Для оказания юридической
помощи лицу, в отношении которого ведется
производство по делу об административном
правонарушении, в производстве по делу
об административном правонарушении может
участвовать защитник, а для оказания
юридической помощи потерпевшему - представитель.
Лицо, в отношении которого ведется производство
по делу об административном правонарушении
и потерпевший выбирают своих защитников
и представителей самостоятельно и добровольно
в соответствии с собственными требованиями.
Защитник и представитель могут быть допущены
к участию в производстве по делу об административном
правонарушении с момента установления
лица, в отношении которого ведется производство
по делу об административном правонарушении
и потерпевшего, то есть с момента составления
протокола об административном правонарушении.
В качестве свидетеля
по делу об административном правонарушении
может быть вызвано лицо, которому могут
быть известны обстоятельства дела, подлежащие
установлению. Свидетель обладает установленным
законом объемом прав и обязанностей.
Свидетель обязан явиться по вызову судьи,
органа, должностного лица, в производстве
которых находиться дело об административном
правонарушении и дать правдивые показания.
Статья 51 Конституции
РФ устанавливает, что никто не обязан
свидетельствовать против себя самого,
своего супруга и близких родственников,
круг которых определяется федеральным
законом.[1] Данное положение
отражено в части 3 статьи 25.6. КоАП РФ. Установлен
круг близких родственников (родители
и их дети, усыновители, усыновленные,
родные братья и сестры, дедушка, бабушка
и внуки). Кроме того свидетель имеет право
давать показания на родном языке или
на языке которым владеет, пользоваться
бесплатной помощью переводчика, делать
замечания по поводу правильности занесения
его показаний в протокол. При опросе несовершеннолетнего
свидетеля, не достигшего возраста четырнадцати
лет, обязательно присутствие педагога
или психолога. В случае необходимости
опрос проводится в присутствии законного
представителя несовершеннолетнего свидетеля.
Свидетель предупреждается об административной
ответственности за дачу заведомо ложных
показаний.
В случаях, предусмотренных
КоАП РФ, должностным лицом, в производстве
которого находится дело об административном
правонарушении, в качестве понятого может
быть привлечено любое не заинтересованное
в исходе дела совершеннолетнее лицо.
Число понятых должно быть не менее двух.
Понятые подписывают протокол совершенного
при них процессуального действия. Понятой
вправе делать замечания по поводу совершаемых
процессуальных действий. Замечания понятого
подлежат занесению в протокол. Понятые
приглашаются, для участия в производстве
по делу об административных правонарушениях,
на добровольной основе. Им возмещаются
расходы, связанные с их участием в деле.
В качестве специалиста,
для участия в производстве по делу об
административном правонарушении, может
быть привлечено любое не заинтересованное
в исходе дела совершеннолетнее лицо,
обладающее познаниями, необходимыми
для оказания содействия в обнаружении,
закреплении и изъятии доказательств,
а также в применении технических средств. [7,с.264] Участие в производстве
по делу об административном правонарушении
является обязанностью специалиста. За
отказ или уклонение от исполнения обязанностей,
предусмотренных комментируемой статьей
специалист несет административную ответственность.
Специалист под расписку предупреждается
об административной ответственности
за дачу заведомо ложных пояснений.
В качестве эксперта
может быть привлечено любое не заинтересованное
в исходе дела совершеннолетнее лицо,
обладающее специальными познаниями в
науке, технике, искусстве или ремесле,
достаточными для проведения экспертизы
и дачи экспертного заключения. В определении
о назначении экспертизы эксперту должны
быть разъяснены его права и обязанности,
он также должен быть предупрежден об
административной ответственности за
дачу заведомо ложного заключения.
Прокурор в пределах
своих полномочий вправе:
- возбуждать производство
по делу об административном правонарушении;
- участвовать в рассмотрении
дела об административном правонарушении,
представлять доказательства, заявлять
ходатайства, давать заключения по вопросам,
возникающим во время рассмотрения дела;
- приносить протест
на постановление по делу об административном
правонарушении независимо от участия
в деле, а также совершать иные предусмотренные
федеральным законом действия.
Поскольку органы и
должностные лица, составившие протокол
об административных правонарушениях,
не являются участниками производства
по делам об административных правонарушениях,
они не вправе обжаловать вынесенные по
делу постановления. В этих условиях возрастает
значение прокурора как субъекта обладающего
правом приносить протест на постановление
по делу об административном правонарушении,
независимо от участия в деле. [7,с.271]
При наличии предусмотренных
ст.25.12 КоАП РФ обстоятельств, исключающих
возможность участия лица в качестве защитника,
представителя, специалиста, эксперта
или переводчика в производстве по делу
об административном правонарушении,
указанное лицо подлежит отводу. Правом
инициативы отвода должен обладать и судья,
орган, должностное лицо, в производстве
которых находится дело об административном
правонарушении. Заявление о самоотводе
или об отводе подается судье, органу,
должностному лицу, в производстве которых
находится дело об административном правонарушении.
