Административное принуждение. Понятие, признаки, виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 16:24, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является разработка теоретических положений, методических основ и практических рекомендаций в ходе административного принуждения и административной ответственности. В соответствии с поставленной целью исследования определены следующие задачи:
- определить понятие и систему методов административно-правового принуждения;
- рассмотреть порядок осуществления административного задержания;
- изучить особенности и тактику административного задержания.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ 6
2. ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРИНУЖДЕНИЙ 14
2.1. Административно-принудительные меры 14
2.2. Меры административного пресечения. Их особенности и виды 18
2.3. Меры взыскания 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

Файлы: 1 файл

Курсовая работа_Сафуанова.docx

— 58.68 Кб (Скачать файл)

С этой особенностью теснейшим  образом связана и другая: более  широкий круг субъектов, в отношении  которых могут быть использованы меры административного пресечения. Их могут применять и к лицам, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, и к невменяемым, и к лицам, обладающим иммунитетом (депутатским, дипломатическим), и к военнослужащим, к работникам МВД при совершении ими нарушений, за которые они  могут нести дисциплинарную ответственность.

 Меры пресечения используются как в интересах общества, государства, так и в интересах самого правонарушителя. Так, помещение правонарушителя, находящегося в общественном месте в сильной степени опьянения, в медицинский вытрезвитель предохраняет его от возможного ограбления, а иногда «при низкой температуре воздуха» предохраняет его от утраты здоровья и замерзания. Целям оказания медицинской помощи служит принудительное лечение. Властное прекращение антиобщественной деятельности позволяет предотвратить действия, события, которые усугубили бы ответственность виновного.

 Меры административного пресечения всегда являются мгновенной реакцией органа административной власти на противоправные действия и характеризуются резким вмешательством в организационную, физическую и имущественную строну жизни подвластного лица. Как указывает, например, Л.Л. Попов: «…практически невозможно в каждом возможном случае применения мер административного пресечения доказывать правомочность требования, на котором основано принуждение». В связи с этим, замечает А.В. Серегин, нормы, устанавливающие названные принудительные меры, обращены не к лицам, в отношении которых они применяются, а к органам и должностным лицам, их осуществляющим.

Для применения мер административного  пресечения важен сам факт противоправного  поведения, а не его причины, исследование которых в полной мере возможно лишь в ходе решения вопроса о привлечении  лица к юридической ответственности. В связи с этим, объектом принудительного  воздействия в конечном итоге  оказывается не сама личность с ее многообразием общественных связей и психологических состояний, а  лишь ее поведение как объект. Для  сравнения, например, можно сказать, что объектом воздействия уголовно-исполнительных мер (некоторая часть норм режима содержания, материально-бытовые условия) является личность осужденного во всем ее многообразии.

 Проанализировав вышеперечисленные признаки мер административного пресечения, четко выделяющие их среди других мер административно-правового принуждения, хотелось бы выделить еще некоторые внутривидовые особенности, которые позволяют более детально отразить сущность административного пресечения.

Меры административного  пресечения имеют небольшой круг субъектов их применения. При том, чем сильнее правоограничение, которое  может вызвать та или иная мера административного пресечения, тем  уже круг должностных лиц, управомоченных к их применению, и тем выше требования к их профессиональной подготовке. Вряд ли можно, учитывая исключительный характер таких ценностей, как жизнь  и здоровье, согласиться с суждением  о том, что меры административного  принуждения по своей силе и суровости  менее значительны, чем меры уголовного воздействия. Это утверждение справедливо  в отношении такого вида мер, как  меры административного взыскания, когда речь идет о видах юридической  ответственности, уголовной и административной.

 С учетом всех названных признаков под мерами административного пресечения, на наш взгляд, следует понимать регулируемые нормами административного права юридические средства и способы принудительного воздействия, имеющие целью незамедлительное прекращение реально и открыто существующей противоправной ситуации на месте ее обнаружения путем прямого вмешательства субъекта административной власти, наделенного специальными полномочиями, в деятельность правонарушителя, а также применяемые в целях создания возможности для последующего привлечения нарушителя к юридической ответственности.

Система мер пресечения чрезвычайно  разнообразна. Вследствие этого многими  авторами не раз проводилась попытка  классификации и систематизации различных мер пресечения в родовые  группы.

