Административно-правовой статус граждан Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 01:32, курсовая работа

Описание работы

Создание российской суверенной государственности, глубокие политические, экономические, организационные реформы в стране повлекли коренные изменения всего массива административно-правовых норм. В 90-х годах ХХ века Российской Федерации пришлось полностью обновлять и расширять систему административно-правового регулирования. Были закреплены демократические начала организации и функционирования исполнительной власти, расширены права граждан, значительно повышена роль закона. Важнейшим приоритетом административно-правового обеспечения положения граждан в сфере публичной администрации является развитие, детализация, конкретизация и гарантирование конституционных норм, фиксирующих основные права, свободы и обязанности российских граждан.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………... 3-6
Глава 1. Понятие и виды субъектов административного права
…………………………………………………………………...
7-11
Глава 2. Административно-правовой статус граждан .................. 12-20
21-25
Глава 3. Административная ответственность за нарушение прав
граждан…………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………. 26-28
29-30
Библиографический список………………………………………….

Файлы: 1 файл

Админ.пр.курсовая Титова.doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования 

РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и  ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Поволжский институт управления имени П.А. СТОЛЫПИНА

 

Факультет Второго высшего профессионального образования

Специальность 030900.62 «Юриспруденция»

Кафедра административного  и уголовного права

 

 

Курсовая работа

                                             на тему:

«Административно-правовой статус граждан Российской Федерации»

 

 

 

        

 

       Автор работы:

                                                                                          Студентка 2 курса, 1 группы

                                                                                          заочной формы обучения

                                                                                          Ф.И.О. Титова Мария Сергеевна

                                                                                          подпись______________________

 

                                                                                          Руководитель работы:

                                                                                          Должность, звание_______________

                                                                                          Ф.И.О.__________________________

                                                                                        Оценка__________________________

                                                                                         Подпись_________________________

                                                                                          «___»_____________________20___г.

                                                                                   

                                                                                 

 

 

 

Саратов 2012

 

Содержание

                                                                                                  С.

Введение………………………………………………………………...

3-6

Глава 1. Понятие и виды субъектов административного            права …………………………………………………………………...

 

7-11

Глава 2. Административно-правовой статус граждан ..................

12-20

 

 

21-25

Глава 3. Административная ответственность за нарушение прав граждан…………………………………………………………..

Заключение…………………………………………………………….

26-28

 

29-30

 

 

 

 

 

 

Библиографический список………………………………………….

 
 
 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 Создание  российской суверенной государственности, глубокие политические, экономические, организационные реформы в стране повлекли коренные изменения всего массива административно-правовых норм. В 90-х годах ХХ века Российской Федерации пришлось полностью обновлять и расширять систему административно-правового регулирования. Были закреплены демократические начала организации и функционирования исполнительной власти, расширены права граждан, значительно повышена роль закона.

 Важнейшим  приоритетом административно-правового  обеспечения положения граждан в сфере публичной администрации является развитие, детализация, конкретизация и гарантирование конституционных норм, фиксирующих основные права, свободы и обязанности российских граждан. За десятилетие, прошедшее с момента принятия Конституции, в этом отношении сделано уже немало. В частности, на федеральном уровне приняты Законы об общественных объединениях, об информации, информатизации и защите информации, об основах государственной службы, об альтернативной гражданской службе, а также ряд других законодательных актов, которые существенно обогатили права граждан в сфере управления и их гарантии. Однако до настоящего времени отсутствует надлежащее административно-правовое сопровождение таких конституционных прав граждан, как право на собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, право на индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

 Существенное  значение для оптимизации правового  регулирования «управленческого»  статуса граждан, проявляющегося вовне в их многообразных юридических связях с различными органами и должностными лицами публичной администрации, имеет четкое разграничение предметов ведения Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в вопросах юридического регулирования прав и обязанностей граждан в сфере государственного и муниципального управления. Как известно, в соответствии со ст. 72 Конституции РФ административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении российской Федерации и ее субъектов1. Но из этого факта не следует, что в формировании административно-правового статуса вправе участвовать только федеральный и региональный уровни публичной власти, да еще и обладая при этом идентичными с юридической точки зрения возможностями.

 Системное  восприятие Конституции России  и федеральных законов, принятых  в развитие содержащихся в  ней положений, свидетельствует  о том, что, во-первых, регулирование  прав и свобод граждан, в  том числе и в качестве субъектов  административного права, составляет прерогативу федеральных органов власти и лишь защита урегулированных на федеральном уровне прав и свобод относится к совместному ведению Федерации и ее субъектов, а во-вторых, определенная ниша для административного нормотворчества в рассматриваемой сфере в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» зарезервирована за муниципальными образованиями, их уставами и иными нормативными правовыми актами2

 Особое место  в структуре административно-правового  статуса занимает ответственность  за административные правонарушения. В соответствии с Кодексом  Российской Федерации об административных правонарушениях законодательство об административной ответственности включает в себя как сам КоАП РФ, так и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов РФ об административных правонарушениях. Установление административной ответственности актами органов местного самоуправления не допускается.

 Субъекты Российской Федерации достаточно активно включились в процесс законодательного регулирования ответственности за административные правонарушения. Во многих из них уже приняты либо собственные кодексы (Республика Татарстан, Орловская область, Новосибирская область и др.), либо отдельные законы об административной ответственности (Республика Коми, Амурская область, Приморский край и др.).

 Однако институт  административной ответственности - далеко не одномерное правовое явление. Его характеристика не ограничивается тем, что в основе данного вида ответственности лежит обязанность лица, совершившего административное правонарушение, отвечать за содеянное, сопряженная с возможностью применения к нему принудительных мер воздействия, предусмотренных законодательством. Не следует забывать о том, что юридическая ответственность всегда связана с вторжением в сферу личной жизни граждан, предполагает ограничение их прав и свобод. Таким образом, еще одна сторона административной ответственности проявляется в том, что ее законодательное закрепление влияет на содержание и объем прав и обязанностей граждан в сфере управления.

