Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 08:18, курсовая работа
Правовое положение иностранцев и правовое положение апатридов различается очень незначительно, при первом приближении к исследованию данного вопроса существующими различиями можно пренебречь и рассматривать иностранных граждан и лиц без гражданства как единую родовую общность: это лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации. По общему правилу, они пользуются теми же правами и на них возлагаются те же обязанности, что и на граждан Российской Федерации. Но есть и отличия в их правосубъектности, так как гражданство является важнейшим компонентом административно-правового статуса личности
Введение………………………………………………………………………….3
Понятие, принципы административно-правового статуса иностранных граждан…………………………………………………………………….5
Особенности прав и обязанностей иностранных граждан……………..10
Порядок въезда иностранных граждан в Российскую Федерацию……16
Правовое регулирование пребывания иностранных граждан в Российской Федерации…………………………………………………...20
Проблемы трудовой миграции…………………………………………...24
Заключение……………………………………………………………………….26
Список используемой литературы……………………………………………...29
Административно-правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы……………………………………………...
Введение
Административно-правовой статус - это совокупность прав и обязанностей граждан, обеспечиваемых и гарантируемых административным правом.
Гражданство - есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающая в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства основных прав и свобод.
В юридической литературе справедливо отмечается, что понятие «личность» - собирательное, обобщающее, подчеркивающее наличие определенной связи между человеком. В зависимости от степени этой связи личность выступает в правовых состояниях относительно принадлежности к конкретному государству: российские граждане – в состояние гражданства, иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды) – в состоянии без гражданства. Каждое из этих состояний предполагает свой вид правового статуса личности (соответственно гражданина, иностранного гражданина и лица без гражданства).
Лицом без гражданства в РФ признаются лица, не имеющие гражданства какого-либо государства. Безгражданство, может быть, абсолютным и относительным. Абсолютное безгражданство — безгражданство с момента рождения. Относительное безгражданство — безгражданство, наступившее в результате утраты гражданства. В законе о гражданстве России устанавливается, что ребенок лиц без гражданства, родившийся на территории России, является гражданином России. Законодательство определяет, какие документы и факты могут служить доказательством наличия у лица гражданства того или иного государства.
Правовое положение иностранцев и правовое положение апатридов различается очень незначительно, при первом приближении к исследованию данного вопроса существующими различиями можно пренебречь и рассматривать иностранных граждан и лиц без гражданства как единую родовую общность: это лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации. По общему правилу, они пользуются теми же правами и на них возлагаются те же обязанности, что и на граждан Российской Федерации. Но есть и отличия в их правосубъектности, так как гражданство является важнейшим компонентом административно-правового статуса личности. Его наличие или отсутствие серьезно влияет на совокупность прав и обязанностей граждан. Так в ст.62 Конституции Российской Федерации говорится: «Наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ»1.
Использование иностранными гражданами и лицами без гражданства прав и свобод не должно наносить ущерб интересам российского общества и государства, правам и законным интересам граждан РФ и других лиц.
Находящиеся в РФ иностранные граждане и лица без гражданства обязаны уважать Конституцию РФ и соблюдать российские законы.
Иностранные граждане могут постоянно проживать в РФ, если они имеют на то разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел.
Иностранный гражданин – это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданство) иностранного государства.
Лицо без гражданства - это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданство) иностранного государства2.
Иностранными гражданами в РФ признаются лица, не являющиеся гражданами России и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства3.
Иностранные граждане на территории Российской Федерации подразделяются на три категории:
1. Постоянно проживающие – имеющие разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел.
2. Временно прибывающие – иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации на иных законных основаниях.
3. Проезжающие через территорию Российской Федерации. Транзитный проезд через территорию РФ осуществляется, как правило, без права на остановку и разрешается по предъявлении российской транзитной визы, визы на въезд в сопредельное с Российской Федерацией по маршруту следования государства либо визы государства назначения и действительных для выезда из Российской Федерации проездных документов (билетов) или подтвержденной гарантии их приобретения в пункте пересадки на территории Российской Федерации. Данные нормы регламентируются Федеральным законом «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» от 15 августа 1996 года4.
Правовое положение
иностранных граждан в
Согласно ч. 3 статьи 62 Конституции РФ, на иностранных граждан распространяется национальный режим, т.е. режим, который предоставлен российским гражданам. В соответствии с этим иностранцы пользуются теми же правами и несут те же обязанности, что и граждане России, за исключением некоторых ограничений, устанавливаемых только федеральным законом или международным договором Российской Федерации, а не какими-либо другими нормативными актами.