 Д.Н. Бахрах, исходя из цели и образа воздействия, различает общие, специальные и процессуальные  меры пресечения.

 К общим мерам относятся: превентивное задержание, принудительное лечение, административный надзор за лицами, прибывшими из мест лишения свободы, предписание (предостережение), запрещение эксплуатации, приостановление работ и др. Некоторые из них применяются только к гражданам, другие только к коллективным субъектам, а третьи – и к тем, и к другим. 
Специальные меры пресечения применяются только к гражданам, они нарушают их физическую неприкосновенность для того, чтобы быстро прекратить противоправное поведение. В их числе средства простого физического воздействия (приемы боевой борьбы, использование служебных собак); воздействие с помощью технических средств (дубинок, наручников и т.д.); использование огнестрельного оружия, боевой техники. 
Процессуальные меры пресечения названы в некоторых статьях КоАП РК. Особая цель их применения – обеспечить нормальный ход производства по делам об административных правонарушениях: не позволить виновному уклониться от ответственности, собрать необходимые доказательства, обеспечить исполнение постановления. К процессуальным мерам относятся: доставление, задержание, привод, личный досмотр вещей, изъятие вещей и документов, отстранение от управления транспортными средствами, его задержание, замена исправительных работ арестом. Недостаток данной классификации, по нашему мнению, заключается в том, что Д.Н. Бахрах при делении на виды административно-правового принуждения отрицает такие его виды, как меры предупреждения (административно-предупредительные меры), а также меры административно-процессуального обеспечения. В силу этого данные меры автоматически вливаются в меры административного пресечения, хотя многие авторы считают, что данные виды административно-правового принуждения должны обособляться в самостоятельные группы.

Многообразные меры административного  пресечения в своей интерпретации  сгруппировали в несколько видов  Ю.М. Козлов и Л.Л. Попов. В частности, к ним относятся:

 1)  меры, применяемые непосредственно к личности правонарушителя (требование прекратить противоправное поведение, непосредственное физическое воздействие, административное задержание и доставление в милицию и др.);

2) меры имущественного характера (изъятие огнестрельного охотничьего ружья, снос самовольно возведенных строений и др.);

3) меры технического характера (запрещение эксплуатации неисправного транспорта, приостановление работы предприятий в виду нарушения правил техники безопасности, правил пожарной безопасности, запрещение или ограничение ремонтно-строительных работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности и др.);

4) меры финансового характера (прекращение кредитования, сокращение бюджетного финансирования, отзыв лицензии, дающей право осуществлять финансовые операции, изъятие (взимание) в доход бюджета сумм, полученных предприятиями, учреждениями и организациями в результате нарушения финансовой дисциплины, законодательства о ценах, о реализации нестандартной продукции и др.);

5) меры медико-санитарного характера (отстранение от работы инфекционных больных, запрещение эксплуатации предприятий торговли или общественного питания из-за их антисанитарного состояния и др.);

6) меры, связанные с осуществлением лицензионно-разрешительной системы (отказ в выдаче лицензии на тот или иной подлежащий лицензированию вид деятельности, приостановление или аннулирование лицензии и др.);

 7)  меры специального и исключительного назначения (применение огнестрельного оружия, химических слезоточивых веществ, водометов, резиновых палок, наручников и др.).

 Данная внутривидовая классификация четко распределяет в зависимости от целей, характера и объекта воздействия предметную принадлежность каждой меры административного пресечения.

2.3. Меры  взыскания

Административное взыскание является мерой государственного принуждения, применяемой уполномоченными на то законом судьей, органами (должностными лицами) за совершение административного  правонарушения, и заключается в  предусмотренном настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод лица, совершившего такое  правонарушение. Оно применяется  в целях восстановления социальной справедливости и воспитания лица, совершившего правонарушение, в духе соблюдения требований законодательства и уважения правопорядка, а также  предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так  и другими лицами. Административное взыскание не имеет своей целью  причинение физических страданий лицу, совершившему административное правонарушение, или унижение его человеческого  достоинства, а также нанесение  вреда деловой репутации юридического лица.

Особенности административного  взыскания:

1.  Это реакция государства на уже совершенное правонарушение, иначе говоря, административное взыскание применяется только после совершения правонарушения.

2. Взыскание применяется компетентными субъектами на основании принятия ими специального индивидуального акта управления (постановления, решения).

