Административно-правовой статус гражданина РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 05:50, контрольная работа

Описание работы

Актуальность данной темы определяется тем, что за прошедшее время законодательство Российской Федерации существенно обновилось и стало занимать ведущее положение в регулировании общественных отношений. Так как предметом регулирования административного права является совокупность тех отношений, которые складываются в сфере государственного управления, рассматривая гражданина, как субъект административного права, в настоящей ситуации особенно важно соблюдение конституционного принципа независимости прав и свобод человека от произвола государства. Обладание правами и свободами, на которые не может посягать государство, делает человека, гражданина, самостоятельным субъектом, способным самоутвердиться в качестве достойного члена общества. Вместе с тем отношения личности и государства не исчерпываются обязанностью государства не посягать на права человека.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
Административно-правовой статус гражданина РФ……………………………..5
Заключение…………………………………………………………………………14
Список используемых источников……

Файлы: 1 файл

административное право.doc

— 81.00 Кб (Скачать файл)

     Содержание

    1. Введение……………………………………………………………………………..3
    2. Административно-правовой статус гражданина РФ……………………………..5
    3. Заключение…………………………………………………………………………14
    4. Список используемых источников……………………………………………….15
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Административно-правовой статус граждан РФ определяется Конституцией РФ, Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации», другими федеральными законами, иными правовыми актами. Граждане РФ, имея права, должны также выполнять возложенные на них Конституцией РФ и законами обязанности. Среди конституционных, имеющих существенное значение для организации процесса государственного управления, следует указать такие обязанности, как: защищать Отечество, платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам и др.

     Актуальность  данной темы определяется тем, что за прошедшее время законодательство Российской Федерации существенно обновилось и стало занимать ведущее положение в регулировании общественных отношений. Так как предметом регулирования административного права является совокупность тех отношений, которые складываются в сфере государственного управления, рассматривая гражданина, как субъект административного права, в настоящей ситуации особенно важно соблюдение конституционного принципа независимости прав и свобод человека от произвола государства. Обладание правами и свободами, на которые не может посягать государство, делает человека, гражданина, самостоятельным субъектом, способным самоутвердиться в качестве достойного члена общества. Вместе с тем отношения личности и государства не исчерпываются обязанностью государства не посягать на права человека.

     В соответствии с Федеральным законом  «О гражданстве Российской Федерации» гражданство Российской Федерации – это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Документом, удостоверяющим гражданство РФ, является паспорт гражданина РФ или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ, определяются федеральным законом. Гражданство РФ является единым и равным независимо от оснований его приобретения. Проживание гражданина РФ за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства РФ. Гражданин РФ не может быть лишен гражданства РФ или права изменить его. Гражданин РФ не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству.

     Цель  моей работы - рассмотреть административно-правовой статус гражданина Российской Федерации.

     Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Раскрыть понятие субъекта административного права.
  2. Изучить принципы гражданства РФ и правила, регулирующие вопросы гражданства РФ.
  3. Рассмотреть понятие административного правоотношения.

   Теоретическую основу моей работы составляют труды  следующих теоретиков: Авакьян С. А., Баглай М.В., Матузов. Н.И. и др., в которых в полной мере отражены: основные понятия административного права, административного правоотношения. Также за основу брались статьи из Конституции РФ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Административно-правовой статус граждан РФ

     Необходимость использования термина «физические  лица» обусловлена, прежде всего, их множественностью и разным объемом  административной правосубъектности (правоспособность и дееспособность в единстве и развитии). Кроме этого, в новом административном законодательстве об административных правонарушениях с 1 июля 2002 г. широко используется этот термин.1

     К физическим лицам можно отнести  следующие категории индивидуальных лиц: граждане РФ, граждане СНГ, лица с двойным гражданством, почетные граждане, иностранные граждане и лица без гражданства. У всех этих категорий граждан различный объем административно-правового статуса, но все они как физические лица являются субъектами административного права. Мы рассмотрим три категории физических лиц: граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства.

     Особым  признаком демократического государства  является не только признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, но и его обязанностей (ст. 2 Конституции РФ). Каждое физическое лицо в России обладает на ее территории всеми правами, свободами и имеет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ (п. 2, ст. 6 Конституции РФ).

     Конституционные нормы, регламентирующие основные права  и свободы физических лиц, являются нормами прямого действия, но это  не значит, что административно-правовые нормы утрачивают свое значение, скорее наоборот, они детализируют их права  и свободы, а также регламентируют отношения по возложению на них обязанностей в сфере управления, устанавливают в соответствии с административным законодательством меры ответственности за нарушение этих норм и правил.

     Граждане  России, выступая в роли субъекта административного права, обладают соответствующим административно-правовым статусом, закрепленным в правовых нормах, определяющих его социально-правовую роль в государстве и обществе.

