Административное правонарушение, его понятие и состав

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2015 в 16:54, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотрение административного правонарушения, его признаки и состав.
Указанные цели определяют задачи исследования: раскрыть понятие административного правонарушения, определить его признаки и юридический состав.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………......3
Глава 1. Понятие и признаки административного правонарушения…....5
§1. Понятие административного правонарушения……………………………..5
§2. Признаки административного правонарушения……………………………7
Глава 2. Юридический состав административного правонарушения….13
Заключение……………………………………………………………………...22
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.Понятие административного правонарушения и его состав..docx

— 40.89 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………......3

Глава 1. Понятие и признаки административного правонарушения…....5

§1. Понятие административного правонарушения……………………………..5

§2. Признаки административного правонарушения……………………………7

Глава 2. Юридический состав административного правонарушения….13

Заключение……………………………………………………………………...22

Список использованных источников…………………………………….….24

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной проблемы несомненна. Актуальна она потому, что в Российской Федерации действует большое количество правил, соблюдение которых необходимо для поддержания общественного порядка, порядка управления, для четкой работы различного рода коммерческих и некоммерческих организаций и государства. К таким правилам относятся правила поведения в общественных местах, правила торговли, правила дорожного движения, правила охраны труда правила охоты, рыбной ловли, санитарно-эпидемиологические, ветеринарные таможенные правила и другие. Несоблюдение административного правила называется административным правонарушением.

Указанные правила устанавливаются федеральными законами и законами субъектов РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства, органами исполнительной власти. Правила, закрепленные  в названных и иных актах, защищаются нормами административного права, в соответствии с которыми на их нарушителей налагаются различные виды административной ответственности, за которые налагаются определенные санкции. Эти нормы объединены в Кодексе РФ об административных правонарушениях, который является основным законом в области административного права.

При наказании правонарушителя сначала следует определить признаки и состав его правонарушения и доказать его виновность. Признаки административного правонарушения, закрепленные в праве, в совокупности образуют сложный юридический состав, являющийся единственным основанием административной ответственности правонарушителя.

Цель данной работы – рассмотрение административного правонарушения, его признаки и состав.

Указанные цели определяют задачи исследования: раскрыть понятие административного правонарушения, определить его признаки и юридический состав.

Объектом исследования являются общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности.

Предметом исследования являются административно-правовые нормы, которые предусматривают ответственность за административные правонарушения.

Согласно действующему законодательству административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Методологическая основа исследования курсовой работы: применялись общенаучные и специальные методы познания: системный, сравнительно-правовой, формально-логический.

Курсовая работа состоит из нескольких частей. Первая часть «Понятие и признаки административного правонарушения» раскрывает сущность административного правонарушения. Вторая часть «Юридический состав административного правонарушения» раскрывает элементы состава правонарушения.

 

Глава 1. Понятие и признаки административного правонарушения

§1. Понятие административного правонарушения

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность1 (ст. 2.1 КоАП). При этом административная ответственность за правонарушения, предусмотренные КоАП РФ и другими нормативными актами, наступает при условии, что эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

Из определения следует, что административным правонарушением является противоправное, т. е. не соответствующее требованиям (или запретам) закона поведение лица в форме действия или бездействия. Поведение людей носит волевой характер, то есть проявляется определенная осознанность деяния и его направленность, а также стремление достичь определенной противоправной цели или законной цели противоправным способом.

Суть понятия административного правонарушения заключается в том, что оно посягает на государственный порядок, частную, государственную, муниципальную и иные виды собственности, права и свободы граждан, на установленный порядок управления и так далее.

Административный проступок, посягая на установленный правопорядок, причиняет ему тот или иной вред, нарушает упорядоченность, согласованность управленческих отношений. При этом нежелательный результат может проявляться в реальном вреде или в создании условий для наступления вреда.

Сущность административного правонарушения определяется его общественной опасностью. Государство, закрепляя в нормах права обязательные правила поведения, предусматривает возможность применения за их нарушение государственного принуждения. Именно общественная опасность правонарушения обусловливает ответственность за его совершение. Отсутствие данного признака свидетельствует и об отсутствии правонарушения.

Действующие в России различные юридически обязательные правила имеют своей целью обеспечение правопорядка и государственной дисциплины в определенных сферах деятельности.2 К ним относятся правила поведения в общественных местах, правила дорожного движения, правила охраны труда и техники безопасности, правила торговли, санитарные, ветеринарные и противопожарные правила, правила охоты, рыбной ловли, налоговые, таможенные правила, правила, действующие в сфере охраны здоровья населения, окружающей среды, природопользования, охраны памятников истории и культуры и так далее.     

 Обязательные правила  адресованы широкому кругу субъектов. Одни – всем гражданам и  юридическим лицам, другие – работникам тех или иных отраслей хозяйства, социально-культурной и административно-политической деятельности, третьи – должностным лицам, занимающим определенные должности в государственных, муниципальных, общественных, коммерческих организациях.

Одна из существенных особенностей обязательных правил состоит в том, что они защищаются административными санкциями, а их нарушение квалифицируется в качестве административного правонарушения, являющегося основанием административной ответственности.