3. Через административное взыскание практически реализуется административная ответственность. Другие виды административного принуждения не связаны с этим институтом. Именно здесь особенно ярко проявляются властность и авторитарность закона.

4. Административное взыскание в целом преследует кару, воспитание и предупреждение правонарушений.

5.  Государство особенно тщательно регламентирует применение взыскания.

6. Круг должностных лиц правомочных применять административные взыскания гораздо уже круга субъектов уполномоченных законом на применение других мер административного принуждения. Законодатель сознательно устанавливает такой узкий круг субъектов имеющих право применять административного взыскания в целях охраны интересов личности.

7.  Государственно-принудительный характер этих мер выражается в том, что посредством административных взысканий государство принуждает нарушителя претерпевать определенные ограничения его личных или имущественных прав независимо от того желает ли он этого или нет.

Назначение мер  административных взысканий несколько  иное, чем административно-предупредительных  мер и мер административного  пресечения. Если административно-предупредительные  меры предназначены для предупреждения правонарушения, недопущения вредных  последствий, то административные взыскания  применяются, когда необходимо оказать  определенное воздействие на сознание лица, поведение которого значительно  отклонено от формы. Назначение административного  взыскания нужно определять через  цели. Следует отметить, что цели административного взыскания впервые  в истории административного  законодательства закреплены в ст.23 КоАП. Согласно ст.23 административное взыскание является мерой ответственности  и применяется в следующих  целях:

1.  Воспитание лица совершившего правонарушение в духе закона.

2.  Предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Таким образом, применение мер взыскания преследует воспитание правонарушителя в духе закона. Взыскание  является средством воздействия  на его сознание. Основная задача воспитания - посредством взыскания привить  навыки стимулирующие добровольное сознательное выполнение лицом своих  обязанностей.

Ограничение, связанное  с мерами административного взыскания, безусловно, оказывает воспитательное воздействие. Воспитание правонарушителей тесно связано с другой целью  административных взыскания - предупреждение правонарушений (не только со стороны  нарушителей и других лиц). Цель частного предупреждения воздействовать на правонарушителей.

Административное  взыскание содержит в себе разнообразные  формы лишений, которые значительно  ограничивают возможности и желания  правонарушителя на совершение новых  правонарушений, вплоть до изоляции от общества. Особая роль в этом процессе принадлежит органам и лицам, на которые возложена обязанность  исполнить административное взыскание. Недобросовестное исполнение административного  взыскания дает возможность для  совершения повторных правонарушений.

Предупредительные возможности взыскания широки. Многие административные проступки могут  перерасти в преступление, поэтому  своевременное применение мер пресечения являются действенным средством  предотвращения более тяжких деяний. Работники правоохранительных органов  должны внимательно изучать причины  рецидива, изучать личность преступника, это позволит им более эффективно использовать предупредительные возможности  взыскания.

Общее предупреждение для других лиц, реализуется в  издании законодательного акта, карающего  то или иное деяние. Определенную роль играет неотвратимость административного взыскания. Используется общественное порицание - разбирательство проступка в рабочем коллективе, освещение в печати и т.д. Цель общего предупреждения обеспечивается реальным исполнением мер.

Виды административных взысканий:

1) предупреждения;

2) штраф;

3) возмездное изъятие  предмета, явившегося орудием совершения  или непосредственным объектом  административного правонарушения;

4) конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

5) лишение специального  права, предоставленного данному гражданину;

6) исправительные работы;

7) административный арест;

8) административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства.

Все меры административного  взыскания закреплены в ст.24 КоАП.  Я разберу лишь некоторые.

Штраф устанавливается в различном размере, существует закон о перерасчете штрафа, т.к. КоАП слишком стар, вернее стары размеры штрафа, указанные в нём. Штраф налагается различными должностными лицами. Штраф должен быть уплачен в течение 15-ти дней, после вынесения постановления о наложении штрафа. Если человек работает, то постановление об уплате штрафе приходит на работу, если он не уплачивается в срок, то судебный пристав должен произвести опись имущества на сумму штрафа. Если у человека нет имущества, которое можно конфисковать, в данном случае судебный пристав составляет акт о невозможности конфискации и подает в суд, а для виновного по сути не будет никаких последствий.

Информация о работе Административное принуждение. Понятие, признаки, виды