Административно-правовая ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 16:34, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа посвящена подробному рассмотрению одного из элементов отрасли административного права – административной ответственности. Административная ответственность - один из важных институтов в сфере государственного управления, так как она является механизмом обеспечения и поддержания общественного порядка и общественной безопасности, а также рычагом становления гражданского общества в современной России.
Целью курсовой работы является раскрытие понятия и основных элементов административной ответственности.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………...…………..3
Глава 1. Понятие и структура административно-правовой ответственности………………………………………………………….………6
1.1 Понятие административно- правовой ответственности и ее место в системе юридической ответственности………………….…………..……….. .6
1.2 Структура административно- правовой ответственности….......................13
Глава 2. Меры административно- правовой ответственности…………….....21
2.1 Понятие административного взыскания………………………...…..….....28
2.2 Система и виды административного взыскания………………………….28
Заключение…...………………………………………….……………………...32
Список использованных источников и литературы…..…...…………………………………………….……………….37

Файлы: 1 файл

Курсовая административное право.doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)
    • общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;
    • перечня видов административных наказаний и правил их применения;
    • административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
    • порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;
    • порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний3.

5. Определенную специфику  административной ответственности  придает и порядок действия  законодательства об административных правонарушениях. Так, КоАП РФ установлено, что лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет. В то же время производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.

6. Процедура привлечения  к административной ответственности значительно проще, нежели аналогичные процедуры привлечения к гражданской или уголовной ответственности. Необходимость оперативного реагирования на нарушение норм административного законодательства обусловила разработку относительно простой, экономичной и непродолжительной процедуры привлечения к административной ответственности. В административном праве возможно привлечение к ответственности на месте совершения правонарушения с минимальным оформлением происшедшего (например, в случае с оплатой штрафа за безбилетный проезд в городском общественном транспорте). Применительно к уголовной или гражданской ответственности это недопустимо.

Помимо особенностей, которые отличают административную ответственность от других видов  юридической ответственности, она также выполняет ряд некоторыми специфичными функциями. Важнейшей функцией административной ответственности является ее превентивная (предупредительная) функция, пробуждающая юридических и физических лиц соблюдению законодательства. В основе этого моральное воздействие на субъект правоотношения, предотвращающее противоправную акцию.

Данная функция административной ответственности делится на частную  превенцию и общую превенцию4.

Содержание частной  превенции заключается в том, что административная ответственность направлена на предотвращение совершения в дальнейшем административных правонарушений лицом, совершившим административное правонарушение.

Содержание общей превенции  включает в себя выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, и предотвращение совершения административных правонарушений другими субъектами права.

Наряду с превентивной функцией выделяют также: альтернативную, ограничительную, правозащитную и  компенсационную функции.

Альтернативная функция ответственности по административному праву проявляется, прежде всего, в общегосударственных интересах. Любое государство объективно заинтересовано в правовой регламентации особых карательных методов, не сопряженных с применением гражданам (подданным) и юридическим лицам специальных мер физического или психического принуждения, свойственных уголовному преследованию.

Не менее важна, чем уже отмеченные, ограничительная функция административно-правовой ответственности. Во многих случаях цель введения административных санкций заключена в создании предпосылок ограничения последствий вреда возможного правонарушения. К таковым относятся некоторые из административных взысканий, например, виды лишения специального права, административный арест, административное выдворение. Однако в отличие от указанных ранее функций применение ограничительной функции не всегда эффективно. Так, устное предупреждение или отдельные виды административных штрафов не всегда содействуют ограничению рецидивов совершения административных проступков.

Правозащитная функция  заключена в создании специального правового механизма, способного оградить частноправовые интересы граждан от властного произвола государственных  органов.

Компенсационная функция  административной ответственности  заключается в вытеснении и ликвидации общественных отношений, не соответствующих административно-правовым нормам.

Содержание компенсационной  функции административной ответственности  включает в себя установление для  лица, совершившего административное правонарушение, таких ограничений и лишений, которые призваны компенсировать вред, причиненный охраняемому правом общественному отношению. 

Как мы видим, помимо тех черт и функций, которые присущи всем видам юридической ответственности, административная ответственность обладает особенностями, которые отличают ее от других видов ответственности, дают ей право существовать обособленно и выполнять одну из значимых ролей в системе государственного управления и принуждения, выступая механизмом регулирования общественного порядка и предупреждения нарушения последнего.

1.2 Структура административной ответственности.

В структуру административной ответственности включаются её составные  части, элементы. Причём отсутствие хотя бы одного из них препятствует её наступлению: основание;  субъекты;  условия применения; мера административной ответственности5.

Существуют три тесно  взаимосвязанных основания административной ответственности: юридическое, фактическое и процессуальное основания.

