Административное правонарушение и ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 20:54, реферат

Описание работы

Эффективность правового регулирования общественных отношений во многом зависит от того, насколько содержание права адекватно потребностям развития общественных отношений. И в зависимости от изменений этих потребностей меняются роли, объемы и соотношение основных составляющих права - его институтов и отраслей.
Административная ответственность в данной системе, является необходимым стимулятором правомерного поведения, содействует воспитанию чувства нравственного и правового долга перед обществом и государством, повышению общественно-политической активности каждого гражданина.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………..3
Административное правонарушение …………………………….5
Административная ответственность …………………………….12
Заключение ………………………………………………………………17
Библиография ……………………………………………………………19

Файлы: 1 файл

правоведение.doc

— 95.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

 

Введение …………………………………………………………………..3

  1. Административное правонарушение …………………………….5
  2. Административная ответственность …………………………….12

Заключение ………………………………………………………………17

Библиография ……………………………………………………………19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

       Представление об административном нарушении и административной ответственности является основой для рассмотрения всей проблематики административной юрисдикции. Знание о юридической ответственности и административных правонарушениях имеют как теоретическое, методологическое значение для понимания учебного материала, так и практически-прикладное значение, как основа рассмотрения дел об административных правонарушениях.

       В современных условиях административное право как совокупность правовых норм, регулирующих важнейшие общественные отношения во всех сферах государственного управления жизнедеятельностью общества, приобретает все большее значение.

       Это связано, во-первых, с теми изменениями, которые происходят в России в последние десятилетия, той ролью, которую призвана играть   исполнительная власть как одна из трех ветвей государственной власти.

       Во-вторых, с решением конструктивных задач, возникающих в ходе реализации концепции административной реформы, цель которой - создание эффективного механизма (организационного, правового, кадрового, информационного и т.д.) управления государством, реализации в жизнь его политики и законов.

       Административно-правовые нормы касаются жизни каждого человека, т.к. направлены на охрану и защиту их прав и свобод, обеспечение благоприятной среды обитания.

       Предметом административного права является и целенаправленное воздействие на деятельность предприятий, учреждений, организаций. Пределы и методы такого воздействия - важнейший фактор строительства правового государства, которое поощряет расширение сферы рыночных экономических регуляторов применительно к организации деятельности хозяйствующих субъектов.

       Эффективность правового регулирования общественных отношений во многом зависит от того, насколько содержание права адекватно потребностям развития общественных отношений. И в зависимости от изменений этих потребностей меняются роли, объемы и соотношение основных составляющих права - его институтов и отраслей.

       Административная ответственность в данной системе, является необходимым стимулятором правомерного поведения, содействует воспитанию чувства нравственного и правового долга перед обществом и государством, повышению общественно-политической активности каждого гражданина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Административное правонарушение

      

       Некоторые правонарушения имеют сложный правовой характер, являясь одновременно дисциплинарными и административными. В литературе они называются административно-дисциплинарными правонарушениями. О них нельзя говорить как об административных в "чистом" виде, хотя административная ответственность и в этих случаях наступает как за административное правонарушение.

       В законодательстве понятие административного правонарушения было сформулировано в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик от 23 октября 1980 года. С уточнением оно воспринято КоАП РФ. Согласно ст. 2.1 Кодекса административное правонарушение (проступок) представляет собой посягающее на государственный или общественный порядок, социалистическую собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления, противоправное, виновное, (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Административная ответственность наступает, если правонарушение по своему характеру не влечет за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

       Учебное определение административного правонарушения может быть следующим: под административным правонарушением понимается общественно-опасное, противоправное, виновное деяние, за которое нормами административного права предусмотрено административное наказание.

       Прежде чем обратиться к анализу его элементов, кратко остановимся на общих признаках административного правонарушения как разновидности антиобщественного, противоправного поведения. Ему, как и иным правонарушениям, присуща общественная опасность, антиобщественная направленность, угроза нормальному развитию соответствующих общественных отношений и т. д.

       Вместе с тем административное правонарушение отличается от других правонарушений специфическими признаками: степенью общественной опасности, административной противоправностью и административной наказуемостью.

       Исходным в характеристике правонарушений является понятие деяния Это акт волевого поведения. Он заключает в себе два аспекта поведения: действие либо бездействие. Действие есть активное невыполнение обязанности, законного требования, а также нарушения запрета (например, нарушение прав охоты, не остановка транспортного средства по требованию уполномоченного должностного лица).

       Бездействие есть пассивное невыполнение обязанности (например, невыполнение правил пожарной безопасности, непринятие землепользователями мер по борьбе с сорняками и т.д.). Часто одни и те же обязанности могут быть нарушены как действием, так и бездействием (например, нарушение правил охраны водных ресурсов).

       Во всяком правонарушении можно выделить два аспекта, определяющих характер и степень общественной опасности. Характер общественной опасности - это качественная определенность, отличительное свойство конкретного вида правонарушений, именно этим качеством один вид правонарушений отличается от другого. В тех случаях, когда тождественные правонарушения не совпадают по своим фактическим признакам, на практике возникает необходимость количественно измерить опасность правонарушения того или иного вида. В качестве такого "мерила" выступает степень общественной опасности. Характер деяния учитывает важность охраняемых административных правоотношений, нарушаемых правонарушением.

       Степень общественной опасности указывает на интенсивность деяния: действие или бездействие, размер вреда, другие качества деяния. Степень общественной опасности как признак административного правонарушения в приведенной дефиниции отсутствует, но он весьма важен для отграничения административного проступка от преступления. Всем правонарушениям присуща определенная степень общественной опасности. Этим и обусловливается государственная борьба с ними, в том числе мерами административной ответственности.