     Административно-правовой статус гражданина включает комплекс его прав и обязанностей, государственные гарантии осуществления этих прав и обязанностей, обеспеченных юридическими способами и средствами их защиты.

     В законе «О гражданстве РФ» впервые  определены принципы гражданства РФ и правила, регулирующие вопросы  гражданства РФ.

     1. Принципы гражданства РФ и правила, регулирующие вопросы гражданства РФ, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

     2. Гражданство РФ является единым  и равным независимо от оснований его приобретения.

     3. Проживание гражданина РФ за  пределами РФ не прекращает  его гражданства РФ.

     4. Гражданин РФ не может быть  лишен гражданства РФ или права  изменить его.

     5. Гражданин РФ не может быть  выслан за пределы РФ или  выдан иностранному государству.

     6. РФ поощряет приобретение гражданства  РФ лицами без гражданства,  проживающими на территории РФ.

     7. Наличие у лица гражданства  РФ либо факт наличия у лица  в прошлом гражданства СССР  определяется на основании законодательных  актов РФ, РСФСР или СССР, международных договоров РФ, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

     Заключение  или расторжение брака между  гражданином РФ и лицом, не имеющим гражданства РФ, не влечет за собой изменение гражданства указанных лиц, то есть теперь будет меньше фиктивных браков с целью приобретения гражданства.

     Изменение гражданства одним из супругов также  не влечет за собой изменение гражданства  другого супруга.

     Расторжение брака также не влечет за собой  изменение гражданства родившихся в этом браке или усыновленных (удочеренных) супругами детей.

     Гражданство России приобретается (ст. 11):

     а) по рождению;

     б) в результате приема в гражданство  России;

     в) в результате восстановления в гражданстве России;

     г) по иным основаниям, предусмотренным  настоящим Федеральным законом  или международным договором  России.

     В ст. 14. регламентирован упрощенный порядок  приема в гражданство Российской Федерации:

     а) для лиц, имеющих хотя бы одного нетрудоспособного родителя, имеющего гражданство России;

     б) имели гражданство СССР, проживали  и проживают в государствах, входивших  в состав СССР, не получили гражданства  этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства  и другие условия.

     Основания для отклонения заявлений о приеме в гражданство России и о восстановлении в гражданстве России возникают (ст. 16), если заявления поданы лицами, которые:

     а) выступают за насильственное изменение  основ конституционного строя России или иными действиями создают угрозу безопасности России;

     б) в течение пяти лет, предшествовавших дню обращения с заявлениями  о приеме в гражданство России или о восстановлении в гражданстве  России, выдворялись за пределы Росси  в соответствии с федеральным законом;

     в) использовали подложные документы  или сообщили заведомо ложные сведения;

     г) состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в  правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено  международным договором Российской Федерации;

     д) имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с федеральным  законом;

     е) преследуются в уголовном порядке компетентными органами Российской Федерации или компетентными органами иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с федеральным законом (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу);

     ж) осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом (до истечения срока наказания);

     з) не имеют законного источника  средств к существованию на день обращения с заявлениями о  приеме в гражданство РФ или в  течение пяти лет непрерывного проживания на территории РФ, если иной срок проживания на территории РФ, являющийся условием для обращения с заявлением о приеме в гражданство РФ, не установлен настоящим ФЗ.

     Полномочными  органами, ведающими делами о гражданстве  Российской Федерации, являются:

     1) Президент Российской Федерации;

     2) МВД РФ и его территориальные  органы;

     3) МИД РФ, дипломатические представительства  и консульские учреждения России, находящиеся за пределами РФ.

     В полномочия Президента России входит:

     • утверждение положений о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ;

     • обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия полномочных органов, ведающих делами о гражданстве России, в связи с исполнением настоящего Федерального закона;

     • издание указов по вопросам гражданства России. МВД России и его территориальные органы осуществляют следующие полномочия:

     а) определяют наличие гражданства  России у лиц, проживающих на территории России;

     б) принимают от лиц, проживающих на территории России, заявления по вопросам гражданства России;

     в) проверяют факты и представленные для обоснования заявлений по вопросам гражданства России документы  и в случае необходимости запрашивают  дополнительные сведения в соответствующих  государственных органах;

     г) направляют Президенту РФ документы и иные материалы по вопросам принятия гражданства;

     д) исполняют принятые Президентом  РФ решения по вопросам гражданства  России;

     е) рассматривают заявления по вопросам гражданства России, поданные лицами, проживающими на территории России, и принимают решения по вопросам приема в гражданство России в упрощенном порядке в соответствии с законом;

     ж) ведут учет лиц, в отношении которых  приняты уполномоченным органом  решения об изменении гражданства;

Информация о работе Административно-правовой статус гражданина РФ