Отсутствие любого из них исключает саму постановку вопроса о привлечении того или иного субъекта к административной ответственности.

Юридическое основание  административной ответственности - это предусмотренность ее за конкретные правонарушения в действующем законодательстве. Фактическим основанием административной ответственности служит конкретное в полном составе составляющих его элементов административное правонарушение, совершенное соответствующим субъектом. Процессуальным основанием административной ответственности является составленный уполномоченным на то должностным лицом органов государственной исполнительной власти протокол об административном правонарушении, совершенном данным субъектом.

Административным правонарушением  как фактическим основанием административной ответственности признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (п. 1 ст. 2.1 КоАП РФ). Оно характеризуется следующими обязательными признаками:

во-первых, любое административное правонарушение - это деяние, то есть объективно выраженное действие или  бездействие;

во-вторых, это деяние, посягающее на любой из перечисленных в ст. 1.2 КоАП РФ общих родовых объектов посягательств;

в-третьих, административным правонарушением признается лишь виновное деяние, и отсутствие вины в действиях (бездействии) физических и юридических  лиц полностью исключает возможность квалификации их поведения в качестве административного правонарушения. При этом юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых законом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ);

в-четвертых, это деяние противоправное, за совершение которого действующим законодательством предусмотрена административная ответственность.

Содержащее все признаки административного проступка деяние может быть фактическим основанием административной ответственности  лишь тогда, когда оно находится  в полном соответствии с условиями привлечения к административной ответственности (или исключающими ее).

Условиями привлечения  к административной ответственности (или исключающими ее) является наличие или соответственно отсутствие следующих обстоятельств: умышленной или неосторожной вины (ст. 2.2 КоАП РФ), возраста, по достижении которого наступает административная ответственность (ст. 2.3 КоАП РФ), соблюдение давностных сроков привлечения к административной ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ), состояние крайней необходимости (ст. 2.7), невменяемость правонарушителя (ст. 2.8 КоАП РФ), смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства (ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ), а по некоторым составам административных правонарушений также причинная связь между противоправным действием и наступившими последствиями.

Признаваемое административным правонарушением действие (бездействие) по своей объективной стороне  является антиобщественным вредоносным  деянием, дезорганизующим систему  общественных отношений, но, в отличие  от преступления, оно не рассматривается государством в качестве общественно опасного деяния. При этом граница между антиобщественной вредоносностью административного правонарушения и общественной опасностью преступления устанавливается при формулировании составов административных правонарушений законодателем (а не правоприменителем), причем зачастую достаточно точно и четко. Хищение чужого имущества, например, стоимостью до пяти минимальных размеров оплаты труда признается административным правонарушением (мелким хищением, ст. 7.27 КоАП РФ), а выше этого размера - преступлением.

Субъектами административной ответственности чаще всего выступают субъекты административного проступка, т.е. совершившие административное правонарушение физические лица и привлекаемые за это к административной ответственности.

Cреди физических лиц  в науке административного права  принято выделять общих, особых (особенных) и специальных субъектов  административной ответственности.

Граждане России, лица без гражданства и иностранцы (не являющиеся дипломатами) относятся к категории общих субъектов административной ответственности, которая наступает в отношении вменяемых лиц с 16-летнего возраста. Это общие основные, входящие в состав любого административного проступка, признаки гражданина как субъекта административной ответственности. Предусмотренные же соответствующими составами административных правонарушений дополнительные особые и специальные признаки этих физических лиц переводят их в категории особых (особенных) и специальных субъектов административной ответственности. Их несколько.

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные  юридические лица, совершившие административные правонарушения на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, предусмотренные ч. 2 ст. 8.16, ст. 8.17-8.20, ч. 2 ст. 19.4 КоАП РФ, подлежат административной ответственности на общих основаниях. Вопрос же об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с ее федеральными законами и международными договорами и совершившего на территории Российской Федерации административное правонарушение, решается в соответствии с нормами международного права (ст. 2.6 КоАП РФ).

Несовершеннолетние от 16 до 18-летнего возраста привлекаются к административной ответственности с некоторыми особенностями в соответствии с ч. 2 ст. 2.3 КоАП РФ. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав оно может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних. При совершении же ими серьезных, прямо перечисленных в КоАП РФ относительно немногочисленных административных правонарушений (мелкое хулиганство, стрельба из огнестрельного оружия в населенных пунктах, злостное неповиновение законному распоряжению работника милиции и некоторые другие), они подлежат административной ответственности и на общих основаниях, но опять же с определенными изъятиями: во-первых, и по этим составам административных правонарушений дела могут (а по всем остальным - должны) передаваться на рассмотрение комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, которые могут применять меры воздействия, предусмотренные Положением об этих комиссиях; во-вторых, к ним не применяется административный арест в качестве меры административного наказания.

Информация о работе Административно-правовая ответственность