российской Федерации». Иностранный гражданин, временно проживающий в РФ, может быть привлечен к административной ответственности за то, что не проживает по месту жительства. Ответственность иностранных граждан за нарушение режима проживания в РФ установлена ч.1 ст.18.8 КоАП РФ. Таким образом, из п.2 ст.11 Закона % 11500ФЗ и ч.1 ст.18.8 КоАП РФ следует, что нарушением режима проживания является, в частности, проживание иностранного гражданина вне места своего жительства. Действия миграционных
органов правомерны.
- Временно проживающие – статус иностранцев, получивших разрешение на временное проживание в России. Временно проживающие иностранцы не считаются иностранными работниками в силу ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Срок действия разрешения на временное проживание
(РВП) составляет три года. Для осуществления трудовой деятельности в России, временно проживающие иностранцы должны получить разрешение на работу, обратившись в УФМС самостоятельно либо через своего представителя, действующего по доверенности. Временно проживающий иностранный гражданин
вправе осуществлять трудовую деятельность
в пределах субъекта, где ему разрешено
временное проживание (пункты 4.2, 5 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"). Временно проживающий в РФ иностранный гражданин может быть направлен в иной регион в служебную командировку, где при наличии командировочного удостоверения срок командировки может составлять в совокупности не более 40 дней в году. Временно проживающий иностранец, работающий
в регионе, отличном от региона действия
его разрешения на временное проживание
нарушает правила проживания в РФ. В связи
с этим РВП может быть аннулировано территориальным
органом ФМС России, а сам иностранный
гражданин должен будет покинуть территорию
РФ. Также по решению суда за нарушение правил привлечения
и использования иностранной рабочей
силы, как работодатель, так и сам иностранный
гражданин могут подлежать административной
ответственности с выплатой административных
штрафов.
Задача № 2.
Отправляясь в отпуск, начальник отдела
планирования, координации и контроля
территориального органа Минюста России
отдал последние распоряжения подчиненным
ему сотрудникам. Срок отпуска исчисляется
с 12 марта. Распоряжение было подписано
начальником 11 марта в 20:00 часов. Рабочий
день в органе закончился в 18:00.
1. Дайте правовую оценку деятельности
начальника отдела.
2. Будут ли, подписанные им распоряжения
действительны? Ответ мотивировать.
3. Охарактеризуйте порядок действий
должностного лица государственного
органа, который получил к исполнению
неправомерное распоряжение.
РЕШЕНИЕ
В соответствии с Регламентом Минюста
РФ, утверждённым приказом Минюста РФ
от 27.01.2010 № 8, территориальный
орган Минюста России возглавляет начальник,
назначаемый на должность и освобождаемый
от должности приказом Минюста России.
Полномочия начальника территориального
органа Минюста России определяются положением
о территориальном органе Минюста России
и иными нормативными правовыми актами
Минюста России, а также должностным регламентом,
утвержденным Министром. Гражданские
служащие территориального органа Минюста
России осуществляют свою деятельность
на основе должностных регламентов, утверждаемых
начальником территориального органа
Минюста России. Согласно п. 9.6. структура
территориального органа Минюста России
включает в себя: руководство (начальник,
его заместители), помощников; структурные
подразделения по основным направлениям
деятельности - отделы.
Так как в соответствии с п. 9.11. Регламента
Минюста РФ начальник территориального
органа Минюста России подписывает в пределах
своей компетенции приказы и распоряжения
по вопросам организации деятельности
территориального органа Минюста России,
распоряжения подписанные начальником
отдела планирования, координации и контроля
территориального органа Минюста России
являются неправомерными.
В соответствии с ч.2 ст.15 Федерального
закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной
гражданской службе Российской Федерации"
гражданский служащий не вправе исполнять
данное ему неправомерное поручение. При
получении от соответствующего руководителя
поручения, являющегося, по мнению гражданского
служащего, неправомерным, гражданский
служащий должен представить в письменной
форме обоснование неправомерности данного
поручения с указанием положений законодательства
Российской Федерации, которые могут быть
нарушены при исполнении данного поручения,
и получить от руководителя подтверждение
этого поручения в письменной форме. В
случае подтверждения руководителем данного
поручения в письменной форме гражданский
служащий обязан отказаться от его исполнения.