Рассмотрев заявление о самоотводе или
об отводе, судья, орган или должностное
лицо, выносят определение об удовлетворении
заявления либо об отказе в его удовлетворении. [3]
Исходя из выше перечисленных
признаков, под производством по делам
об административных правонарушениях
следует понимать основанную на законе
и облечённую в форму правовых отношений
деятельность судей, органов и должностных
лиц по возбуждению и рассмотрению дел
об административных правонарушениях.
Это применение к виновным мер административной
ответственности, осуществляемое в особом
административно-процессуальном порядке.
Оно производится в целях всестороннего,
полного и объективного выяснения обстоятельств
дела, разрешения его в соответствии с
законом, обеспечения исполнения вынесенного
постановления, а также выявления причин
и условий, способствовавших совершению
административных правонарушений.
Согласно КоАП РФ, производство
по делам об административных правонарушениях
включает в себя возбуждение дела об административном
правонарушении, административное расследование,
рассмотрение дела об административном
правонарушении, сбор и оценку доказательств
по делу об административном правонарушении,
применение мер обеспечения производства
по делам об административных правонарушениях,
принятие решения по делу, пересмотр постановлений
и решений по делам об административных
правонарушениях.
САНКЦИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ
К ГРАЖДАНАМ, СОВЕРШИВШИМ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ
ПРАВОНАРУШЕНИЯ
Весь перечень административных
наказаний указан в ст. 3.2 КоАП РФ, является
жестко регламентированным и расширенному
толкованию не подлежит. То есть, нельзя
придумать никакого другого наказания
кроме указанных в данной статье:
1. Предупреждение;
2. Административный
штраф;
3. Утратил силу.-
Федеральный закон от 28.12.2010 №398 –
ФЗ;
4. Конфискация орудия
совершения или предмета административного
правонарушения;
5. Лишение специального
права, предоставленного физическому
лицу;
6. Административный
арест;
7. Административное
выдворение за пределы РФ иностранного
гражданина или лица без гражданства;
8. Дисквалификация;
9. Административное
приостановление деятельности;
10. Обязательные
работы;
11.Административный
запрет на посещение мест проведения
официальных спортивных соревнований
в дни их проведения.
Два и более одних и
тех же либо разных основных административных
наказаний за одно административное правонарушение
не применяется. Данные наказания могут
быть применены как в качестве самостоятельных
основных наказаний, так и в качестве дополнительного
наказания вместе с основным наказанием,
указанным в ст. 3.3 ч.1 КоАП РФ.[2]
Процессуальные нормы,
регулирующие процедуру привлечения гражданина
к административной ответственности,
закреплены в разделах III, IV, V КоАП РФ. Таким
образом, административная ответственность
как вид юридической ответственности
выражается в применении уполномоченным
органом или должностным лицом административного
взыскания к лицу, совершившего административное
правонарушение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Задачами законодательства
об административных правонарушениях
являются защита личности, охрана прав
и свобод человека и гражданина, охрана
здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического
благополучия населения, защита общественной
нравственности, охрана окружающей среды,
установленного порядка осуществления
государственной власти, общественного
порядка и общественной безопасности,
собственности, защита законных экономических
интересов физических и юридических лиц,
общества и государства от административных
правонарушений, а также предупреждение
административных правонарушений.
Административным правонарушением
признается противоправное, виновное
действие (бездействие) физического или
юридического лица, за которое КоАП РФ
или законами субъектов Российской Федерации
об административных правонарушениях
установлена административная ответственность.
Административное правонарушение
обладает рядом важных признаков. Таких
как: противоправность, общественная вредность,
сознательное и волевое действие (бездействие)
одного или нескольких человек, а также
виновность и наказуемость.
Малозначительное деяние не
может быть признано преступлением, так
как не является общественно опасным.
Общественно опасным следует считать
только такое деяние, которое причинило
или реально способно причинить существенный
ущерб общественным отношениям. Такие
деяния в своей совокупности в определенной
исторической обстановке нарушают условия
существования данного общества.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
- Конституция Российской Федерации. М., 1993. // СПС «КонсультантПлюс»
- Кодекс Российской
Федерации об административных правонарушениях.
М., 2014. // СПС «КонсультантПлюс»
- Комментарий к Кодексу
Российской Федерации об административных
правонарушениях. - 6-е изд. под ред.
Е.Н. Сидоренко, Изд-во Проспект,
2009 .
- Алёхин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. М., 2012.
- Бахрах Д.Н. Административное право России.
– 5-е изд. Эксмо - М.: 2010.
- Бахрах Д.Н. Административное право: Учебник для вузов. – М.: Юрайт, 2011.
- Дмитриев Ю.А. Административное
право. – М.: Эксмо, 2009.
- Под ред. В.Я. Кикотя, П.И. Кононова, И.Ш. Килясханова. Административное право России: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и
право, 2011.
- Попов Л.Л. Административное
право. – М.: Юристъ, 2012.
- Потапова А.А. Административное право. Конспект лекций. Учебное пособие. – М.: Проспект, 2013.
- Сатышев В.Е. Административное право. – М.: Омега-Л, 2010.