Неотъемлемой  составной частью совершенствования  административно-правового статуса  граждан является закрепление и  развитие разветвленной системы  юридических гарантий прав и свобод граждан как участников управленческих отношений. Надлежащее гарантирование административно-правовых возможностей граждан предполагает: во-первых, определение в законодательстве персонифицированных представителей государственной и муниципальной власти, ответственных за обеспечение условий для реализации прав и свобод граждан; во-вторых, закрепление конкретных обязанностей органов и должностных лиц публичной администрации, корреспондирующих правам и свободам граждан в сфере управления; в-третьих, установление детальных административных процедур, исчерпывающим образом оговаривающих порядок исполнения соответствующими субъектами управления своих обязанностей в отношениях с гражданами; в-четвертых, усиление ответственности органов и должностных лиц за неисполнение ими своих обязанностей, повлекшее нарушение прав граждан в сфере управления.

Таким образом, административное право - управленческое право. Оно регулирует отношения, возникающие в ходе формирования и функционирования государственной администрации, обслуживает сферу государственного управления. Административно-правовое регулирование производится путем:

    1. упорядочения, закрепления, совершенствования существующих общественных отношений;
    2. конструирования новых общественных отношений, соответствующих требованиям законов развития общества, положениям Конституции РФ;
    3. охраны урегулированных нормами административного и других отраслей права общественных отношений;
    4. вытеснения из сферы деятельности исполнительной власти общественных отношений, не соответствующих интересам граждан, общества, государства.

По структуре  работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие и виды субъектов административного права.

Вопрос о  субъектах административного права является одним из важнейших, так как речь идет об участниках административно-правовых отношений, решающих задачи и осуществляющих функции исполнительной власти, координирующие, распорядительные, контрольно-надзорные полномочия в области государственного управления и местного самоуправления, рассматривающих дела о правонарушениях, совершаемых физическими и юридическими лицами в хозяйственной, налоговой, финансовой, таможенной сфере, в строительстве, в сфере общественного порядка и т. д.

 Традиционно субъектом административного права считается физическое или юридическое лицо, которые в соответствии с установленными административным законодательством нормами участвуют в осуществлении публичного управления, реализации функций исполнительной власти. Субъект административного права - это одна из сторон публичной управленческой деятельности, участник управленческих отношений, наделенный законодательством правами, обязанностями, полномочиями, компетенцией, ответственностью, способностью вступать в административно-правовые отношения. Таким образом, реализация прав, установленных за субъектом административного права, и выполнение им определенных обязанностей происходят в рамках конкретного правоотношения. Поэтому последние являются основным каналом реализации административно-правовых норм.

 Субъекты административного права - реальные участники административно-правовых отношений, обладая административно-правовым статусом, участвуют в организации публичного управления (государственного и муниципального), в самой управленческой деятельности, а также в процессе управления (административных процедурах). Однако административно-правовой статус раскрывается и в отношениях между органами управления и гражданами, а также другими субъектами права. Следовательно, административно-правовой статус определяется правами, свободами, их гарантиями, обязанностями, правоограничениями, объемом ответственности.

 Субъекты административного права могут реализовывать свой правовой статус в рамках следующих четырех крупнейших блоков возникающих правоотношений:

    1. в организационно-управленческом праве (отношения по общей организации управления в различных отраслях и сферах управления);
    2. в управленческом процессе, т. е. в рамках использования управленческих процедур, подготовки и принятия правовых актов управления и применения иных административно-правовых форм и методов;
    3. в административном процессе, т. е. в системе отношений по поводу обеспечения судебной защиты прав, свобод, законных интересов физических и юридических лиц;
    4. в административно - деликтном праве, т. е. в системе отношений, возникающих в процессе применения мер административного принуждения уполномоченными органами и должностными лицами к субъектам, нарушающим правовые нормы.

 В специальной  литературе различаются индивидуальные и коллективные субъекты административного права.

 Индивидуальными  субъектами являются граждане  Российской Федерации, иностранные  граждане и лица без гражданства3. Эти лица не состоят в устойчивых, непрерывных организационных отношениях с органами исполнительной власти или публичного управления. Субъектами административно-правовых отношений граждане становятся, например, в силу необходимости совершения какого-либо действия, выполнения установленной для них обязанности, получения разрешения (лицензии) соответствующего государственного органа, обжалования в суд действий (бездействия) или решения органов исполнительной власти, нарушающих права, свободы и законные интересы (на гражданина налагается административное взыскание за совершенное административное правонарушение.

 К индивидуальным  субъектам административного права  относятся также государственный  служащий или должностное лицо. Они занимают государственные  должности в государственных  органах власти, находятся в устойчивых  и непрерывных организационных  отношениях с указанными органами. Их статус одинаковым образом регламентирован нормативными правовыми актами, они осуществляют компетенцию государственных органов и имеют для этого соответствующие государственно-властные полномочия, выполняют действия и принимают решения от имени государственных органов.

 Коллективные  субъекты административного права - это группы людей, являющиеся организациями (государственными, негосударственными, частными, общественными), которые выступают во внешних отношениях как самостоятельные субъекты права, порядок их создания и деятельность регламентированы нормативными правовыми актами. В административно-правовых отношениях коллективные субъекты права действуют от своего имени, законы и иные нормативные правовые акты предоставляют им права и возлагают на них конкретные обязанности.

Информация о работе Административно-правовой статус граждан Российской Федерации