       Материальным признаком административных проступков, как и иных правонарушений, выступает их общественная опасность, которая и является выражением определенной степени их антиобщественной сущности. Именно степень общественной опасности служит тем критерием, по которому административные проступки и преступления отличаются друг от друга. Причем нередко одно и то же деяние может рассматриваться как преступление, а при определенных обстоятельствах - как проступок. При этом весьма важным является выяснение количественно-качественного содержания опасности путем изучения важности нарушаемых общественных отношений и степени причинения или возможности причинения им реального вреда.

       Общественная опасность административных правонарушений может заключаться как в фактической вредности (например, мелкое хищение, повреждение перевозимых на транспорте грузов), так и в возможности причинения вреда (например, при нарушении правил хранения и применения (использования) сильнодействующих ядовитых и взрывчатых веществ и др.).

       Когда мы говорим о мелком хулиганстве, хулиганстве, злостном хулиганстве, мы уже оперируем определенными качественными категориями. Подразумеваемая здесь количественная оценка лишь дает представление о качественной определенности деяний, и только анализ конкретных фактов, относящихся к данному виду правонарушений, позволит качественно охарактеризовать общественную опасность анализируемого деяния.

       Административная противоправность как признак административного проступка заключается в его запрещенности соответствующей административной нормой под страхом применения к виновному в его совершении мер воздействия, предусмотренных санкцией соответствующей нормы права.

       Характер и степень общественной опасности (объективное свойство правонарушения) находит свое юридическое выражение в противоправности деяния, то есть в признаке, в котором законодатель с большей или меньшей степенью полноты фиксирует отраженные, познанные социальные свойства правонарушения и, когда это возможно, наполняет признак противоправности количественными характеристиками, позволяющими правоприменительному органу правильно квалифицировать конкретное правонарушение. Данный признак обусловливается наличием нормативных оснований ответственности.

       Наказуемость как признак любого противоправного деяния органически включает в себя два элемента: во-первых, угрозу как потенциальную возможность применения наказания в случае, если правонарушение будет совершено, и во-вторых, административное наказание, если правонарушение уже совершено. Иное представление о важности общественного воздействия (мнения) в борьбе с правонарушениями привело бы к недооценке принципа неотвратимости наказания, превентивной роли правовых норм и воспитательного воздействия органов общественности и трудовых коллективов.

       Виновность совершения правонарушения указывает на то, что лицо осознает в достаточной степени данное деяние и его последствия и проявляет к ним определенное волевое отношение, установленное нормой, предусматривающей административную ответственность за это деяние. Деяние является административным правонарушением лишь в том случае, если лицо проявило психическое отношение к нему в форме умысла или неосторожности, имело определенные нормой мотивы и цели. Если лицо в силу интеллектуальных или волевых расстройств, вызванных объективными обстоятельствами, не проявило такого отношения к своему поступку, данное деяние будет обладать формальными признаками административного правонарушения, но административной ответственности и применения наказания не влечет.

       Состав административного правонарушения, как и иного правонарушения, образуется из следующих элементов: объекта, объективной и субъективной сторон.

       Объектом административного проступка являются общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления и охраняемые мерами административной ответственности. При этом не все управленческие отношения выступают как объект административного проступка, а лишь те из них, которые регулируются административно-правовыми нормами, обеспеченными санкциями в виде конкретных административных наказаний.

       Объективную сторону административного правонарушения характеризует совокупность внешних признаков и обстоятельств поведения нарушителя (наличие противоправного действия или бездействия, противоправных последствий, причиной связи между противоправным действием (бездействием) и наступившими последствиями). При этом для состава административного проступка в отдельных случаях, предусмотренных законом, не требуется наличия всех указанных признаков.

       Субъектами административного правонарушения признаются: а) физические лица; б) организации, т. е. юридические лица.

       Субъективная сторона - это психическое отношение лица к совершенному им деянию и его последствиям в момент совершения проступка. Ее образует: вина нарушителя, цель и мотив совершенного деяния.

       Вина может выражаться в форме умысла или неосторожности. В ст.2.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях указано, что административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий.

       Неосторожная вина в административных правонарушениях, как правило, выражается в форме небрежности, характеризующейся тем, что в результате легкомыслия или неосмотрительности нарушитель не сознает антиобщественный характер своего поведения, хотя в силу определенного возраста, умственного развития, жизненного опыта он мог и должен был сознавать, что его действия являются антиобщественными и противоречат требованиям правовых норм (ст. 2.2 КоАП РФ).

       При установлении формы вины в значительной части административных проступков устанавливается лишь отношение нарушителя к фактически совершенным им действиям (мелкому хищению, нарушениям правил хранения огнестрельного оружия, правил противопожарной безопасности, карантинных правил и т.п.) и не рассматривается его отношение к вредным последствиям, поскольку они не всегда могут восприниматься как реальный результат антиобщественного поведения.

       Однако для установления формы вины при совершении отдельных проступков решающее значение имеет отношение нарушителя не только к своим действиям, но и к их последствиям. Например, отношение к последствиям своих действий гражданина, допустившего проживание в занимаемом им жилом помещении лиц без паспорта, без прописки или регистрации. Антиобщественная сущность этого правонарушения состоит не только в нарушении правил паспортной системы, но и с предоставлением возможности укрываться от органов следствия и правосудия лицам, скрывающимся от ответственности перед законом.

Информация о работе Административное правонарушение и ответственность