Административное
право
отрасль права,
представляющая собой совокупность
юридических норм, которые регулируют
общественные отношения, складывающиеся
при осуществлении исполнительно-распорядительной
деятельности, т. е. в процессе государственного
управления. Нормы А. п. определяют
порядок организации и деятельности аппарата
государственного управления, компетенцию
центральных и местных органов управления,
права и обязанности должностных лиц,
взаимоотношения между органами управления
и гражданами, а также регламентируют
порядок издания актов управления, методы
административной деятельности, порядок
применения мер административного принуждения.
В процессе применения норм А. п. возникают
административно-правовые отношения между
органами государственного управления,
с одной стороны, и соответствующими органами
государства, общественными организациями
и гражданами — с другой. Для этих отношений
характерно следующее: одной из сторон
в них всегда выступает государственный
орган (орган управления) или его должностное
лицо, наделённые определёнными государственными
властными полномочиями и действующие
от имени государства; отношение может
возникнуть помимо воли др. стороны; как
правило, споры, возникающие по этим отношениям,
разрешаются в административном порядке,
т. е. вышестоящим органом управления или
специально созданным для этой цели государственным
органом.
А. п. как отрасль права
отражает сущность экономического и
социального строя, сущность государства,
принципы системы права данной общественно-экономической
формации. А. п. эксплуататорских государств
регулирует отношения между государством
и подданными в целях охраны частной собственности,
режима эксплуатации и обеспечения интересов
господствующего класса. Основная часть
норм буржуазного А. п. составляют нормы,
регламентирующие административно-политическую
деятельность буржуазного государства,
в том числе применение административного
принуждения в различных его формах. Эти
нормы таковы, что дают возможность полиции
и другим административным властям действовать
на основе свободного усмотрения (т. н. Дискреционная
власть), широко применяя репрессивные
меры путём непосредственного принуждения
в административном порядке, без обращения
в судебные органы.
В условиях всё большего
сращивания государственного аппарата
с аппаратом монополий и милитаризации
экономики империалистическое государство
активно вмешивается в руководство
экономикой в интересах финансовой олигархии.
Это находит отражение и в действующем
А. п. В частности, это выражается в значительном
увеличении числа административно-правовых
норм по вопросам экономического регулирования
(регламентация государственного сектора
хозяйства и компетенции соответствующих
органов управления, государственное
регулирование некоторых сторон хозяйственной
деятельности монополий, установление
государственного контроля над отдельными
отраслями хозяйства и т. д.). Значительно
расширяются также административные полномочия
отраслевых органов управления, осуществляющих
централизованное руководство деятельностью
публичных корпораций или государственный
контроль за деятельностью частных предприятий
и их объединений, а также органов, координирующих
развитие капиталистического хозяйства
(органов планирования, учёта и контроля,
финансовых органов); большое развитие
получило административно-правовое регулирование
т. н. социальных услуг.
В социалистических
государствах А. п. — самостоятельная
отрасль системы социалистического права,
в которой находят своё выражение принципы
социалистического демократизма, хозяйственно-организаторская,
социально-культурная, воспитательная
функции социалистического государства.
Нормы А. п. в этой области обеспечивают
реализацию гарантированных конституцией
политических и социально-экономических
прав граждан. Эти же цели преследует и
правовое регулирование административно-политической
деятельности государственных органов,
призванное охранять социалистические
завоевания, общественный порядок и государственную
безопасность в интересах трудящихся.
Регулируя общественные отношения, складывающиеся
в процессе исполнительно-распорядительной
деятельности органов социалистического
государства, А. п. оказывает активное
воздействие на развитие экономических
отношений, в его нормах получают правовое
закрепление основные принципы государственного
управления в социалистическом обществе.
Социалистическое А. п. закрепляет формы
и методы организации управления народным
хозяйством, способы обеспечения законности
и гарантии прав граждан в области исполнительно-распорядительной
деятельности.
А. п. регулирует
общественные отношения, складывающиеся
в ходе исполнительно-распорядительной
деятельности органов Советского
государства, осуществляющих задачи
коммунистического строительства.
Основная часть советского А. п. составляют нормы, регулирующие
порядок руководства и управления отраслями
народного хозяйства: организацию планирования
и финансирования, учёта и контроля; подготовки,
подбора и расстановки кадров; оперативное
управление предприятиями и хозяйственными
организациями. Особо важное значение
имеют нормы А. п., отражающие мероприятия
по проведению в СССР (с середины 60-х гг.)
экономической реформы и определяющие
правовое положение социалистических
производственных предприятий, права
и обязанности хозяйственных министерств,
ведомств и объединений. Важной задачей
советского А. п. является обеспечение
дальнейшего развития учреждений культуры,
народного образования, здравоохранения,
организация научно-иисследовательской
деятельности, реализация гарантированных
Советской конституцией прав и демократических
свобод граждан, защита этих прав и свобод,
совершенствование правовых гарантий
личности в области государственного
управления. Нормы советского А. п. направлены
также на обеспечение функции государства
по обороне страны, охране общественного
порядка и государственной безопасности,
на развитие внешних сношений Советского
государства.
Система советского
А. п. складывается из общей
и особенной частей. Общая часть
объединяет нормы, регламентирующие
правовое положение и компетенцию органов
управления, правовое положение граждан
и общественных организаций в сфере исполнительно-распорядительной
деятельности, формы и методы этой деятельности
(акты управления, меры убеждения и поощрения,
меры принуждения, способы и формы обеспечения
законности в административной деятельности).
К общей части относятся и административно-процессуальные
нормы, регулирующие порядок рассмотрения
административных споров и применения
соответствующих мер воздействия. Особенная
часть содержит нормы, которые регулируют
организацию, методы и формы управления
отдельными отраслями народного хозяйства,
социально-культурной и административно-политической
деятельности.
Источниками советского
А. п. являются Конституция
СССР, конституции союзных и автономных
республик, законы и постановления Верховного
Совета СССР, Верховных Советов союзных
и автономных республик, Указы и постановления
Президиума Верховного Совета СССР, Президиумов
Верховных Советов союзных и автономных
республик, постановления и распоряжения
Совета Министров СССР, Советов Министров
союзных и автономных республик, приказы
и инструкции министров, председателей
государственных комитетов и ведомств,
решения и распоряжения местных Советов
депутатов трудящихся и их исполкомов.
Лит.: Административное право. Учебник
под ред. А. Е. Лунева, М., 1967; Козлов Ю. М.,
Предмет административного права, М., 1967.
Н. Г. Салищева.