В этой связи Конституционный Суд в постановлении от 17 февраля 1996 г. по жалобе лица без гражданства Я.Д. Гафура разъяснил, что, согласно ч. 3 ст. 62 Конституции, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Из содержания данной и других статей Конституции, касающихся прав и свобод человека и гражданина, следует, что речь идет о случаях, устанавливаемых лишь применительно к таким правам и обязанностям, которые являются правами и обязанностями именно гражданина России, т.е. возникают и осуществляются в силу особой связи между государством и его гражданами6.
Традиционным принципом российского законодательства закреплен принцип национального режима, согласно которому и определяются принципы административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.
Под национальным режимом понимается предоставление иностранным гражданам такого же правового режима, какой предоставляется российским гражданам. Они пользуются теми же правами и несут те же обязанности, что и российские граждане, если иное не установлено федеральным законом. Законом установлены определенные ограничения свободы передвижения иностранных граждан по территории Российской Федерации, установлены условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях.
Постоянно проживающие в России иностранные граждане обладают ограниченным избирательным правом, они могут избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.
Закон определяет отношение иностранных граждан к государственной и муниципальной службе, к отдельным видам деятельности, а также к военной службе.
Принцип национального режима, согласно которому и определяются принципы административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства подразумевает, что иностранные граждане:
- имеют право на судебную защиту своих прав;
- имеют право быть субъектами
предпринимательской
- равны наряду с другими
Исключения для иностранных граждан подразумевают, что они:
- не могут быть субъектами
административной деятельности, т.е.
они не могут быть наделены
полномочиями в сфере
- при заключении трудового договора в отношении них должна быть соблюдена соответствующая процедура;
- они обязаны соблюдать
правила регистрации
Законодательство различает иностранных граждан, постоянно проживающих и временно пребывающих на территории Российской Федерации, а также проезжающих через территорию Российской Федерации транзитом, связывая с этим определенные правовые последствия. РФ предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права7.
Иностранные граждане,
находящиеся на территории
Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами: на обжалование незаконных действии (решений) органов государственной власти, их должностных лиц; на свободу и личную неприкосновенность; на неприкосновенность жилища; на свободный труд; на медицинскую помощь; на образование и т.д.
Правосубъектность
лиц, находящихся на
- не могут быть государственными служащими;
- не допускаются к деятельности, связанной с государственной тайной;
- на них не распространяется воинская обязанность;
- только к ним применяется наказание - выдворение;
- могут въезжать на территорию России при наличии разрешения;
- проживают и осуществляют свою деятельность на основании специальных документов;
- могут быть установлены ограничения в передвижении и выборе места жительства и др.
Регулируя отношения с иностранными гражданами, государство не только устанавливает правоспособность, определяет их права и обязанности, но и обеспечивает реализацию и защиту их правового статуса с помощью гарантий, которые объединяют условия и средства, необходимые для осуществления процесса формирования юридического и фактического положения лица.
Иностранные граждане, законно
находящиеся в Российской Федерации,
могут пользоваться в Российской
Федерации теми конституционными правами
и свободами, которые, в соответствии с положениями
главы второй Конституции Российской
Федерации, принадлежат «каждому».
Порядок реализации иностранными гражданами
тех или иных конституционных прав и свобод
зависит от двух факторов: во-первых, формулировки
в соответствующих федеральных законах
и, во-вторых, особенностей режима пребывания
иностранных граждан в Российской Федерации.
1. Передвижение иностранных граждан
в пределах Российской Федерации. Иностранные
граждане имеют право на свободное передвижение
в личных или деловых целях в пределах
Российской Федерации на основании документов,
выданных им или оформленных в соответствии
с требованиями Федерального закона от
25 июля 2002 г., за исключением посещения
территорий, для въезда на которые требуется
специальное разрешение. В настоящее время
перечень территорий, организаций и объектов,
для въезда на которые иностранным гражданам
требуется специальное разрешение, определен
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 4 июля 1992 г., в которое, в случае
необходимости, вносятся соответствующие
изменения и дополнения.
2. Отношение иностранных
граждан к избирательному
Вместе с тем в части 2 статьи
12 Федерального закона от 25 июля 2002 г. установлено,
что постоянно проживающие в Российской
Федерации иностранные граждане в случаях
и порядке, предусмотренном федеральным
законом, имеют право избирать и быть избранными
в органы местного самоуправления, а также
участвовать в местном референдуме.
В настоящее время это право постоянно
проживающих в Российской Федераций иностранных
граждан закреплено в п.10 статьи 4 Федерального
закона от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие
в референдуме граждан Российской Федерации».
Однако, и в этом случае основанием для
реализации данного права должен быть
международный договор Российской Федерации
с соответствующим иностранным государством.
Это, главным образом, отдельные государства
бывшего Союза ССР.
3. Участие иностранных граждан в трудовых отношениях. В статье 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. предусмотрены общие основания и условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях. При этом иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг)8.
Информация о работе Административно-правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации