Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 15:29, реферат
С принятием нового Кодекса об административных правонарушениях изменились условия административного задержания, также претерпел изменения круг лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание. В работе будут рассмотрены проблемы, возникающие в связи с процедурой административного задержания, которые являются актуальными для каждого гражданина нашей страны, а не только для юристов, занимающихся теорией и практикующих в области административного права.
В данной работе я попытался раскрыть порядок и особенности административного задержания, а также определить понятие и нормативно-правовые основы административного задержания; определить круг лиц, управомоченных осуществлять административное задержание, а также основания; определить сроки административного задержания; выяснить обязательные элементы протокола; определить правовое положение задерживаемых (задержанных).
Федеральное Государственное бюджетное образовательное
бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте российской федерации
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра административного права
Р Е Ф Е Р А Т
По дисциплине «Административное право»
на тему: «Административное задержание»
Работу выполнил:
студент группы 3531
Краснов А.С.
Работу проверил:
к.ю.н. Граве А.В.
Санкт-Петербург
2012 г.
Оглавление
Введение
Административное задержание
– это наиболее распространенное
процессуальное действие, с которого,
очень часто начинаются все самые
серьезные неприятности и испытания,
связанные с
С принятием нового Кодекса об административных правонарушени
В данной работе я попытался раскрыть порядок и особенности административного задержания, а также определить понятие и нормативно-правовые основы административного задержания; определить круг лиц, управомоченных осуществлять административное задержание, а также основания; определить сроки административного задержания; выяснить обязательные элементы протокола; определить правовое положение задерживаемых (задержанных).
1 Понятие административного задержания
Административное задержание - одна из мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, полный перечень которых дается в ст. 27.1 КоАП РФ. Это одна из необходимых мер, осуществляемых в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления.
Понятие административного задержания
раскрывается в п.1 ст. 27.3 КоАП РФ и
определяется как кратковременное
ограничение свободы
Как разъясняет Конституционный Суд РФ, «задержание, арест, заключение под стражу и содержание под стражей, несмотря на их процессуальные различия, по сути есть лишение свободы».1
Нормативно-правовой основой административного задержания является сам Кодекс об административных правонарушениях, так как в ст. 55 п.3 Конституции РФ ограничение прав и свобод допускается только в случаях, прямо предусмотренных федеральным законом, поэтому применение административного задержания и других мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении может быть установлено только КоАП. Но отдельные положения могут содержаться и в других актах, как например приказ Минобороны РФ от 5 мая 2008 г. N 254 «О реализации отдельных положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Министерстве обороны Российской Федерации».
Согласно КоАП РФ, административное задержание могут осуществлять:
Должностные лица полиции вправе осуществлять административное задержание при выявлении любых административных правонарушений, а также в случаях обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.
Административное задержание,
так же как и предшествующее ему
доставление физического лица, не
может быть применено к лицу, подозреваемому
в совершении административного правонарушен
Профессор А. Б. Агапов подчеркивает, что «как правило, административное задержание осуществляется должностными лицами правоохранительных органов, в системе которых находятся войска».2 Это ОВД, пограничные органы и пограничные войска. Вместе с тем не все должностные лица министерств, ведомств, в системе которых имеются войска, уполномочены производить административное задержание. Таким правом не обладают должностные лица ФСЖВ (железнодорожных войск), МЧС (войск гражданской обороны). Наибольшими полномочиями по применению рассматриваемой меры пресечения наделены должностные лица системы МВД России.
Согласно ст. 27.5 КоАП РФ, срок административного задержания не должен превышать три часа. В исключительных случаях этот срок может быть увеличен до 48 часов.
Так, в соответствии с п. 2 ст. 27.5, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, посягающем на установленный режим Государственной границы Российской Федерации и порядок пребывания на территории Российской Федерации, об административном правонарушении, совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, или о нарушении таможенных правил, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.
Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 27.5, правонарушение, в качестве одной из мер административного наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.
Законодатель отмечает, что срок исчисляется с момента доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления. Естественно, имеется в виду, что момент доставления незамедлительно фиксируется согласно п. 3 ст. 27.2 КоАП.
В случае задержания составляется протокол об административном задержании. Основные элементы протокола об административном задержании указаны в ст. 27.4 КоАП РФ. Так, в п.1 указано, что в протокол должны быть занесены сведения о дате и месте его составления, должности, фамилии и инициалах лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания. Протокол подписывается обеими сторонами, и выдается на руки задержанному по его просьбе. В случае если задержанный не ставит подпись в протоколе, то об этом делается соответствующая отметка.
Согласно п. 3 ст. 27.3 КоАП РФ по просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник.
Согласно п. 4 ст. 27.3 Кодекса об административных правонарушениях об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители. Об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная комендатура или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы), а об административном задержании иного лица, указанного в п. 1 ст 2.5 КоАП, − орган или учреждение, в котором задержанный проходит службу.
Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные КоАП, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.
Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях задержавших их органов, либо в специальных учреждениях, создаваемых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Указанные помещения должны отвечать санитарным требованиям и исключать возможность их самовольного оставления, о чем говорится п. 1 ст. 27.6 КоАП РФ.
Постановление Правительства РФ от 15 октября 2003 г. N 627 «Об утверждении Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц» конкретизирует условия содержания, нормы питания и порядок медицинского обслуживания лиц, задержанных в административном порядке.
Этот акт уточняет немаловажные аспекты, о которых не говорится в КоАП. Например, о раздельном содержании мужчин и женщин, лиц с заболеваниями (травмами), состояние которых определяется как «состояние средней тяжести» или «тяжелое» и другое. Устанавливаются точные нормы. Например, норма площади, устанавливаемая для одного задержанного лица, составляет не менее 2 кв. метров.
Согласно п. 3 ст. 27.6 КоАП РФ, несовершеннолетние содержатся отдельно от взрослых (достигших 18 лет) лиц.
При задержании лицо может быть подвергнуто личному досмотру. В ст. 27.7 КоАП сказано, что личный досмотр, досмотр находящихся при нём вещей осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения. Личный досмотр осуществляется уполномоченным должностным лицом в присутствии двух понятых. Все участники данного процессуального действия должны быть одного пола с задержанным гражданином. При проведении досмотра может применяться фото-видеосъёмка. О проведении личного досмотра составляется протокол, в котором делается отметка об использованных технических средствах фиксации доказательств.
В аналогичном порядке при наличии двух понятых при задержании могут осуществляться досмотр транспортного средства, задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации и изъятие вещей и документов. Изымаемые предметы подлежат обязательной оценке, после чего они либо уничтожаются, либо хранятся, либо реализуются. О данных мерах обеспечения производства составляется соответствующий протокол, в котором делается отметка о присутствии понятых и производстве фото - видеосъемке, звукозаписи (ст. 27.9 КоАП РФ).
Таким образом, не смотря
на кажущееся совершенство совреме
Нередко в ходе задержания в административном
порядке допускаются нарушения прав человека,
четко прописанные в Конституции.
После трансформации основных международных
принципов в российскую правовую систему,
стало очевидным несоответствие обязательств
государства по отношению к гражданам
и практически сложившейся объективной
правоприменительной действительности.
В значительной форме неготовность органов
государства функционировать, руководствуясь
принципом соблюдения прав и свобод человека,
проявляется в отношениях, связанных с
административным задержанием.
Следовательно, необходимо
не столько дальнейшее совершенствование
существующего