Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 21:44, контрольная работа
Административное право является базовой, ключевой отраслью наряду с конституционным, гражданским и уголовным правом. Оно составляет основу правового регулирования разнообразных общественных отношений, повседневно возникающих в различных сферах общественной и повседневной жизни. Современное российское административное право призвано юридически регулировать повседневную государственно-управленческую деятельность, возникающие в ее процессе многообразные управленческие отношения.
Сущность и социальное назначение административно-правового регулирования общественных отношений раскрываются при анализе правовых норм, составляющих содержание данной правовой отрасли и позволяют определить ее место в правовой системе России.
Введение
Понятие административно-правовой нормы, её особенности и структура
2. Виды административно-правовых норм
Заключение
Список используемой литературы
Содержание
Введение
2. Виды административно-правовых норм Заключение Список используемой литературы |
3 4-8
9-12 13 14 4
9 1 1 3 |
Введение
Общественная жизнь, трудовая деятельность, отдых граждан регламентируется правовыми нормами, важное место среди которых занимают административные нормы (правила).
Административное право
Сущность и социальное назначение
административно-правового
Нормы административного права направлены на организацию, упорядочение и совершенствование отношений, которые складываются в сфере управления. Посредством административно-правовых норм определяются правовое положение и компетенция большинства органов исполнительной власти, органов управления, регламентируется их деятельность, ее формы и методы, порядок взаимоотношений с другими субъектами управления. Нормы административного права определяют также правовое положение физических и юридических лиц в различных сферах и областях государственного управления.
1 Понятие административно-правовой нормы, её особенности и структура
Административно-правовая норма – это нормативно-правовые, регулирующие отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в процессе осуществления государственной деятельности.
Норма права по своему юридическому значению есть определенное правило поведения, соблюдение которого гарантируется различного рода организационными, разъяснительными и стимулирующими средствами, а также применением в отношении тех, кто его не соблюдает, мер юридического принуждения (дисциплинарная, административная, материальная, уголовная ответственность). Подобные качества в полной мере присущи административно-правовым нормам. Нормы этой отрасли права несут на себе отпечаток общественных отношений, составляющих ее предмет. Соответственно проявляются определенные особенности, характерные для административно- правовых норм.
К особенностям
административно-правовых норм
а) административно-правовые
нормы преследуют цель
б) административно-правовые нормы определяют тот или иной вариант должного, то есть, соответствующего интересам правового государства, поведения всех лиц и организаций, действующих непосредственно в сфере государственного управления и выполняющих тот или ; иной объем его функций (например, администрация края, области), либо тем или иным образом затрагивающих своими действиями интересы этой сферы (например, общественные объединения, граждане). Должное поведение предполагает, какие действия можно совершать (дозволения), от каких следует воздержаться (запреты), какие совершать необходимо (предписания). В этом и выражается по существу управляющее воздействие на поведение;
в) административно-правовые
нормы, действуя в сфере
г) административно-правовые
нормы, определяя границы
д) административно-правовые нормы в отличие от многих других отраслей российского права имеют свои собственные юридические средства защиты от посягательств на них (невыполнение, недобросовестное выполнение их требований и т.п.). Имеется в виду административная ответственность, как правило, наступающая во внесудебном порядке. В таком же аспекте можно говорить и о дисциплинарной ответственности, рамки применения которой несравненно уже, чем у административной ответственности (исключительно служебные отношения). Административные средства правозащиты не являются чисто административно-правовой прерогативой. С их помощью практически осуществляется защита не только административно-правовых норм и регулируемых ими управленческих отношений, но и норм многих других отраслей права (например, трудового, финансового, земельного и т.п.);
е) административно-правовые
нормы во многих случаях могут
выступать в роли регулятора
иных общественных отношений,
а не только их защитника.
Так, с их помощью
ж) административно-правовые нормы достаточно часто устанавливаются непосредственно в процессе реализации исполнительной власти и непосредственно ее субъектами.
Давая общую характеристику
административно-правовым норма
Любая правовая норма есть
акт правотворчества и
Для административного права
характерно юридическое
Административно-правовая норма состоит из
1) гипотеза – условие действия административно-правовых норм
2) диспозиция – правило
3) санкция – меры
Однако и здесь имеются
определенные особенности. Так,
Гипотеза содержит указание на фактические условия реализации нормы, обстоятельства, при наличии которых надо или можно действовать определенным образом. Обстоятельства, предусматриваемые гипотезой нормы административного права, являются юридическими фактами, порождающими, изменяющими или прекращающими административные правоотношения.
Диспозиция – центральная
часть административно-
В санкции административно-
Административно-правовые
2 Виды административно-правовых норм
Нормы административного права подразделяются на ряд групп в зависимости от своей регулятивной направленности и юридического содержания. Центральное место при этом закономерно отводится характерному для всех правовых норм выделению двух основных их видов, соответствующих целям содержащихся в них юридически властных предписаний. Это материальные и процессуальные нормы.
Материальные административно-
Процессуальные нормы
административного права определяют порядок
(процедуру) практической реализации участниками
управленческих отношений закрепленных
за ними нормами материального права обязанностей
и прав. Это уже динамика управленческих
отношений. Именно на основе норм процессуального
административного права осуществляются
подача, рассмотрение и разрешение жалоб,
практически реализуются входящие в компетенцию
губернатора области управленческие действия
и т.п. В числе процессуальных норм административного
права особое место занимают те из них,
которыми определяется порядок разрешения
административно-правовых споров и применения
мер административного принуждения. Эту
их группу принято называть административно-
Следующим видом классификации административно-правовых норм представляется их классификация по конкретному юридическому содержанию. Она производна от используемых в практике административно-правового регулирования методов. Соответственно различают:
а) обязывающие, то есть содержащие юридически властное предписание на обязательное совершение определенных действий, предусмотренных данной нормой. Например, при приеме на работу государственного служащего руководитель исполнительного органа обязан издать приказ; возникающее коммерческое объединение обязано пройти регистрацию в органах юстиции и т.п.;
б) запрещающие, то есть содержащие юридически властное предписание, запрещающее совершение определенных действий, предусмотренных данной нормой. Запрещающий характер носят прежде всего административно-правовые нормы, в которых предусматриваются составы административных правонарушений;