Таким образом, определив понятие и особенность административного правонарушения можно выделить признаки, характеризующие его сущность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§2. Признаки административного правонарушения

Понятие административного правонарушения охватывает ряд признаков. Во-первых, это деяние, то есть действие или бездействие, во-вторых, противоправность деяния, в-третьих, виновность, в-четвертых, наказуемость деяния.

В юридической литературе обычно выделяют пять признаков административного правонарушения. Четыре из них, как уже указывалось выше, заложены в определении административного правонарушения, имеющемся в законодательстве. Пятый признак характеризует негативное воздействие административного правонарушения на конкретные общественные отношения3. О нем было сказано выше, подробно на нем останавливаться не будем. 

Представляется все же, что любое административное правонарушение обладает признаком общественной опасности, так как нарушение конкретных общеобязательных правил обычно создает опасность наступления крайне негативных для общества последствий. Особенность административных правонарушений заключается в том, что совершение большинства из них обычно не влечет наступления непосредственно этих последствий, а лишь создает такую угрозу4. Вместе с тем сами эти последствия таковы, что в случае их наступления могут причинить даже больший вред, чем многие уголовные преступления. Совершенно очевидно, например, что совершение таких правонарушений, как: "нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде" (ст. 6.5 КоАП РФ), "сокрытие или искажение экологической информации" (ст. 8.5 КоАП РФ), может повлечь причинение вреда жизни и здоровью сотням и тысячам людей. Поэтому отрицание общественной опасности административных правонарушений не основывается на реально существующей ситуации5.

В характеристике признаков административного правонарушения исходными являются понятия «действие» и «бездействие», которые образуют такое правовое понятие как «деяние».

Административное правонарушение как деяние представляет собой единство физического и психического, то есть это осознанный волевой акт человеческого поведения, выраженного в подконтрольном сознанию мотивированном действии или бездействии, предусмотренном конкретной статьей КоАП РФ.6 Оно включает в себя цель, средства, результат и сам процесс деяния, а также охватывает такие личностные категории, как мотивы, ценностные ориентации, психологическое отношение к содеянному.

Деяние – это активное невыполнение правового предписания в виде обязанности или законного требования, правила, нормы, стандарта7 (например, нарушение тишины в ночное время, нарушение правил дорожного движения).

Бездействие – это пассивное поведение, выраженное в не совершении лицом тех действий, которые оно должно было и могло совершить в силу возложенных на него обязанностей (например, уклонение от подачи декларации о доходах, невыполнение родителями своих обязанностей по воспитания и обучению детей).8

Административное правонарушение посягает на регулируемые и охраняемые нормами административного права общественные отношения. Противоправность деяния заключается в нарушении или невыполнении субъектом правил, норм, стандартов и требований. При этом противоправное деяние не связывается правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий. Для привлечения к административной ответственности обычно достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований, предписанных правовой нормой, так как административные правонарушения в рассматриваемой сфере считаются оконченными с момента совершения самих противоправных действий, то есть создания угрозы тем или иным общественным отношениям9.

Кроме того, необходимо иметь в виду, что противоправность заключается в совершении деяния, нарушающего нормы не только административного, но и ряда других отраслей права (например, конституционного, гражданского, финансового, налогового, таможенного, земельного, экологического, трудового). Главное здесь состоит в том, что соблюдение этих норм права охраняется мерами административной ответственности.

Таким образом, меры административного наказания могут быть применены лишь в том случае, если конкретное деяние предусмотрено нормой права. Иными словами, деяние, не являющееся противоправным, нельзя квалифицировать как административное правонарушение, и оно не может повлечь административную ответственность.

Административным правонарушением является виновное деяние, представляющее собой проявление воли и разума действующего (бездействующего) лица10.

При совершении административного проступка вина может выражаться в форме умысла или неосторожности. Вина – это психическое отношение правонарушителя к совершенному общественно-опасному, противоправному действию или бездействию, его последствиям в форме умысла либо неосторожности11. Наличие вины правонарушителя в той или иной форме является необходимым признаком административного правонарушения.

Следующий важный признак административного правонарушения – его административная наказуемость. Конкретное деяние может быть признано административным правонарушением только в том случае, если за его совершение законодательством предусмотрена административная ответственность.

Признак административной наказуемости тесно связан с юридическими последствиями применения мер административной ответственности. Их суть состоит в том, что применение к правонарушителю административного наказания влечет для него состояние административной наказанности и в его правовой статус включается элемент, характеризующий новое правовое положение личности.

Статьей 4.6 КоАП РФ установлено, что состояние административной наказанности, как правило, если иное не установлено законом, продолжается в течение года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания и аннулируется по его истечении автоматически, то есть без особого решения или санкционирования какого-либо государственного органа или должностного лица. Лицо после истечения этого срока считается не подвергнутым административному наказанию12.

Повторное совершение административного правонарушения в состоянии административной наказанности до истечения сроков давности привлечения к ответственности, установленных действующим законодательством, может повлечь назначение более сурового административного наказания, как правило, крупных штрафных санкций и даже административного ареста.

Итак, административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный порядок, частную, собственности, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое федеральным законом предусмотрена административная ответственность. Главным отличием правонарушения от преступления является то, что преступление всегда влечет за собой общественно-опасные последствия, а правонарушение только угрозу.

Информация о работе Административное правонарушение, его понятие и состав